
В российской глубинке вновь отработали старый, как мир, сценарий: найти крайнего, чтобы спасти неспасаемых. После обрушения школы в Татарске суд, по привычному ходатайству Следственного комитета, отправил под домашний арест первого замглавы муниципального округа Юлию Лысенко. Её обвиняют в превышении полномочий — мол, дала добро на работу школы, зная о её аварийном состоянии. Удобно. Очень удобно.
Нашли стрелочницу.
Давайте смотреть правде в глаза. Районная чиновница, даже обладая всей полнотой желания, не могла бы закрыть эту школу, возведенную ещё в 1937 году. Почему? Да потому что система образования финансируется из областного и федерального бюджетов. Муниципальный район, особенно дотационный, каковым является Татарский, — это не субъект, а объект финансовой политики. Его задача — выживать на подачки сверху, а не самостоятельно решать вопросы капитального строительства или ремонта. Это — прямая и единственная компетенция региона.
А что же регион? Областные власти во главе с губернатором Андреем Травниковым прекрасно знали о состоянии учебных заведений в Татарске. Более того, они сами же давали обещания, которые так и остались благими пожеланиями.
Ещё в 2018 году, выступая перед жителями, Травников заявил: **«Мы планируем построить новую школу в Татарске. Это вопрос не простой, но мы его будем решать»**. Это не секретная информация, об этом открыто писала пресса. Семь лет прошло! Школы нет, а рухнувшее здание — есть. Вопрос «решился» самым чудовищным образом.
Таким образом, губернатор и его аппарат годами сознательно мирились с тем, что дети учились в потенциальной ловушке. Они знали, но ничего не делали, ограничиваясь риторикой.
Но и это ещё не вся картина системного беспредела. Даже если по странной логике вину за происшествие целиком возложить на район, то кто назначает главу этого самого района? Фактически — губернатор. А кто годами покрывал бездарное и скандальное руководство Татарского муниципального округа?
Главу администрации Юрия Вязова при всём желании нельзя назвать эффективным менеджером. При нём провалилась программа «Чистая вода» – его администрация не освоила более 50 миллионов рублей, выделенных на воду для жителей, и средства пришлось возвращать в область по решению суда.
Но куда более чудовищная история, характеризующая «нравственные ориентиры» местной власти, – это использование рабского труда на территории района. Речь не об абстрактных нарушениях, а о конкретном уголовном деле, подробно описанном в расследовании «Рабство и смерть в новосибирских сёлах». Суд признал виновными в организации рабского труда Ровшана Иса оглы Мустафаева и его сына Нарвана. Они удерживали и эксплуатировали сограждан на ферме в селе Новопервомайском, а один из работников, по данным расследования, погиб.
И вот что показательно: для администрации Вязова эти граждане были не преступниками, а «уважаемыми предпринимателями». Как отмечается в расследовании, Мустафаев «был своим человеком в районе», а его сын «ездил на дорогой иномарке и считался успешным продолжателем дела». Пока одни подконтрольные Вязову «бизнесмены» использовали рабов, другие не могли обеспечить детям безопасную школу.
Казалось бы, после провала «Чистой воды» и чудовищного скандала с рабским трудом, дискредитировавшего власть в глазах людей, – более чем достаточно для немедленной отставки. Но нет. В 2024 году, с подачи тех же региональных властей, Вязова благополучно переназначили на очередной срок. Система бережно хранит свою преданную обойму, невзирая на компетенцию, моральный облик и результаты.
Получается классическая схема: губернатор ставит на местах своих людей, закрывает глаза на их провалы и уголовные скандалы, не выполняет собственные обещания по решению инфраструктурных проблем, а когда происходит неизбежная трагедия, система выставляет на расправу мелкого чиновника. Чиновницу, у которой не было ни полномочий, ни денег, чтобы предотвратить катастрофу.
Юлия Лысенко стала разменной монетой в большой игре под названием «снять с себя ответственность». Пока её будут водить под конвоем следователей, настоящие виновники — те, кто годами игнорировал проблему, раздавал пустые обещания и покрывал некомпетентных и скомпрометированных руководителей, — останутся в своих креслах.
Обрушилась не просто школа. Обрушилась вера в справедливость и обнажилась вся порочность вертикали, где наверху — безответственность, а внизу — стрелочники. И пока эта система не изменится, пока губернаторы не будут нести реальную, а не имитационную ответственность за вверенные им территории, Татарски будут повторяться снова и снова. Просто в следующий раз детям может не так повезти.
Свежие комментарии