Сегодня каждый 6 рубль в валовом региональном продукте города, то есть 17%, дает промышленность Москвы. Это около 1000 крупных и средних предприятий, которые обеспечивают занятость более чем полумиллиона жителей столицы.
Нам удалось побеседовать с Алексеем Валерьевичем Рябининым, депутатом Мосгордумы, заместителем председателя Комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности, о том, что же такое промышленность столицы сегодня и как она взаимодействует с московской властью.
- Алексей Валерьевич, среди людей, далеких от производственной проблематики, господствует мнение, что в самой Москве давно нет никакой промышленности. Откуда же эти 17% в валовом продукте города? Можете назвать хоть какие-то действительно значимые предприятия?
- Назову как вы оцениваете перспективы развития столичного производства?
Алексей Рябинин: - Назову, и не одно. Например, научно-производственный центр им. Хруничева. Это один из крупнейших в мире разработчиков и изготовителей космической техники. А в настоящее время в состав ФГУП им. Хруничева входят помимо Ракетно-космическиого завода и конструкторского бюро еще и Завод медицинской техники и товаров народного потребления.
А группа компаний «Микрон»? — крупнейший в России и СНГ производитель и экспортер микроэлектроники. Ее головная компания — предприятие с почти полувековой историей, технологический лидер российской полупроводниковой отрасли. Занимается научными исследованиями, разработкой, производством и реализацией интегральных микросхем, в том числе на экспорт.
А бренды пищевого комбината «Черемушки» узнаваемы по всей России. Кто ж не знает торты и медовики «Чародейка», «Персидская ночь», «Наполеон» и многие другие вкусности? А хлебобулочная продукция КБК «Черемушки» составляет основу ассортимента хлебного рынка южных округов Москвы.
Или фабрика «Свобода»? – Современное мощное российское косметическое производство. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 250 наименований. Научный центр «Свободы» объединяет семь профильных лабораторий, разрабатывает и внедряет в производство самые современную косметику – включая мыла и шампуни, гели, пасты, мази, кремы. Все изделия производятся из натурального экологически чистого сырья и адаптированы для российских климатических условий.
Перечислять можно долго. В Москве представлены практически все отрасли промышленности. Наша столица была и остается одним из крупнейших в России производственных центров.
Совсем недавно прошло очередное заседание Общественного совета по науке и промышленности. На нем как раз обсуждались все насущные вопросы развития наших предприятий, их взаимодействия с учебными и научными центрами.
Сейчас уже идет предвыборный период, это особенно важно. Ведь в ходе живых обсуждений на встречах с ведущими руководителями и специалистами рождаются реальные предложения по развитию города. И сегодня идет сбор этих предложений и рекомендаций для руководства города. В итоге все значимые предложения будут обобщены и в сентябре направлены правительству.
Поэтому сегодня особенно важно определить магистральные направления нашей работы и максимально их конкретизировать. Мне при этом совершенно очевидно, что все эти направления находятся на стыке науки, промышленности и образования.
Первое направление я определил бы как частно-государственное партнерство в сфере подготовки профессиональных кадров. Мы организовали встречу с главой департамента образования Москвы, с руководителями образовательных учреждений. И в ходе этой встречи принято важное решение: несколько колледжей (действительно, для начала лишь несколько) будет передано в управление предприятий. Город сохранит субсидирование колледжей из расчета нормативов по количеству учащихся.
- То есть предприятия возьмут на себя подзабытую сегодня, но менее востребованную функцию в отношении педагогических кадров?
- На встрече руководителей колледжей с промышленниками Москвы вопрос о дефиците кадров для промышленности встал со всей остротой. Директора предприятий единодушно сетуют на тот факт, что технические колледжи практически не обеспечивают их необходимыми специалистами. Так называемый «общеобразовательный уровень» выпускников (если он и имеется, что тоже вопрос) для предприятий - ничто. Сегодня практически отсутствует связь выпускника технического колледжа с его будущей профессией. Бывают случаи, когда на несколько сотен вакансий высококвалифицированных специалистов, от которых требуется обслуживание высокоточной электронной американской и японской аппаратуры, имеется сегодня только 3-4 специалиста. Тем, кого присылают ему колледжи, он не может доверить эту аппаратуру без дополнительного обучения. Спрашивается, а чему же выпускник обучался три года?.. У большинства английский язык - на нуле. А ведь современная аппаратура завязана на этот язык. Понятно, что требуется не язык не Шекспира и Бёрнса, а язык технической терминологии и необходимых смысловых связок. И того не знают… Причем не только предприятия недовольны таким положением дел. Сам выпускник колледжа сталкивается с серьезными затруднениями. Ведь несколько лет его учили совсем другому. Чему?.. Да всему чему угодно (знаний нужных и ненужных человечеством накоплено достаточно), только не той конкретике, которая ему пригодится в его реальной специальности.
Поэтому сейчас так необходимо всемерно сращивать предприятия с колледжами. О мерах, принятых в этом направлении, я уже говорил.
Прежде всего, мы не должны заниматься «обманом детей», делать только вид, что их готовим к выходу в большую жизнь. Все учащиеся должны овладеть совершенно конкретными и востребованными на предприятиях профессиями.
- А помимо этих чисто координационных мер существует ли сегодня и финансовая поддержка предприятиям от города?
- Разумеется. Город сегодня предоставляет значительные ресурсы как на поддержку предприятий промышленности, так и организации высшего образования.
- По каким же критериям предоставляются эти ресурсы?
- У нас два есть подхода. Во-первых, налоговые льготы. Вы знаете, согласно городскому закону предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль резидентам технопарков, которые действуют в соответствии с городским Законом "Об инновационной деятельности". И вот буквально недавно был принят закон о тех же самых льготах для предприятий автопрома. Но в отношении крупных компаний, таких как автопром, у нас особый принцип – льготы в обмен на инвестиции.
Сегодня город открыт для обсуждения этого вопроса по другим отраслям. То есть, если группа компаний, входящих в одну отрасль, выходит с предложением о предоставлении налоговых льгот, причем гарантированно обязуется осуществить в определенном объеме инвестиции в этот период, то, я думаю, город такое предложение рассмотрит, и необходимые решения будут приняты.
А вот другая форма господдержки, прямое субсидирование, оказалась более проблематичной. Если по ВУЗам у нас на сегодня – полное распределение средств под самые разные проекты, и эти проекты успешно реализуются, то в отношении промышленности по значительному объему денежных средств (а там объем субсидий закладывается гораздо больше, чем по вузам) произошло серьезное недоосвоение этих ресурсов и по прошлому году, и по текущему. Причем, недоосвоение - мягко сказано. Цифра востребованности городских субсидий приближается к нулю. И в этом виновато далеко не качество администрирования, но есть объективные причины. Оказалось, что сама модель субсидирования промышленности, утвержденная сегодня, не привлекательна для предприятий.
- То есть сами предприятия не хотят получать субсидии? В чем же здесь дело?
- Эта модель связана с субсидированием процентных ставок по кредитам, которые берутся тем или иным предприятием в банке.
То сеть, мы не просто даем заводу денег, чтобы он станок купил, а вот пусть он сначала возьмет кредит на миллион долларов под 20% ставку, купит станки, а мы ему проценты по кредиту, в пределах ставки ЦБ, компенсируем. То есть получается, что мы больше поддерживаем не производителя, а банковскую систему. Да и банки мы поддерживаем в этом случае неконструктивно. Отнимаем у них всякую заинтересованность снижать свои процентные ставки. Действительно, зачем банкам снижать ставки, если город просубсидирует под 8%, а они еще 10% накрутят?
Так что имеющаяся сегодня модель субсидирования срочно нуждается в совершенствовании.
Важнейшая тема – доступ компаний к городскому заказу. Москва – крупнейший госзаказчик, самый платежеспособный субъект России, бюджет Москвы сравним с бюджетом Украины. У нас 1,5 триллиона рублей бюджет годовой, порядка 700 миллиардов - годовой городской заказ. Необходимо в рамках действующего законодательства обеспечить самые широкие возможности доступа к городскому заказу московским товаропроизводителям. Разумеется, в том случае, когда московская компания не уступает конкуренту по всем параметрам исполнения заказа. Кроме этого, есть необходимость включать наши компании в систему планирования городского заказа заблаговременно, чтобы департаменты-госзаказчики могли информировать предприятия, что городу нужно через год-два, и добросовестно подготовились к выполнению госзаказа.
Мы должны сочетать интересы городского заказа с приоритетами развития значимых для города отраслей. Федеральная контрактная система предоставляет такие возможности.
И конечно же, необходимо планирование, хотя бы на среднесрочный период. Отправной точкой для такого планирования должна быть прежде всего потребность Города в тех или иных товарах и услугах. Наши компании и товаропроизводители смогут руководствоваться в своей работе этим планированием, сформированным в процессе всестороннего анализа потребностей нашего города.
Свежие комментарии