На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

148 068 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    трепло-сочинитель, с какого бодуна Трамп стал  фредовичем? ещё вчерась был джоновичем....Сталин и Трамп, Б...
  • Олег Орлов
    Штрафовать всех помушно и пошмельно.. А за грабеж и разбой медоносных пчел статьи уголовного кодекса, попчелно...За права мух и пр...
  • Александр Ляшенко
    Aleksandr Sobolev, а ты засранец,, как ты отстал и достал, а что про Познера то, не упомянул, ведь  он с тобой в уни...Пятая колонна в с...

Год после «Крокуса»: как изменилась миграционная политика России

22 марта исполнился год со дня теракта в «Крокус Сити Холле», который заставил Россию резко изменить миграционную политику. От режима «наибольшего благоприятствования» Москва была вынуждена перейти к гораздо более жесткому контролю над миграционными потоками, связывающими её со Средней Азией.

В годовщину трагедии в «Крокусе» Следственным комитетом России были обнародованы результаты расследования одного из самых масштабных терактов в новейшей истории страны. Всего в «Крокус Сити Холле» было убито 145 человек, в том числе шесть детей, и более 550 получили ранения. Девять детей из шести семей после теракта остались сиротами.

По итогам расследования СКР пришел к выводу, что теракт был «спланирован и организован спецслужбами недружественного государства в целях дестабилизации обстановки в России», а «для его совершения привлечены члены международной террористической организации». Непосредственной организацией теракта занимались шестеро граждан стран Средней Азии, которые находятся за рубежом, поэтому заочно арестованы и объявлены в розыск.

Они завербовали четверых исполнителей – граждан Таджикистана и организовали их обучение за границей.

Тот факт, что террористами оказались выходцы из Средней Азии, которых в страну фактически беспрепятственно пустили как трудовых мигрантов, а многим из них предоставляли гражданство, для российского общества оказался шоком. Вплоть до «Крокуса» Россия привыкла иметь дело с кавказским терроризмом, с которым активно боролась на протяжении девяностых и нулевых годов. Между тем радикализация выходцев из Средней Азии, особенно тех из них, кто работал в качестве трудовых мигрантов, происходила на протяжении достаточно длительного времени. После начала в 2011 г. гражданской войны в Сирии многие приняли в ней участие на стороне запрещенного в РФ ИГИЛ*. Несмотря на разгром этой организации после вступления в 2015 г. в войну России, значительная часть выходцев из Средней Азии продолжала воевать в составе других террористических организаций, сохранившихся в Идлибе.

Особенно плотно в террористическую деятельность были вовлечены таджикистанцы. В марте 2024 г. президент Таджикистана Э. Рахмон заявил, что, по имеющимся данным, за последние три года 24 гражданина республики совершили теракты в 10 странах мира. Так, 3 января 2024 г. был совершен крупный теракт в иранском городе Керман, в ходе которого погибли 89 и были ранены почти 300 человек. Одним из двух устроивших его террористов-смертников оказался гражданин Таджикистана. В августе 2023 г. другой таджикистанец, который оказался членом ИГИЛ, организовал нападение на мавзолей Шахчарог в Иране, что привело к гибели двух и ранении еще семи человек. В октябре 2022 г. теракт в том же самом мавзолее организовал еще один гражданин Таджикистана, который ранее находился на заработках в России. В результате погибли 13 и были ранены 27 паломников. Все эти факты, свидетельствующие о радикализации трудовых мигрантов, остались тогда незамеченными, что не позволило вовремя скорректировать миграционную политику.

Менять ее в экстренном порядке пришлось уже после «Крокуса». За 2024 г.  Государственной Думой в общей сложности было принято 14 законов, которые ужесточили правила пребывания иностранцев, усилив ответственность как самих мигрантов, так и должностных лиц за преступления в этой сфере. Так, срок временного пребывания иностранцев из безвизовых стран СНГ в России без оформления разрешительных документов был сокращен с 90 суток на протяжении полугода до полного года. Это осложняет проживание в РФ тем иностранцам, которые пользовались возможностью продлить его путем выезда и обратного въезда в страну через пограничные пункты пропуска, как правило – на границе с Казахстаном. С 5 февраля 2025 г. начал работать реестр контролируемых лиц, который ограничивает права иностранцев (запрет на смену места жительства, приобретение и регистрацию недвижимости, автомобилей, осуществление банковских операций и т. п.) в случае утраты ими законных оснований для пребывания в России вплоть до выезда из нее.

С 25 января 2025 г. вступил в силу закон по борьбе с фиктивными браками, ограничивший получение документов на длительное пребывание в России – разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство (ВНЖ) на основании заключения брака. Ранее мигранты широко пользовались такой возможностью, чтобы не приобретать патент на право работы в РФ, обязательный для граждан тех стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС. Обладатели таких документов фактически приравниваются в своих трудовых правах к гражданам России и могут свободно работать по трудовому или гражданско-правовому (срочному) договору.

Теперь для этого необходимо будет прожить в браке с гражданином РФ не менее трех лет или же иметь с ним общего ребенка. В том случае, если брак расторгнут, признан судом недействительным или же иностранец лишен родительских прав, РВП или ВНЖ может быть аннулировано.

С 1 мая 2024 г. распоряжением главы Министерства образования и науки РФ В. Фалькова проведение экзамена на знание русского языка, истории и основ законодательства запрещено частным вузам. Последние были заинтересованы отнюдь не в проверке реального уровня этих знаний у иностранцев, а в оказании им платных  услуг. На деле большинство мигрантов сертификат о сдаче экзаменов просто покупало. Право проводить такой экзамен сохранили лишь 12 государственных вузов и одна организация Правительства Москвы.

Кроме того, с 1 апреля 2025 г. вводится обязательное тестирование детей иностранцев на знание русского языка при их приеме в школы. Те из них, которые знание русского языка не подтвердят, в школы приняты не будут. Закон принят для ограничения притока в школы детей мигрантов из Средней Азии. Кое-где они уже составляют большинство школьников, что ведет к снижению уровня образования и росту недовольства местного населения. У родителей этих детей также будут проверяться документы на законность их нахождения в РФ.

Целый ряд нововведений направлен на ужесточение миграционного режима, то есть условий пребывания иностранцев на территории страны, и расширению полномочий силовых структур по контролю за ними. Так, преступления, совершенные во время незаконного пребывания в России, считаются теперь отягчающим обстоятельством. Рекламирующие незаконные услуги в сфере миграции сайты подлежат блокировке. Для юридических лиц увеличиваются штрафы за подделку документов, предназначенных для организации нелегальной миграции. Их размер первоначальный составит от 5 до 10 млн, а при повторном нарушении  – от 10 до 60 млн руб.

Полиция с 5 февраля с. г. получила право выдворять иностранцев из России за административные нарушения во внесудебном порядке. Причиной для высылки может послужить нарушение правил въезда, режима пребывания или проживания в РФ.

Заметные результаты дало усиление проверок мигрантов и их работодателей со стороны МВД РФ. По итогам прошлого года ведомство отчиталось об увеличении на треть числа решений о выдворении иностранцев (до 190,2 тыс.) и полуторакратном росте числа самих выдворений (до 157 тыс.). Более чем на треть увеличилось и число тех иностранных граждан, которым МВД запретило въезд в РФ (до 267,2 тыс.). Более чем вдвое возросло число проверок использующих труд мигрантов предприятий и на 70% увеличилось число выявленных у них нарушений. Наполовину сократилось число выданных иностранцам разрешений на временное проживание и на 1/5 – видов на жительство.

Вместе с тем прекращение МВД публикации текущей миграционной статистики убедиться в эффективности принятых мер не позволяет. В ее отсутствие неизвестными, например, остаются такие важнейшие показатели, как число поставленных на миграционный учет иностранцев по странам их происхождения и регионам России, а также выданных им российских паспортов и иных документов.

 

Несмотря на все принятые меры, миграционный вопрос в России пока далек от своего решения. По оценке МВД, на 1 сентября прошлого года в стране находились 6,1 млн мигрантов, что сопоставимо с населением Киргизии (7,2 млн) или Туркмении (7,2 млн). Численность нелегальных мигрантов на начало февраля 2025 г. оценивается ведомством в 670 тыс. Такое же население имеют Северная Осетия, Республика Марий Эл, Орловская и Мурманская области. Причем это именно оценка, и далеко не факт, что МВД учло всех нелегальных мигрантов. Их концентрация в столичном регионе ведет к ухудшению криминогенной ситуации и росту межэтнической напряженности. Отдельную проблему представляет радикализация трудовых мигрантов из Средней Азии, среди которых треть предпочитает шариат светскому законодательству.

Скорее всего, эффективность принятых мер в сфере миграции можно будет оценить в течение непродолжительного периода времени. И не исключено, что в обозримой перспективе власти будут вынуждены пойти на их дальнейшее ужесточение.

наверх