На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 330 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Страшко
    Тан, Вы нормальный? Читайте свои посты. У Вас в 1900 году правил Николай Первый. Он даже и в 1800 не правил. Он после...Россия утратила к...
  • Мария
    Мерзопакостный, продажный бабец! Она, видимо, руководила своим идиотом мужем.Путину пора начин...
  • Мария
    Идёт война. За хищения и взятки должна быть высшая мера. Иначе, они не нажрутся никогда. Безнаказанности не должно бы...Хорошо пошло

Арабские проповедники в Татарстане в конце ХХ - начале ХХI вв.: пути проникновения, деятельность, последствия

  Раис Сулейманов

Религиозное возрождение, охватившее Россию и ее регионы после распада СССР, и завершение эпохи государственного атеизма в 1991 году привели к массовому восстановлению и строительству новых храмов по всей стране. Общий для всей страны процесс проходил и в регионах компактного проживания народов, исповедующих ислам. Однако, естественный духовный порыв мусульманского населения к своей религии был использован приверженцами радикальных исламских течений из зарубежных стран, ставивших собой целью духовно переориентировать российских мусульман на зарубежные религиозные центры. Подобные политические цели в долгосрочной перспективе должны были привести к превращению мусульман Поволжья и Северного Кавказа в«пятую колонну» в собственной стране и включить эти территории в глобальный геополитический передел в Евразии. В 1990-е годы приезд иностранных мусульманских миссионеров в Татарстан воспринимался как желание зарубежных единоверцев из стран Ближнего Востока помочь татарам вернуться к исламу. По воспоминаниям муфтия Татарстана Ильдуса Файзова (2011-2013) пиетет перед арабами достигал таких форм, что «на любого араба смотрели чуть ли никак на самого пророка Мухаммеда» [1].

Известный татарский богослов Фарид Салман вспоминал, что в бытность его работы во главе отдела международных связей Казанского мухтасибата в начале 1990-х годов, когда начались первые визиты арабских эмиссаров, ему часто в качестве переводчика приходилось бывать рядом с ними. Тогда они недвусмысленно предлагали ему сотрудничество со своей стороны. В 1991 году приехавшие из Университета имени Абд аль-Ваххаба в Эр-Рияде преподаватели убеждали его начать содействовать им в приобщении татар к«чистому исламу» [2]. Сам Салман тогда от подобных предложений отказался, впоследствии неоднократно поднимал тревогу по этому поводу, причем один из немногих, кто еще в 1990-е годы разглядел куда ведет такое «сотрудничество» мусульманскую умму [3]. Увы, далеко не все были столь принципиальными противниками «помощи» от зарубежных единоверцев из арабских благотворительных фондов.

Деятельность зарубежных исламских миссионеров сконцентрировалась в начале на организации мусульманских молодежных лагерей. Первый такой прошел с 27 апреля по 3 мая 1992 года на территории пионерского лагеря«Солнечный» под Казанью, организованного саудовской благотворительной организации «Тайба». В качестве лекторов выступали четверо граждан Саудовской Аравии, одним из которых был Махди Ханбали. Весьма любопытны впечатления одного из участников этого лагеря, отражающие настроения татарской молодежи: «Саудовцы казались нам непререкаемыми авторитетами ислама. Мы все думали тогда, что соплеменники и земляки пророка Мухаммеда были единственным источником настоящего и чистого ислама» [4]. Арабы также участвовали в организации культурных вечеров, которые пользовались огромной популярностью. Открытый в том же году московский филиал Международной ассамблеи мусульманской молодежи (WAMY), возглавляемый гражданином Саудовской Аравии Али ал-Амуди, организовывал курсы проповедников ислама в Москве и в Казани, куда охотно приглашалась татарская молодежь. Наряду с этим практиковались поездки по районам Татарстана, где арабские проповедники выступали с лекциями перед мусульманской молодежью. К примеру, 14-27 декабря 1992 года с «благотворительным караваном» по республике разъезжал Усман Ахмед Хасан Али, гражданин Судана [5].

Читать далее

Картина дня

наверх