НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

143 864 подписчика

Свежие комментарии

  • Алла Дубинина
    Фьючерсы своими прогнозами сокращают жизнь мнительным людям больше чем сами реальные пакости .Лучше реша...Россия готовится ...
  • Wlad Wlad
    Видишь ли, наш Мир НЕ МАТЕРИАЛЬНЫЙ, а ИНФОРМАЦИОННЫЙ поэтому твои вопросы БЕССМЫСЛЕННЫ.Baijiahao: реакци...
  • Natalija Osminina
    Еще и слабовидящий Диагноз за диагнозом... Повторю свои 10 вопросов: 1.что такое время, что такое магнитное поле, эле...Baijiahao: реакци...

Оттянуть олигархов от бензина: Толстосумы недовольны низкими ценами

Оттянуть олигархов от бензина: Толстосумы недовольны низкими ценами

 

На днях информационное пространство заполнили материалы с заголовками, которые готовы вызвать раздражение у любого автомобилиста. Журналисты ряда изданий утверждают, что цены на бензин в нашей стране серьёзно занижены. И это при том, что поступательный рост расценок на автозаправочных станциях очевиден любому, кто регулярно использует автомобиль для поездок на работу или по личным делам. Представитель Независимого топливного союза Павел Баженов в эфире "Говорит Москва" пожаловался на невыгодные условия, сложившиеся для нефтяных компаний. По его словам, более двух третей операторов работает себе в убыток. Исправить эту ситуацию можно довольно просто: взвинтить цену ещё на 3-5 рублей.

Однако, сравнивая расценки с расценками соседей, можно прийти к удивительному открытию: Россия, бесспорно великая нефтяная держава, отнюдь не является страной с самым дешёвым топливом. Для примера можно взять Республику Казахстан: средняя стоимость АИ-95 составляет 34,3 рубля за литр. В России аналогичный объём можно приобрести за 49,1 рубля – на 30,2% дороже. Кроме того, в Казахстане достаточно дешёвый дизель: 33,6 рубля за литр (в нашей стране цена – 50 рублей за литр, на 32% выше). При этом Россия – вторая в мире страна по уровню добычи нефти после Соединённых Штатов Америки.

В докризисный 2019 год отечественные нефтяники извлекли из недр земли 568,1 миллиона тонн нефти, Казахстан – 91,4 миллиона тонн, в шесть (!) раз меньше. В чём же тогда кроется причина столь существенной разницы в ценах?

 

 

Конечный потребитель страдает прежде всего от конкуренции на внутреннем рынке между крупнейшими нефтяными компаниями. Именно конкуренция и отсутствие эффективного государственного регулирования приводят к постоянной разбалансировке ценообразования, чего не наблюдается у нашего южного соседа, где все нефтяные компании в той или иной степени принадлежат государству. Здесь можно привести обоснованное сравнение с рынком природного газа. В России он почти полностью монополизирован Публичным акционерным обществом "Газпром". Результат налицо: с 1 июля 2021 года оптовые расценки на газ повышаются на 3%, что вдвое ниже уровня инфляции, фиксируемого Росстатом. Такая же индексация цен на топливо происходила бы, если в русской нефтянке появился свой монополист.

Стоит в очередной раз отметить и то, что стратегия министерства финансов по обузданию цен не сработала. Её ключевым инструментом в данной отрасли является демпфер – покрытие за счёт федерального бюджета разницы между внутренней оптовой ценой и экспортными расценками на чёрное золото. Введение демпфера было вызвано благими намерениями: чтобы при высоких экспортных ценах (как сейчас) нефтяные компании отпускали топливо для внутреннего потребления по адекватной стоимости. Практика показала, что такая стратегия не работает. Введение государственного регулирования, как бы его ни критиковали приверженцы современного фритредерства, кажется неизбежным.

Картина дня

наверх