На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 263 подписчика

Свежие комментарии

  • Natalija Osminina
    Нуланд выгнали не за то, что она не справилась, а потому, что ЦРУ решило вовремя откреститься от теракта, узнав, что ...Нуланд уволена за...
  • Светлана Позднякова
    Вот это то и страшноНаша часть вины в...
  • Александр Платов
    И кто их отбирать будет, ась, Кузнецов? Так глядишь - все они в Москве окажутся, Характеристику тому, кто желает имет...СФ предложили раз...

Смертная казнь: имеет ли государство право на убийство

Эта дискуссия не утихает уже более века. «Казнить нельзя помиловать» — запятую ставьте по вкусу. Однако именно эту запятую уже многие десятилетия не может поставить человечество. Споры о нравственных оценках и допустимости убийства в качестве прерогативы государства на насилие не утихают во всем мире.



Смертная казнь, то есть лишение человека жизни по приговору суда, является одним из самых спорных на сегодня видов уголовного наказания. На 2015 год более 20 тысяч человек во всем мире были приговорены к смертной казни и ожидают исполнения наказания. В России сторонников отмены моратория на смертную казнь достаточно много. Фракции коммунистов и ЛДПР в Государственной думе постоянно поднимают этот вопрос.


Сомнения в том, применять или нет смертную казнь, объяснимы. Всем людям, а особенно родственникам погибших, особенно если речь идет о насильниках и педофилах, трудно смирится с мыслью, что преступник отделается лишь ограничением свободы, причем фактически будет жить за счет тех, кому причинил страдания — на казенных хлебах в спецтюрьме.

Поэтому, когда Генеральная ассамблея ООН в 2007 году призвала к введению всемирного моратория на исполнение смертных приговоров, эту резолюцию поддержали далеко не все страны. Причем среди 33 стран, проголосовавших категорически против моратория, было девять, имеющих право вето, в том числе США, Япония и Китай. Так как же дело обстоит сегодня?

Посмотрите на список стран, где регулярно исполняются смертные приговоры. Белоруссия (она, кстати, единственная из европейских стран, где сохраняют практику исполнения смертных приговоров) и светоч демократии и гуманности — США. Кроме того, Афганистан, Вьетнам, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, КНДР, КНР и Малайзия. Союзник Вашингтона на Ближнем Востоке — Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), практикующие самые жестокие виды казней: побивание камнями и публичное обезглавливание. Причем казнь через отсечение головы при помощи меча часто приводит не к мгновенной, а к болезненной и медленной смерти вследствие смертельной травмы шеи.

Также смертную казнь применяют Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Япония, Палестина, Китайская Республика (Тайвань), Египет, Сомали, Судан, Экваториальная Гвинея. При этом 90% всех смертных казней в мире приходятся всего на шесть стран — Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. То есть из 10 казненных лишь один умирает вне этих государств.

А теперь посмотрите на нашу карту. Заметили? Практика применения казней, словно красный пояс, окружает планету в центральной ее части. А вот ближе к полюсам и на экваторе от смертной казни решительно отказались. А возглавляют группу стран, где практикуется высшая мера наказания, именно США.

Казалось бы, это чистая случайность, совпадение. Но это не так. Если наложить на карту смертных казней географическую схему расположения горячих точек, военных и гражданских конфликтов на национальной, или религиозной почве, зон нестабильности, то вы просто удивитесь полному совпадению этих двух изображений.

А теперь добавим сюда бихевиористскую концепцию власти, заключающуюся в управлении народами путем манипуляций и давления, приплюсуем к ней теорию «разделения зон влияния» Джона Ронга (именно этими концепциями более сотни лет руководствуются США), то вы увидите еще одно совпадение. Красный пояс — это не что иное, как регионы, которые в Вашингтоне считают своей зоной интересов. Так что во главе этой зоны США стоят совсем не случайно.

Сегодня на официальном уровне в мире используется семь видов смертной казни, хотя изначально этот варварский арсенал был весьма богат. При этом даже наиболее жесткие казни, например костер, применялись еще относительно недавно: например, в католической Мексике в 1877 году сразу пять женщин, осужденных за колдовство, сожгли на одном костре. Но варварской страной по-прежнему считают «дикую Россию», попрекая ее поздней отменой крепостного права, которое, кстати, было отменено намного раньше отмены рабства в США и «юнкерского», то есть помещичьего, права в Пруссии, и «ужасными сибирскими рудниками».

Отличились и французы. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискара д’Эстена, 10 сентября 1977 года. Сутенер тунисского происхождения Хамид Джандуби был казнен в марсельской тюрьме с помощью детища врача Жозефа Игнаса Гильотена.

Но сегодня все эти казни на дыбах, колесе, умерщвление голодом и так далее, к счастью, в прошлом. Наиболее распространенной казнью сегодня является расстрел. Иногда используют пистолет и стреляют в затылок, как в Белоруссии, но чаще автоматы или карабины, как, к примеру, в Китае. Правда, и тут встречается экзотика. Например, одного из генералов в КНДР расстреляли из малокалиберной зенитной пушки.

Впрочем, в свое время англичане были еще более изощренны. Во время восстания колониальных туземных солдат-индийцев, сипаев, проходившего с 1857 по 1859 годы в Индии, британцами был специально разработан новый вид казни, который содержал элемент психологического устрашения — «Дьявольский ветер». Заключалось наказание в следующем: пленных сипаев привязывали к жерлу орудия и производили залп, чаще холостым зарядом, но изредка и ядром. Но не надо думать, что холостой выстрел был более гуманным: казнимого буквально разрывало на части. Просто британцы по-хозяйски экономили ядра.

Вторая в мире по популярности казнь — это повешение. Иногда просто удушение. Тут стоит вспомнить покушение на Гитлера. Заговорщиков, для усиления болезненных ощущений, чудом выживший после взрыва фюрер приказал казнить прямо в музыкальном стиле: задушить рояльными струнами высоких октав, то есть самыми тонкими.

Но чаще казнь осуществляют иначе. Осужденному набрасывают веревочную петлю на шею, причем веревка висит свободно. После этого у него из-под ног выбивают подставку, или открывают под ним специальный люк. Остальное делает гравитация. Человек падает, пока ему позволяет запас веревки, а потом петля буквально рвет шейные позвонки несчастного. Смерть наступает моментально, и это, кстати, довольно гуманный вид казни.

Зато самый старый вид казни, имеющий еще библейские корни, который и сегодня практикуется в ряде мусульманских стран, в том числе и в ОАЭ, — побиение камнями, и гуманным его не назовешь. Мало того, что он предполагает участие в процедуре казни всех желающих, а вовсе не облеченного полномочиями палача. Забрасывание камнями, вплоть до смертного исхода в результате ушибов и переломов, — процесс и болезненный, и долгий. Применяется в ОАЭ, как уже упоминалось, и отсечение головы.

В США попытались в свое время изобрести что-то погуманнее. Два, казалось бы, совершенно безболезненные вида казни — газовая камера и смертельная инъекция яда. Причем последнее — это введение трех уколов: снотворное, обезболивающее и смертельный яд. Однако врачи, следящие за состоянием казненного и фиксирующие его смерть путем снятия жизненных показателей, пришли к неутешительному выводу: из-за различий в физиологии осужденных снотворное часто не действовало, а обезболивающее действовало по-разному. Процесс был довольно болезненным, и в большинстве штатов от процедуры отказались.

А вот самый популярный вид казни в США — это электрический стул, умерщвление с помощью разряда электрического тока высокой мощности. Тут и рассказывать особенно нечего, лучше посмотреть фильм «Зеленая миля» Фрэнка Драбанта с Томом Хэнксом в главной роли — фильм, который, кстати, поднимает как раз проблему оправданности практики «законного убийства». Причем с неутешительной для сторонников этого вида наказания нравственной оценкой — это преступление, возведенное в ранг закона.

Логика понятна: невозможно исправить результат судебной ошибки в случае, если окажется, что приговор был вынесен невиновному человеку. И это действительно так. Вспомним, как в ходе поисков одного из самых знаменитых маньяков Андрея Чикатило было обвинено и казнено трое совершенно невиновных людей. Это просто обескураживает и действительно подталкивает к осуждению смертной казни как законной процедуры.

Но, с другой стороны, будучи в молодости криминальным репортером, я лично читал не один десяток уголовных дел, в которых убийцы и насильники, получившие значительные сроки, освободившись досрочно по УДО или отсидев весь срок, выходили на свободу и опять начинали убивать и насиловать. То есть смертная казнь — это не наказание в устрашение. Она имеет и другой аспект: защита общества от преступников и социопатов. Кстати, одно время в молодой советской республике смертная казнь именовалась удивительно точно — «высшей мерой социальной защиты».

Возможно, истина находится посредине. Не отменяя смертную казнь в принципе, можно сузить до крайности область преступлений, где бы она применялась, и ввести процедуру, жестко регламентирующую этот вид наказания. А именно: обязательный суд присяжных в делах, предполагающих возможность такого приговора, расширенная коллегия судей, многоуровневая система апелляций, отсрочка исполнения наказания и обязательное утверждение приговора высшими руководящими лицами страны с возможностью наложения вето.

Кроме того, необходимо ввести повышенную ответственность правоохранителй, ведущих следствие, и судей, выносящих такие приговоры. Подтверждение апелляции или оправдание осужденного к смертной казни должно неизбежно повлечь за собой сначала служебное, а затем и уголовное расследование в адрес лиц, ведших дело и вынесших этот приговор. Причем вести это расследования должны специальные судебные органы, сформированные коллегией судей.

Однако тогда мы сталкиваемся с другой нравственной дилеммой. А что хуже: быть казненным или годами, а то и десятилетиями, как это происходит в США, ждать исполнения приговора? Что более жестоко: моментальная смерть или многолетние душевные страдания и жизнь в постоянном страхе?

Ответа пока нет.

Олег Денежка

via

Картина дня

наверх