ГРУЗИНСКИЙ ГЕНИЙ РИСОВАЛ ЧТО ВИДЕЛ И НА ЧЕМ ПРИДЕТСЯ
В галерее "Проун" выставлены работы Нико Пиросмани - художника тифлисских духанов, открытого русскими футуристами.
Нико Пиросманашвили рисовал вывески в Тбилиси, когда его нашли молодые русские футуристы круга Михаила Ларионова (Михаил ле Дантю и братья Зданевичи). Событию начала прошлого века посвящена выставка "Семейный кутеж" - около 20 работ из разных собраний, в основном частных. Многие картины принадлежат грузинским семьям. Ряд работ предоставил Московский музей современного искусства.
Пиросмани писал на чем придется - картоне, жести, клеенке - и изображал людей, недостаточно богатых, чтобы сфотографироваться в ателье, разную снедь и живность. Но живопись эта, хоть она и зовется примитивной, вовсе не проста: чего только стоит теплое розовое тело коровы, просвечивающее сквозь белый ворс! Но главным для Пиросмани было общение: дом, большой стол с самоваром, за которым можно пить чай и говорить об искусстве.
Интервью
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "В ГРУЗИИ В НАШЕЙ СЕМЬЕ ЗНАЛИ ЦЕНУ ПИРОСМАНИ"
- Что для вас лично художник Пиросмани?
- Была выставка в Париже от Министерства культуры и Союза художников. Я тогда еще в Академии учился. И вот нашли Маргариту (французская певица, выступавшая в тифлисских кафе-шантанах, в которую, по преданию, был влюблен Пиросмани. - "Труд-7"), привели. Она уже старая была. Говорят: вот художник, был влюблен. Она улыбнулась: "А почему тогда не признался?" Я решил пошутить, говорю: "Так он художник, примитивист!" (Смеется.) В 1968 году пришел я к Пикассо в мастерскую. А у него у окна висит маленькая репродукция натюрморта Пиросмани. Я тогда любил Пиросмани только как национального художника. Но Пикассо мне сказал: "Вот мы изучали форму, объем, получали классическое образование, а надо вот на что смотреть!" И стало понятно, что это классик, но не испорченный, с индивидуальным взглядом. И благодаря тому случаю - уже после того как я вернулся - я написал картину "Пиросмани Пикассо".
- В России к Пиросмани всегда относились с любовью. Не кажется ли вам, что выставка, которая напоминает об этих теплых чувствах, весьма своевременна?
- Да, своевременна. Чутью научить нельзя - оно с детства. Так и у Пиросмани: талант свой он смог развить, замечая этническую и архитектурную среду, которая его окружала. Его теперь ценят больше, чем раньше. И я рад, что ценят.
- Вы никогда не представляли себя таким художником - никому не известным, рисующим вывески для духанов?
- Представлял, представлял. Пока представлял, много открылось духанов. Талантливый народ.
- В вашем творчестве Пиросмани - это большая тема?
- Вот скульптура "Пиросмани и Маргарита". Вот скульптура "Пиросмани и Руссо": у них под ногами все атрибуты их живописи. Да, как раз сейчас идет монтаж скульптуры, вот только отлили. Там все, кого я люблю: Матисс сидит, Пикассо, Модильяни, Шагал и Ван Гог стоят. Ван Гога нет пока, еще не отлили. А перед ними на мольберте - Пиросмани и Руссо. Они их обсуждают. Два примитива, но для меня они классики.
- А почему Матисс сидит, он что - самый важный?
- Нет, он самый старый! Возраст, уважение, понимаешь?
- А у вас дома висит Пиросмани?
- Нет, я все отдал в музей (Московский музей современного искусства. - "Труд-7"). Первое, что повесил, когда музей открылся.
- Откуда у вас его работы?
- Откуда работы? От семьи! Вот откуда у меня этот перстень? (Снимает красивый массивный перстень с пальца.) У меня в семье хорошие фамилии: Андроникашвили, Нижарадзе. В Грузии в нашей семье имели картины, знали цену Пиросмани.
- Возможно сейчас вот так где-то отыскать гения-самородка?
- Откуда появляются таланты? Бог рождает! Вот раньше одинаково одевались. Одинаковые витрины, все одинаковое. А сейчас свобода - все одеваются как хотят, говорят что хотят. Глаза у людей горят. Думаю, если искусство поднимать, гения найти можно.
Свежие комментарии