("Rzeczpospolita", Польша)
25 декабря в возрасте 80 лет скончался отец Глеб Якунин — русский православный священник, в советские годы — диссидент, которого преследовали за деятельность в защиту верующих.
За свою непоколебимую позицию он дважды лишался сана, во второй раз, уже в 90-х, это закончилось переходом священника в непризнанную РПЦ Украинскую православную церковь Киевского патриархата, а потом в неканоническую Русскую катакомбную церковь.
В своих выступлениях и публикациях (одну из них 10 лет назад я имел удовольствие переводить на польский) Якунин обращал внимание на важную вещь: с одной стороны, СССР был империей государственного атеизма, преследующей все религиозные верования, в том числе и в особенности православие, но с другой, во время Второй мировой войны Сталин пришел к выводу, что он может использовать Церковь, как силу для консолидации россиян перед лицом немецких захватчиков. И такой инструментальный подход использовали позже, уже в мирные времена, все советские лидеры.
Такое положение вещей не осталось в прошлом. Сейчас православные, разумеется, обладают в России свободой вероисповедания, однако можно задуматься о том, какова была бы позиция высших церковных иерархов в российской общественной жизни, если бы они критиковали политику Владимира Путина и использование им религии в пропагандистских целях. В российской политической традиции алтарь подчинен трону (в этом плане Россия напоминает протестантские страны). Бичевать царя — это прерогатива максимум юродивых, но кто будет воспринимать безумцев (даже божьих) всерьез?
В конце свой жизни Якунин сравнивал Россию с разлагающимся в гробу Лазарем, которого воскресил Иисус. Говоря об этом, священник подчеркивал, что его родина разлагается главным образом от собственных грехов, тем не менее он верил, что может произойти чудо: что Бог может ее преобразить и избавить от них. Слушая эти слова, я чувствовал, что их произносит пророк. Однако очень сложно быть пророком в собственном отечестве.
Оригинал публикации: Rosja jak gnijący Łazarz
Свежие комментарии