В рамках антироссийских санкций Россия перехватила инициативу и нанесла их организаторам ощутимый удар. Президент Путин, пишет Райнхард Лаутербах в немецкой «Юнге вельт», открыл терминал по приему сжиженного газа в Калининградской области. Это делает самый западный регион страны технически полностью независимым от транзита газа через Белоруссию и входящую в НАТО Литву.
Россия готовится к возможной сырьевой блокаде Калининградcкой области.
Во вторник в Балтийском море, недалеко от побережья был открыт терминал по приему СПГ. Президент Владимир Путин, как передают информационные агентства, отметил, что благодаря введению в эксплуатацию терминала самый западный регион страны станет технически полностью независимым от транзита газа через Белоруссию и Литву.
Госконцерн в последние годы создал в Калининградской области ряд подземных хранилищ мощностью 3,4 миллиарда м³, что более чем в полтора раза превышает объем ежегодного потребления газа в регионе. С российской стороны отмечается, что в настоящее время нет планов отказа от транзита через Литву, что ввиду преимуществ в издержках является очевидным. Поэтому строительство терминала рассматривается как превентивная мера на случай возможной блокады.
Новый терминал по приему сжиженного топлива был построен не на суше. Побережье расположенного к северу от Калининграда полуострова, называвшегося до 1945 года Замланд, находится по большей части под защитой закона об охране природы. В пяти километрах от берега была построена плавучая платформа, к которой пришвартовался новый танкер «Маршал Василевский». Построенное в Южной Корее и спущенное на воду в 2017 году специальное судно оснащено собственной регазификационной установкой, которая превращает перевезенное в жидком состоянии сырье обратно в исходное агрегатное состояние и переводит его через платформу и отходящий от нее трубопровод в хранилища. Это мобильное решение также обошлось дороже, чем оно стоило бы на суше, однако преимущество заключается в том, что в критической ситуации стационарная установка не может подвергнуться саботажу или бомбардировкам.
Очевидно, причина заключается еще и в поставках необходимого газа. Собственный терминал по приему СПГ, который Россия планирует построить совместно с голландско-британским концерном «Шелл» (Shell) в Финском заливе рядом с экспортным терминалом в порту Усть-Луга, будет готов лишь через несколько лет.
Тестовые поставки на новую платформу Газпром на международных спотовых рынках практически выкупил у самого себя, хотя по происхождению это собственный газ. «Маршал Василевский» в ноябре привез 174 тысяч м³ из Сингапура. Сравнение этих мощностей — необходимы тысячи таких поставок при помощи танкеров, чтобы наполнить газовые хранилища региона — свидетельствует еще раз о том, что поставки СПГ в Европе безнадежно невыгодны по сравнению с поставками трубопроводного газа.
В то же время посол США в Германии Ричард Гренелл продолжает свою кампанию угроз в адрес «Северного потока — 2». Российские СМИ отметили во вторник, что участвующие компании должны неустанно принимать в расчет возможное введение санкций со стороны США. Цель Гренелла ясна — хотя его инициатива лишена правовой основы, но своими намеками он оказывает давление на менеджеров соответствующих компаний и пытается подорвать их планы. Под особенным прицелом Гренелла в настоящее время находится швейцарская компания «Олсиз» (Allseas), на которую приходится в рамках проекта 90 % работ по укладке труб через Балтийское море. Представитель компании отметил в интервью изданию «Хандельсблатт» (Handelsblatt), что компания не занимается спекуляциями на тему санкций, а полагается на поддержку немецкого правительства в рамках проекта. Тем самым он дал понять, когда участие компании в данном случае может быть приостановлено.
При помощи строительства экспортного терминала в порту Усть-Луга Россия также показывает, что и в случае, если давление со стороны США приведет к остановке строительства трубопровода, она не желает быть вытесненной с европейского газового рынка.
Свободное использование Балтийского моря для танкеров с сжиженным газом оспорить нельзя, за исключением случая непосредственной войны. На судоходство не распространяются национальные ограничения по разрешениям, которые есть по трубопроводам, и например, используются Данией против «Северного потока — 2». Инвестиционные расходы на строительство терминала, расположенного в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, оцениваются в одиннадцать миллиардов евро — это несколько больше, чем расходы на строительство «Северного потока — 2». Но поскольку переход на СПГ приведет к росту цен на европейском рынке, Газпром может рассчитывать на более быструю амортизацию этой установки.
перевод
Свежие комментарии