Совершенно случайно в анналах британской прессы раскопала удивительное пророчество относительно команды из Уокинга: «В 2011–м в McLaren появятся технологически продвинутые высокоэффективные автомобили, способные сказать новое слово в динамике». Как и любой гороскоп, это предсказание сработало с точностью до наоборот.
С вышеупомянутого 2011–го и все последующие годы команда McLaren, кажется, запустила обратный набор очков, плавно перемещаясь в Кубке конструкторов по нисходящей. Сравните сами:
2011 Кубок конструкторов 2 место (497 очко).
2012 Кубок конструкторов 3 место (378 очко).
2013 Кубок конструкторов 5 место (122 очко).
2014 Кубок конструкторов 5 место (181 очко).
Если добавить к этим результатам средние показатели Дженсона Баттона в 2014–м с его нереальными итоговыми 126–ю очками (это в среднем за гонку 6,63 очка или 7,5 место) плюс трагедию с Алонсо, то перспективы команды из Уокинга в 2015–м были бы, мягко говоря, туманными в полном соответствии со страной происхождения. Однако для поклонников британской команды луч света всё–таки появился, причём оттуда, откуда и положено, а именно, из Страны восходящего солнца.
Президент Honda высказался о новом регламенте
В новом сезоне силовые установки Honda возвращаются в Формулу–1 — в 2015–м моторы будут установлены только на McLaren, однако, с присущей всем японцам прямотой руководитель гоночных программ Honda Ясухиса Араи намекнул, что лично он в будущем не исключает варианта продажи двигателей налево, то есть другим командам. И эта новость может обнадёжить кого угодно, а не только согласных на любые условия «маков».
Ещё раз судите сами:
Пилоты McLaren гоняли на болидах с моторами Honda с 1988–го по 1992–й год. Именно в это время все свои титулы выиграл Айртон Сенна (1988, 1990 и 1991 годы). На этом же моторе завоевал победу и Ален Прост в 1989 году. Всего же за плечами Honda (и как поставщика моторов, и как заводской команды) 77 поулов, 72 победы, 52 лучших круга и 6 Кубков конструкторов.
А теперь о регламенте:
Решение команды Honda вернуться в Формулу вызвано тем, что всем остальным категорически не нравится, а именно новым техническим регламентом, согласно которому команды были вынуждены отказаться от 2,4–литровых атмосферников V8 в пользу маловразумительных шестицилиндровых турбированных силовых агрегатов с усечённым объёмом 1,6 литра. Во всяком случае, такое причудливое объяснение дал президент компании Таканобу Ито. Видимо, привычка жить в тесноте на островах посреди океана вызывает непонятную другим любовь к всевозможным ограничениям, в том числе, и к правилу на ограничение использования топлива. Сюда же я бы отнесла и ограниченные возможности Баттона как пилота (повторяю, без машины он способен на многое), но по поводу британца деликатный японец вообще ничего не сказал.
Не Баттоном единым
Дженсона Баттона, бегуна на малые и дальние расстояния и вообще многопрофильного спортсмена уже, по всей видимости, ничем не проймёшь, а всем остальным предлагаю вспомнить великую историю команды McLaren, успехи которой во многом обязаны её тандему с Honda.
Между прочим, самая британская из всех британских команд берёт своё начало чёрте где, а именно в Окленде (Новая Зеландия), где в 1937 году родился Брюс Макларен — отец и основатель грядущих успехов (и поражений — куда же без них). В 1958 он прибыл в Британию с готовой схемой Driver to Europe, призванной поощрить конкуренцию среди пилотов с диаметрально противоположной манерой вождения. В мир автоспорта Макларена ввёл Джек Брэбэм — именно с этой пары началась революция, завершившаяся победным шествием лёгких спортивных автомобилей с двигателем, расположенным сзади. Уже в 1959 Макларен стартовал в Ф1 и с ходу выиграл Гран-При США в возрасте всего 22 года и 80 дней, став самым молодым победителем этапов всех времён до 2004, когда его рекорд побил Алонсо. Вернёмся к Макларену — на его счету были не только успехи в Королевских гонках, но и победа в 1966 году в престижнейшем соревновании «24 часа Ле Ман».
Брюса Макларена нельзя назвать обычным пилотом — кроме побед его привлекали автомобили, что не могло не привести к созданию собственной команды, в которой он занял место конструктора. В 1964 году Брюс разработал свой первый спортивный болид M1A, ставший не просто реальным конкурентом в Европе и Америке, а тем самым спортивным чудом, благодаря которому в мастерскую Макларена посыпались заказы. Далее последовал M1B, намного превосходящий всё, что двигалось по гоночным трассам того времени как по скорости, так и по звуку. Ревущий V8, с американским размахом плюющий на расход топлива, позволил Брюсу войти в тройку победителей по итогам года.
В 1967 для Макларена и всего автоспорта началась по–настоящему золотая эра. Брюс и его автомобили выиграли 5 из 6 гонок, тогда же он сам как пилот стал обладателем титула. В 1968 и 1970 гонщик Дэнни Хьюм присоединил к победам McLarenещё два чемпионства, в 1971 победил Питер Ревсон, вообще же с 1967 по 1971 годы команда McLaren выиграла 37 из 43 гонок.
Инновации в конструкции
Трудно сказать, кто создал первый композит, однако и в истории этого материала есть след McLaren. К проектированию нового болида команды был привлечён Робин Хёрд, ранее работавший в авиационной промышленности в проекте «Конкорд» с новой разработкой Mallite–endgrain. Это и был тот самый экспериментальный композит, созданный из пробкового дерева, зажатого между листами алюминия, сформованного в виде сот. Именно из него были полностью построены внутренний и внешний монокок М2В (болид конструировали на базе шасси M2A). Кокпит, носовая часть и моторные панели были покрыты материалом из стеклопластикового волокна. Сам топливный бак был гибким (отливался из резины) и располагался внутри монокока.
Знания Хёрда позволили команде Брюса расширить аэродинамические возможности автомобиля. Так, на М2А было установлено антикрыло, распределяющее прижимную силу на кузов и колёса. Эта новация помогла быстрее проходить повороты, сокращая общее время на круге – внимание! – на 3 секунды. В ноябре 1965 года на трассе в Зандворте новые скорости были впервые продемонстрированы публике, и это произошло за 2,5 года до того, как с антикрыльями выступили Ferrari и Brabham.
Смерть Брюса Макларена во время тестов в Гудвуде в 1970 году стала трагедией, но не сломила дух команды — её успехи продолжили Эмерсон Фиттипальди в 1974–м и Джеймс Хант в 1976 году.
Новая эра с Роном Деннисом
Рон Деннис привлёк в команду проектировщика Джона Барнарда, работавшего до этого в Америке с автомобилем Чапараль 2K (на нём был выигран чемпионат в Индианаполисе в 1980). Бернард экспериментировал с углеродным волокнитом — этот материал использовался в космической отрасли и до той поры никогда не применялся в автомобилестроении. Из него был спроектирован монокок и шасси для MP4/1, что позволило обеспечить наряду с лёгкостью и новый уровень жёсткости болида.
Серия MP4/1 принесла команде одну победу в 1981 году, четыре — в 1982 и ещё одну в 1983–м. В сезоне 1984 года команда побеждает в 12 из 16 этапов чемпионата, при этом Ники Лауда становится чемпионом мира, умудрившись обойти своего партнёра по команде Алена Проста всего на пол очка.
McLaren–Honda: эра Сенны и Проста
В 1988 году McLaren заключил контракт с концерном Honda на поставку 1,5–литровых турбированных двигателей для MP4/4. Этот же год открыл новую эру Сенны–Проста — знаменитого противостояния, ставшего легендой. В этом же году тандем McLaren–Honda 10 раз добивался дубля, получил 15 стартов с полу–позиции (13 поулов были на счету Сенны), в 12 гонках пилоты McLaren показывали быстрейшие круги, всего же были выиграны 15 из 16 гонок (Гран–При в Монце обернулся совместным сходом обоих пилотов). В предпоследнем старте сезона, проходившем в Японии, Айртон взял чемпионский титул. В 1989 Сенна выиграл 6 гонок, Прост четыре, но, тем не менее, взял реванш и стал чемпионом.
Современная эпоха — тандем Mclarenи Mercedes Benz
Отношения с новым мотором склеились вполне успешно, что и продемонстрировали Микки Хаккинен и Дэвид Култхар на протяжении шести сезонов — финн победил в 20 Grands Prix, став чемпионом в 1998 и 1999, шотландец одержал победы в 10 стартах. Затем Микки уступил место Кимми, который финишировал вторым в 2003–м и 2005–м, одержав девять побед. В сезонах 2005–2006 гг к Райкконену присоединился Хуан Пабло Монтойя, который перед своей поездкой в Америку одержал для Mclaren три победы.
Льюис и Фернандо: эра скандалов
В 2007 году в McLaren пришёл на тот момент двухкратный чемпион Алонсо, который, как это и свойственно испанцу, немедленно начал выражать недовольство всем, что подворачивалось под руку. Ему не нравились ни MP4-21, ни MP4-22, ни дебютант команды Льюис, с которым он устроил полноценный скандал. Сюрпризом для Фернандо стало то, что амбициозный новичок не считался с его авторитетом и не собирался быть верным оруженосцем, как это было принято в команде Флавио Бриаторе.
Коса нашла на камень с первого старта сезона, когда Хэмильтон не просто боролся на равных, но часто и превосходил испанца. В борьбе молодости с опытом было использовано столько нечестных и откровенно подлых приёмов, что Рон Деннис просто устал заносить сор обратно в избу. Чего стоит только обещанное испанцем материальное вознаграждение своим механикам, которое он собирался выплатить в случае победы над напарником. Кульминация случилась в Венгрии, по итогам которой McLaren лишили всех набранных очков.
С приходом Баттона в McLaren, решившего отправиться в погоню за длинным фунтом стерлингов, история команды немного подувяла. Подувял и сам Баттон, потерявшись на фоне Льюиса. Будем надеяться, что моторы Honda смогут вдохнуть жизнь в конюшню, в которой после аварии Алонсо, по большому счёту, нет многообещающих пилотов.
Свежие комментарии