На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 329 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Что то в этом деле не так.Хорошо пошло
  • Ольга Заварухина
    Да все верно вы описали, и теперь как НАСТОЯЩИЙ МУЖИК, вы просто обязаны взять и пойти на передовую,  и делом доказат...РОССИЮ ОЖИДАЕТ ЖА...
  • Сергей Андросов
    Теперь понятно почему Black Stone запретил хохлов хоронить, американцам места не хватит.Американцев отпра...

Россия готова сохранять мир между Арменией и Азербайджаном добрым словом и пистолетом

Ни одна страна в мире, кроме России, не готова силой оружия защищать мир в треугольнике Армения — Нагорный Карабах — Азербайджан. Несмотря на то, что и Баку, и Ереван не прочь поскорее избавиться от российских миротворцев, введенных в Карабах в 2020 году, Москва продолжит свою миссию в зоне конфликта, регулярно давая по рукам зачинщикам новых обострений.

К такому выводу пришел обозреватель ФАН, проанализировавший обстоятельства инцидента в Сюникской области Армении.

Новое азербайджанское вторжение

Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе — он же, по азербайджанской версии, «Отечественная война», а по армянской — «Вторая Арцахская война», — закончился подписанием соглашения о перемирии еще 10 ноября 2020 года. Тем не менее, до сих пор напряженность в отношениях Баку и Еревана периодически подскакивает почти до точки кипения.

Например, 12 мая Минобороны Армении сообщило, что рано утром азербайджанские вооруженные силы в целях «корректировки границы» пытались провести «определенные работы» в одном из приграничных районов армянского Сюника. Ереван уточнил, что в результате предпринятых им мер азербайджанские военнослужащие были остановлены — и начались переговоры по урегулированию ситуации.

Однако быстро стало ясно, что от анонсированного урегулирования ситуация на участке «Севлич» («Черное озеро») Сюникской области Армении, мягко говоря, далека. Оказалось, что более 200 военнослужащих Азербайджана углубились на армянскую территорию на 3,5 км, но ретироваться с занятого плацдарма явно не намеревались.

Прокуратура Армении возбудила уголовное дело о нарушении территориальной целостности. Инцидент обсудили глава МИД России Сергей Лавров и и. о. главы МИД Армении Ара Айвазян. Наконец, и. о. премьер-министра Армении Никол Пашинян поручил главам МИД и Минобороны, а также секретарю Совета безопасности начать процесс консультаций в рамках ОДКБ для выработки и принятия мер по устранению угрозы территориальной целостности армянского государства.

13 мая президент Франции Эммануэль Макрон в телефонном разговоре с Пашиняном заявил о необходимости немедленного вывода войск Азербайджана с территории Армении. Но на следующий день азербайджанцы продолжали «гостить» возле Черного озера, а Пашинян продолжал фонтанировать громкими заявлениями.

Из последних общественность узнала, что он обратился к президенту России «в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1997 года и Договором об армяно-российской группировке войск для предоставления Армении, в том числе, военной помощи». Кроме того, Пашинян сообщил, что к переговорам с азербайджанской стороной «подключились представители 102-й российской базы».

Своеобразной «вишенкой на торте» стало заявление Пашиняна, по которому Макрон якобы не только согласился поддержать Ереван морально, но и на готов при необходимости, «оказать военное содействие международным усилиям решения вопроса (о пограничном инциденте в Сюникской области. — Прим. ФАН)» на основе мандата ООН.

В тот же день 14 мая Пашинян созвонился с российским президентом Владимиром Путиным. Пресс-служба Кремля сообщила следующее:

«Владимир Путин акцентировал необходимость строгого выполнения всех положений заявлений лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года и 11 января сего года, прежде всего — в части неукоснительного соблюдения режима прекращения огня».

И в тот же день заместитель руководителя пресс-службы Госдепартамента США Джалина Портер объявила, что Вашингтон считает действия Азербайджана на границе с Арменией провокационными и призывает прекратить их.

Тем не менее, Баку отзывать своих военных с армянской территории не стал. Более того, 16 мая Минобороны Азербайджана демонстративно объявило о начале масштабных военных учений…

Разгадка армянской пассивности

Вдумчивые читатели наверняка уже обратили внимание на характерную деталь всей этой истории — полную пассивность армянских силовиков. Ситуация, когда всего две с небольшим сотни военнослужащих противоположной стороны без единого выстрела, одним лишь фактом своего появления, заставляют военно-политическое руководство Армении впасть в ступор, а затем начать бомбардировать иностранные государства просьбами о немедленной помощи, выглядит достаточно дико.

Впрочем, пассивность армянских силовиков вполне объяснима, если вспомнить, во-первых, о недавно проигранной Ереваном войне, о вырастающего из этого стремления армянской стороны любой ценой избежать нового вооруженного конфликта, а также о дезорганизации и дестабилизации внутриполитического пространства Армении. На последнем продолжает править бал тяготеющий к Западу популист Никол Пашинян, явно не пользующийся симпатиями своих сограждан.

Весь этот комплекс проблем «удачно» дополняется отсутствием в Армении дееспособной оппозиции, а также продолжающимся разбродом и шатанием в обществе. Уверенность в своих силах, а также в собственном военно-политическом руководстве у армян сейчас отсутствует полностью.

Напомним, что Пашинян перед началом «Второй Арцахской войны» попытался кардинально изменить направление развития своей страны — в ущерб отношениям с России переориентироваться на сотрудничество с западными державами. При этом курс блока Пашиняна «Мой шаг» очень быстро выродился в откровенную русофобию.

К сожалению для Армении и ее руководства, этот идеологический маневр оказался ошибочным. Расчет Пашиняна на то, что его евроатлантизм и откровенно антироссийская политика подарят Армении особое отношение Европы и США, не оправдался. Ереван не получил от Запада никакой экономической поддержки. В вопросе урегулирования Карабахского конфликта ЕС и Штаты также не поддержали армянскую сторону. Да и ковидный кризис Еревану пришлось превозмогать без «западных партнеров».

Словом, именно слепая вера армянского премьера в помощь со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза во многом и стала причиной тяжелейшего положения Армении. Собственно, пассивность армянских силовиков во время инцидента в Сюникской области стала очередным свидетельством того, в сколь глубоком нокауте оказалась Армения после 10 ноября 2020 года.

Вместе с тем инцидент продемонстрировал все более укореняющийся региональный кризис, напрямую затрагивающий политическую ситуацию как внутри Армении, так и вокруг нее. Кризис развивается на основании реваншистских планов Азербайджана по захвату оставшейся части Карабаха, включая город Степанакерт, а также благодаря разрушительной политике вцепившегося в собственное кресло и. о. премьер-министра Армении.

Удивительно, но и Пашинян, и руководство Азербайджана стремятся убрать из региона российских миротворцев. Правда, если армянский и. о. мечтает заменить миротворческий контингент РФ на французских или иных западных военных, то намерения азербайджанцев куда проще и прямолинейней. В Баку хотят полностью прибрать к своим рукам Карабах, изгнав из него армянское население, — и русские им в этом сильно мешают.

Кризис будет нарастать

Разворачивающийся на наших глазах региональный кризис, чьим фрагментом является инцидент в Сюникской области, имеет два контура действия.

Первый — внешний: его осуществляет Азербайджан при политической и военной поддержке Турции. Целью Баку выступает непрерывное давление на Армению, дабы в Ереване не возникало намерения «переиграть» итоги недавнего вооруженного конфликта. Инцидент возле Черного озера, с учетом времени его проведения — четко в период ротации командования российского миротворческого контингента, — явно готовился сознательно и загодя. Подобные пограничные кризисы могут служить эффективным инструментом давления Баку на Ереван по нужным для первого трекам. Например — для создания транспортного коридора в Нахичевань.

Второй контур кризиса — внутренний: это системный тупик текущего курса Армении. Пашинян продолжает политику, нацеленную на саботаж соглашения о прекращении огня, с целью, видимо, ее полного срыва.

В частности, армянская сторона никакой работы по техническому обустройству линии соприкосновения не ведет. Сохраняется и откровенно антироссийский идеологический вектор армянского руководства и блока Пашиняна. Через лояльные СМИ и лидеров общественного мнения армянскому обществу активно вбивается установка на то, что военное поражение в Карабахе стало следствием «предательства со стороны ОДКБ и России». Своим адресованным ОДКБ (и России) запросом о военной помощи Пашинян явно хочет шизофренический тезис о «предательстве Армении союзниками» укоренить и усилить.

При этом тот факт, что именно решительные действия Москвы остановили продвижение азербайджанских войск, всячески замалчивается. Зато вновь превозносится некий «особый путь» Армении в Европу. Подобная инфантильная идеологическая картина до странности напоминает идеологему современной Украины, где Россия также объявлена источником всех бед.

Еще одна характерная деталь: в армянских СМИ разгоняются темы поддержки Еревана из Вашингтона и Парижа, а также классификации признания Штатами геноцида армян как «исторической победы» правительства Пашиняна.

По сути дела, и. о. премьера-министра Армении сознательно развивает курс на внешний и внутренний раскол с целью победы любыми средствами на предстоящих выборах. Консолидация армянского общества, которое в своем большинстве видит в Пашиняне главного виновника геополитической катастрофы, ему категорически не нужна.

В самом деле, Армения сейчас переживает крайне болезненный период своей истории. Этап возмущения и требования решительных шагов у граждан этой закавказской страны все более смещается в сторону апатии и падения веры в возможности что-либо сделать. На этом фоне Пашинян своей популистской картинкой пытается консолидировать собственный политический актив на базе националистических и евроатлантических идей. Здесь он выступает братом-близнецом другого известного популиста — президента Украины Владимира Зеленского. Точнее, наступает на те же политические грабли.

Происходящее в Армении можно сравнить с критическим падением иммунитета в ослабленном организме. В случае нарастания кризиса, внутренняя разобщенность общества и госаппарата вполне способна привести страну к потере суверенитета. Во многом это стало следствием отсутствия в Армении общенациональной платформы, которая позволила бы объединить раздробленное общество. К тому же, армянская оппозиция тоже не горит желанием консолидироваться — еще одна черта, напоминающая украинские реалии.

Готова только Россия

А что же Россия? Москве, конечно, важно стабилизировать регион и сохранить мир. Не будем забывать, что стратегическим проектом региональной взаимной интеграции в Закавказье выступает замысел президента России по созданию транспортного коридора через Южный Кавказ в Россию. Торгово-экономическая интеграция и взаимный деловой интерес должны в итоге заменить агрессивную националистическую риторику сторон конфликта.

Исходя из этого замысла не заметить азербайджанскую провокацию у Черного озера в Москве не могли. Поэтому президенту Азербайджана в дипломатической форме, но жестко было указано на необходимость соблюдения мирного соглашения. Именно об этом «в лоб» намекает текст заявления пресс-службы Кремля от 14 мая. То есть вновь продвижение азербайджанских войск вглубь армянской территории остановила Москва, а не ВС Армении.

В целом, военно-дипломатические игры вокруг инцидента в Сюникской области следует рассматривать как своеобразную разминку сторон накануне 2025 года, когда может закончиться срок пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Азербайджан уже продемонстрировал курс на ползучую конфронтацию. Пашинян, если останется премьер-министром, будет продолжать попытки выдавить Россию из региона. Самоубийственные последствия этого шага камуфлируются абсолютно нереалистичными планами Еревана по размещению в Карабахе миротворцев из стран Запада, о чем сам Запад пока даже не догадывается.

Какой из этого можно сделать вывод? Да, в общем-то, только один: ни одна страна, кроме России, не готова силой оружия защищать мир в треугольнике Армения — Нагорный Карабах — Азербайджан.

Андрей Союстов

Картина дня

наверх