На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 305 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Sinjakin
    ЛГБТ они такиеОтветом на подлос...
  • БУЛАТ ДЖУМАТАЕВ
    Как говорил Великии сократ "Всё тайное со временем становится явным". Правильно сделали,нужно было бы ещё и посла Мал...В РФ не только по...
  • Алекс Сэм
    Нужных диаспора откупит, а не особо ненужных ещё привезут.Колонной под конв...

Владимир Познер о скандале на «Минуте славы»: «У нас нет культуры общения с такими людьми»

В Сети продолжается дискуссия вокруг комментариев судей на шоу «Минута славы». Владимир Познер назвал участие в конкурсе одноногого танцора «запрещенным приемом», пояснив, что ему трудно оценивать его наравне с другими. Как это связано с отношением к инвалидам в обществе? Об этом мы поговорили с телеведущим, а также с психологом и человеком с инвалидностью.

4 марта «Первый канал» показал выпуск программы «Минута славы» с участием танцора-инвалида. Евгений Смирнов, который потерял в аварии ногу, выступал без протеза. Публика встретила номер аплодисментами, а мнения жюри разделились. Владимир Познер пожаловался, что ему трудно оценивать такое выступление. «Когда человек выходит, как вы, без ноги, невозможно сказать «нет», − отметил он. С ним согласилась Рената Литвинова, предложив Евгению впредь использовать протез.

Часть зрителей и некоторые коллеги посчитали реакцию Познера и Литвиновой бестактной. В прессе появились сообщения, что продюсер, отвечавший за подготовку программы к эфиру, уволен. Мы решили разобраться в истории и предложили Владимиру Познеру самому прокомментировать ситуацию.

Psychologies:

Почему вам было трудно оценивать выступление Евгения?

Владимир Познер:

Тут надо быть очень осторожным. Было очевидно, что номер Евгения Смирнова не тянет, что это слабый номер. И это было очевидно всем, кстати говоря. Ну как тогда поступить? Дать ему возможность остаться только потому, что он – «на коляске»?

Вот есть бегун из ЮАР Оскар Писториус, шестикратный чемпион паралимпийских игр, он участвовал в Олимпийских играх наравне с бегунами, у которых обе ноги целы (у Писториуса ампутированы ноги ниже колен). Это было участие на равных. Но если ты не можешь участвовать на равных, наверное, лучше этого делать.

Но как же тогда его допустили до конкурса?

Это уже не ко мне вопрос. Существует предварительная комиссия, которой нужно отобрать людей поинтереснее, поярче, им нужно делать рейтинги. С этой же целью приглашают детей. Это стремление сыграть на чувствах зрителей. Простой расчет. И я отношусь к этому крайне негативно. Поэтому я и не отдал свой голос за Евгения.

Как вы считаете, каким должно быть отношение к людям с инвалидностью в обществе?

Прежде всего, в нашей стране должны быть созданы все условия для нормальной жизни таких людей. Я не видел в Москве ни одного автобуса с подъемниками для колясочников. Не везде есть туалеты, подъезды, лифты для них. Я не вижу людей на колясках в ресторанах, в музеях. Должны быть созданы условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы могли вести нормальную жизнь, чувствовать себя полноценным членами общества. Это важнее всего.

В нашей стране должны быть созданы условия, чтобы люди с инвалидностью могли вести нормальную жизнь, чувствовать себя полноценными членами общества. Это важнее всего

Уверен, общаться с ними нужно так же, как со всеми другими людьми. Если при встрече с ними закатывать глаза или, как говорится, «делать лицо», заострять внимание на их инвалидности, это будет только оскорблять и унижать их. Часто бывает, мамы одергивают детей, которые хотят пообщаться с людьми на коляске. Это, конечно, неправильно. У нас нет культуры общения с такими людьми, этому нигде не учат, к сожалению. Хотя сделать это довольно просто. Начинать нужно с детского сада. Через книги, через мультфильмы, игры, разговоры. Окружающие должны понимать – человек на коляске такой же, как они.

ОТ ГЕРОИЗМА – К «НОРМАЛЬНОСТИ»

Часть критиков обрушились на сам формат шоу, обвиняя его продюсеров в раздувании скандалов ради высоких рейтингов. Однако гуманистический психотерапевт Мария Сабунаева находит в произошедшем повод для оптимизма.

Мария Сабунаева

«Мы движемся в новый мир. Сегодня на сцене крупного шоу может выступать танцор с инвалидностью – и это говорит нам о серьезном социальном сдвиге, − говорит Мария. − Мы неуклонно, хотя и с очевидными трудностями, идем к интеграции в общество самых разных людей на принципах равенства и общности прав. Раньше человек с инвалидностью оценивался отдельно от «нормальных людей». Сейчас норма расширяется, начинает включать в себя все больше и больше слоев, идентичностей, особенностей – в итоге мы должны удерживать с своем сознании множество факторов и всеми ими одновременно оперировать.

Потому что внезапно значительно большее количество людей оказывается нормальными! Нам надо постоянно искать баланс и разрешать этические дилеммы. Например, молодой мужчина – танцор. Он учился танцам и демонстрирует свое мастерство. Другие люди на конкурсе тоже демонстрируют свое мастерство. Один из этих людей с инвалидностью. У других тоже могут быть какие-то особенности. И членам жюри придется вовлекать в принятие решений и свои личные ценности, и доминирующие общественные ценности (а они-то и меняются!), и цель конкурса, множественные характеристики каждого конкурсанта, и еще множество факторов. Это требует другой, новой организации мышления.

Вообще, я бы рекомендовала всем нам торопиться расширять свое сознание и включать в него разные новые нормы: людей с инвалидностью, танцующих на сцене, трансгендерных мужчин и женщин, чайлдфри… список будет расширяться год за годом. Потому что если мы этого не будем делать, то рискуем попасть в такую же ситуацию, в какой оказался Познер: когда наши стандарты мышления не смогут охватить новых норм и выработать адекватные способы поведения в этих ситуациях».

ЧТО ДУМАЮТ ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ?

Важно ли им осознавать себя героями, получать аплодисменты просто за то, что они «не сломались» и вернулись к активной жизни? Параатлет и телеведущий Дмитрий Игнатов лишился ноги в результате несчастного случая. Он занимается плаванием, участвует в соревнованиях, читает лекции о своем протезе и этичном отношении к инвалидам. Само слово «инвалид» его не смущает. Правда, сам себя он любит называть киборгом.

Дмитрий Игнатов, параатлет, телеведущийФОТО Инстаграм Дмитрия @dvignatov

«Когда я слышу, что инвалидность − это какой-то запрещенный прием... Знаете, вот Познер, например, в очках. Никому не придет в голову, что к нему из-за этого нужно деликатнее относиться, – признается Дмитрий. – Я думаю, судьям нужно было просто оценить танец. Сказать «да» или «нет». И никак не аргументировать. Да, у человека нет ноги. Он выступил без ноги − ну и ладно. Он же пришел выступать на общих основаниях, он не просил поблажек.

Все думают, что люди с инвалидностью какие-то забитые и обиженные... Но мы такие же люди. Просто у нас нет какой-то части тела. Зато, например, у нас может быть крутой гаджет (протез), и мы можем называться киборгами. Абсолютно любой человек, у которого есть импланты в зубах или кардиостимулятор, − мы все так или иначе киборги. Или мы все инвалиды.

***

Другой вопрос, что наше общество не готово к инвалидам. Нет понимания, что кому-то действительно нужны особые условия. Когда ты хочешь попасть к врачу, ты имеешь право пройти без очереди. И тут начинается: «Чего лезешь?» Ты говоришь: «Я инвалид. Я паралимпиец». У нас люди даже не знают, что это такое. Это лукавая история о том, что у нас защищают инвалидов. Сейчас был чемпионат Москвы. Я выложил фотографию, где девочку на коляске тащат по лестнице. Они выбрали самый неудобный бассейн, чтобы провести соревнования. О чем здесь можно говорить?»

источник

Картина дня

наверх