На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 359 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Oблезов
    Нам должно быть глубоко по фигу, что там думают и делают в Швейцарии! Наша задача уничтожать фашизм, интересовать нас...Назван идеальный ...
  • Natalija Osminina
    Наоборот. Он уверен, что никакой ядерной не будет.МИД России предуп...
  • Георгий Михалев
    Не получится, и я думаю, Путин это знает.МИД России предуп...

ЧССР-68: всего лишь кино

Кого и почему задел за живое фильм о «пражской весне».
Недавно телеканал «Россия-1» показал фильм, посвящённый событиям в Чехословакии 1968 года. Трактовка происшедшего тогда в ЧССР резко отличается от той, что господствовала в советских СМИ времён «перестройки» и «нового мышления». Впервые за многие годы показано, что «Пражская весна» была организована силами, которые, говоря словами Бжезинского, работали на «размягчение, преобразование правящей группы, инфильтрацию режима…»
Фильм вызвал резко отрицательную реакцию высших властей в Чехии и Словакии. Кроме того, по сведениям из ВГТРК, на создателей фильма обрушился гнев и нашего большого телевизионного начальства.

На этом интрига, связанная с фильмом, не закончилась, и, судя по всему, ещё получит продолжение.
В Чехии захотели получить фильм для более внимательного ознакомления. Это странно: его ведь можно посмотреть в интернете в любой момент. А само «внимательное ознакомление» закончится, скорее всего, истерикой в адрес России и требованиями трактовать далёкие уже события «как положено».
А ведь на протяжении последних сорока семи лет Запад обвинял СССР, а затем и Россию в безжалостном подавлении мирной попытки чехов и словаков создать социализм с «человеческим лицом», в тоталитаризме и империализме, постоянно требуя какого-то покаяния. Эта простая «односоставная» формула так же грешит против истины, как, например, и сегодняшние объяснения случившегося на Украине: «народ, возмущённый безобразиями, поднялся против власти коррупционеров и воров ради демократии и свободы».
И там, и тут события тщательно, системно готовились годами. «Тихая контрреволюция» в Чехословакии была «зачата» по существу ещё в 1948-1950-х годах. Тогда западные спецслужбы, прежде всего английские, подготовили и провели операцию «Сплит» (по смыслу – «разделение», «расщепление»). По существу это было началом системной войны против блока стран «народной демократии».
На первом этапе ставилась задача диффамации местных компартий в глазах населения. Прежде всего в расчёт принималось то, что в руководстве левых и коммунистических партий восточной Европы существовали две «ветви». Одну Запад причислял к «сталинцам», то есть, к сторонникам жёсткого курса в преобразовании общества. Вторую – к «националистам» или приверженцам более плавного, эволюционного курса, который учитывал бы национальные особенности своих стран. Так вот, в кругах политиков и в руководстве спецслужб США многие полагали целесообразным поддерживать именно последних. Но возобладала точка зрения руководителя ЦРУ Аллена Даллеса, который опасался того, что более «мягкие» коммунисты сподобятся сделать коммунизм привлекательным для большей части народа.
В результате, пришли к заключению, что «националистов» необходимо уничтожить руками «сталинцев», то есть как бы руками СССР.
«Сплит» состоялся как изощрённая и кровавая операция. Сфабриковали документы, которые должны были убедить советскую сторону, что в среде руководителей компартий стран «народной демократии» есть активные сотрудники американской и английской разведок. Среди «националистов» фигурировали генсек польской компартии Гомулка, министр внутренних дел Венгрии Райк, руководитель компартии Чехословакии Сланский и многие другие, включая их окружение. Документы «довели до сведения» советской разведки с помощью полковника польской госбезопасности Святло, который сам и был настоящим агентом ЦРУ. В Москве поверили этому.
В результате, по «народным демократам» прошлась волна репрессий – аресты, суды. Большая часть задержанных была расстреляна. Сметённой с политической сцены оказалась большая группа политиков, которые могли бы, в принципе, построить привлекательные варианты «национальных социализмов».
В итоге получилось, что в этих странах к социализму пошли по «сталинскому» пути. Это потом «сыграло» в Венгрии в 1956-м, в ЧССР в 1968-м, в Польше в 1980-м. В Чехословакии, в частности, это вызвало неприятие у большей части интеллигенции, которая, как обычно, задаёт тон доминирующим настроениям в обществе. В стране случались курьезы, которые, были бы немыслимыми в Советском Союзе. Бывший чехословацкий разведчик Карел Кочер вспоминал, что в разведку ЧССР его пригласили именно из за диссидентских взглядов молодости, поскольку сама разведка была переполнена «внутренними оппозиционерами». Карел рассчитывал использовать работу в спецслужбе как тропу для бегства на Запад. Другое дело, что практическая работа привела к трансформации его взглядов…
Ставка же в эволюционном «преобразовании» Чехословакии была сделана Западом на метод инфильтрации прозападных деятелей в критически важные для управления обществом и политическими процессами области – средства массовой информации (прежде всего телевидение), творческие союзы, наиболее авторитетные газеты. Активно подключились к «делу» и сионистские группы (к тому времени Израиль уже «выпал» из сферы влияния СССР). Представители этого крыла и других частей «пятой колонны» сумели занять влиятельные позиции в стране. Так, Кригель был председателем Национального фронта ЧССР, Пеликан – руководителем чехословацкого телевидения и главой комитета по иностранным делам парламента страны, Гольдштюккер (бывший посол ЧССР в Израиле) – председателем Союза чехословацких писателей, Шик – зампредом правительства страны, Павел – главой МВД, Млынарж – секретарем ЦК по идеологии.
Это лишь часть списка «инфильтрантов» во власти. По существу, их влияние на общество росло с помощью методов, которые сегодня называют «оранжевыми технологиями». Особое внимание было уделено молодёжи. Ещё за несколько лет до пика событий в 1968-м были организованы «летние дискуссионные лагеря». В них школьникам и студентам предлагали такой политический дискурс, который можно с полным правом назвать «школой ненависти» к СССР, подкладкой чего была нескрываемая русофобия.
Именно интеллигенция и молодежь стали «ударным ядром» борьбы за социализм с «человеческим лицом». Рабочая и сельская среда оказались менее подвержены этим влияниям. Но возмущаться антисоветской пропагандой во второй половине 1960-х для сторонников СССР стало уже небезопасным делом.
К середине весны 1968 года появилась «Программа действий Компартии Чехословакии». В ней было сказано, что партия не может навязывать свою власть обществу (поразительное родство с упразднением 6-й статьи конституции СССР при Горбачёве). Программа поддержала работу многочисленных политических «клубов», возникших к тому времени по всей территории ЧССР. Главным из них был «Клуб 231», насчитывавший десятки активных функционеров, среди которых в моду вошёл лозунг: «Хороший коммунист – мёртвый коммунист!»
Несогласным не давали слова ни публично, ни в прессе, навешивая ярлыки «реакционеров» и «сталинистов». На таком фоне в ЧССР и были введены войска Варшавского договора.
Сегодня «младоевропейцы» снова пытаются «поставить на место» Россию. Явно забыли о своей роли в 1940-х, когда они были прилежными рабочими в цехах Третьего рейха и послушными воинами фюрера.

Павел Альтендорф - Народный политолог
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх