В годы Великой Отечественной войны советские спецслужбы перехватили множество важных документов противника, с разных сторон показывавших намерения вторгшихся на нашу территорию носителей "нового порядка". Документация немецких оккупационных властей, включающая и недавно рассекреченные документы Архива Президента РФ, - ответ тем, кому нацисты видятся чуть ли не "цивилизаторами" и "спасителями от большевистской чумы".
11 марта 1944 г., в то время, когда Киев был уже освобожден Красной армией, а освобождение других регионов УССР активно готовилось и было вопросом уже ближайшего будущего, нарком государственной безопасности СССР Всеволод Николаевич Меркулов направил на имя Сталина важный документ с такой вот сопроводительной запиской: "НКГБ СССР при этом представляет фотокопию и перевод "Директивы для ориентировки сотрудников", изданной имперским комиссаром Украины. Директива эта была разослана 22 июня 1942 года руководителем СС и руководителем полиции Украины руководителям СС и руководителям полиции ряда украинских областей. Документ обнаружен органами НКГБ в Киеве".
Директива исходила от верховного руководителя СС и полиции при рейхскомиссаре Украины Ганса Адольфа Прюцмана. За него на документе расписался начальник штаба, полковник охранной полиции Мюллер-Брункхорст. Бумагу разослали "руководителям СС и полиции в Бресте - Житомире - Киеве - Николаеве - Днепропетровске - Чернигове - Харькове".
Поводом для написания бумаги стало одно печальное для немцев обстоятельство: оказывается, "сотрудники имперского комиссара и подчиненных органов власти часто оказываются в затруднительном положении, когда украинцы задают им определенные и, в большинстве случаев, конкретные вопросы. Как видно из опыта, эти вопросы всегда касаются одних и тех же областей и ниже на них даны ответы в определенном порядке".
Агитационная листовка 1942 года
"Рабочие едут в Германию веселые и с песнями..."
Начинается директива общей установкой, главный мотив которой сводится к тому, что от украинцев с их культурой надлежит отмахиваться со всей немецкой бюрократической выучкой и красиво рассказывать насчет жизни и работы в Германии. Пропагандистские лозунги сочетаются в этой установке с подчеркнутым пренебрежением к оккупированному населению: "В интересах каждого украинца - по-своему помогать тому, чтобы эта война закончилась победоносно для освободителя Украины от большевистского ига. Когда мы принимаем то или иное решение, у нас на первом плане всегда встает вопрос, является ли данное дело решающим или важным в военном отношении. О вещах, не являющихся ни решающими, ни важными для войны, мы можем заботиться лишь во вторую очередь, а теперь, как правило, можем о них и вовсе не думать. Этим мы заранее отвечаем на многие вопросы украинцев, почему мы не организуем или не делаем то или другое. Так, например, в настоящий момент у нас другие заботы, чем думать о развитии украинской литературы; мы можем разве только иметь это в виду".
Далее приводятся ответы на наиболее щекотливые для оккупационных чиновников вопросы. Проблем этих набралось ровно шесть, особенно примечательны четыре из них:
"а) Какую географическую и государственную форму примет Украина в будущем?
Ответ: Окончательный ответ на эти вопросы даст только фюрер. Несомненно, что фюрер не примет решения до окончания восточной кампании; весьма вероятно, что он примет решение только по окончании войны.
б) Что делают германские власти для развития украинской культуры?
Ответ: В общих чертах ответ на этот вопрос уже дан во введении. Впрочем, создание предпосылок для восстановления украинской культуры не являлось ближайшей целью борьбы наших солдат. Сейчас важно объединенными усилиями создать предпосылки для победы в области продовольствия и хозяйства. Это не должно означать, что мы стремимся привести Украину в состояние бескультурья или хотим притеснять культурные учреждения украинцев. Мы не препятствуем украинцам ставить украинские пьесы в имеющихся еще украинских театрах имеющимися еще в их распоряжении силами. Мы даем им возможность опять смотреть фильмы в их кинотеатрах. Мы благосклонно относимся к украинским национальным одеяниям и украинским народным песням. Как только кончится война и опять будет достаточно бумаги, появится возможность переиздания старой или создания новой украинской литературы. То, что мы конфисковали радиоприемники и пока не выдаем их обратно, объясняется следующим: война ведется не только огнестрельным, но и духовным оружием. Как тыловые районы необходимо защищать от огня противника, точно так же и население в тылу должно быть защищено от действия вражеской пропаганды. Совершенно точно установлено, что значительный процент украинцев, русских и поляков распространяет вражескую пропаганду и тем самым вызывает волнения и беспорядки. [...]
д) Как будет развиваться продовольственное положение?
Ответ: Сельское население Украины достаточно снабжено продовольствием. Кроме того, в большей или меньшей близости от городов оно достигло небывалого еще до сих пор благосостояния. То, что городское население не может быть в достаточной степени снабжено продуктами, не наша вина. Мы, разумеется, делаем все, что можем, для устранения этого зла, особенно в отношении тех, кто работает. Так как большевики разрушили транспортные средства и, кроме того, многие сельскохозяйственные средства производства, в ближайшее время нельзя рассчитывать на коренное изменение этого положения. Впрочем, эти жалобы часто бывают и преувеличены. Ни один украинец еще не умер с голода.
е) Как используются завербованные для Германии украинцы?
Ответ: Ходят слухи, что завербованные для Германии украинцы используются якобы на фронте для земляных работ и тому подобных целей. Распространение этих слухов удержало уже многих добровольцев. Ни один украинец, записавшийся на работу в Империи, не был использован до сих пор иначе, чем для работы в Империи. Рабочие едут в Германию веселые и с песнями и жаждут познакомиться с немецкими условиями жизни".
Женщин отправляют на принудительные работы в Германию. Киев. Железнодорожный вокзал
"Немцы не должны принимать от украинцев приглашений"
Ответив на животрепещущие вопросы, директива далее внушает немецким чиновникам, как надлежит относиться к населяющим Украину народам. Первыми в списке значатся местные немцы, их предписано особо не обижать: "... следует учитывать, что местный немец - это, прежде всего, немец. Бывали, якобы, случаи, когда органы надзора били неимперских немцев. Само собой разумеется, что такое отношение к местным немцам будет строжайшим образом наказываться. Местные немцы нуждаются лишь в воспитании и направлении".
А вот к украинцам, даже к тем, что, по версии директивы, ходят и ездят сытые и веселые, отношение совсем другое и очень откровенное:
"Украинцы нуждаются в руководстве.
В ходе истории они доказали, что неспособны к самостоятельности. Но если ими хорошо руководить и направлять ими, то они являются послушной рабочей силой. Под хорошим надзором они даже пунктуальны и усердны. Если украинцы плохо работают, то, учитывая вышеупомянутые обстоятельства, это является нашей виной. Украинцев тоже нельзя бить. Но руководить ими следует твердо. Против ленивых и упорствующих элементов есть средства вразумления. Их возражение, что на нашу зарплату они не могут купить то, что им хотелось бы, следует опровергать указанием на то, что не мы, а большевики занимались систематическими разрушениями и увозом всех ценностей.
Немцы не должны принимать от украинцев приглашений. Не только в разговоре, но и в поведении необходима крайняя сдержанность. Интимные отношения с украинцами, как известно, не разрешаются".
Вот и весь "новый порядок" в предельно обнаженном виде, именно такова "цивилизаторская миссия" оккупировавших Украину гитлеровцев.
"Немцы составляют в этой стране руководящий слой"
Еще строже предписывает директива относиться к живущим на Украине полякам, евреям и русским. Поляков надлежит всячески задвигать по сравнению с украинцами: "На Волыни проживают 300 000 поляков, сильно подчеркивающих свое национальное самосознание. Они отказываются говорить иначе, чем по-польски, и являются такими же поляками, как убийцы из Быдгощи. Их присоединили к Советскому Союзу лишь в течение последних двух лет. Перед войной против Польши они представляли собой часть всего народа конгрессовой Польши, народа, с особенностями характера которого мы снова познакомились в этой войне. Они заслуживают точно такого же обращения, как охарактеризованные нами поляки в Германии или как поляки в Генерал-губернаторстве. Получать от них приглашения и бывать у них в гостях - недостойно немца. Следует ограничиваться лишь служебными взаимоотношениями с ними. Их национальная гордость будет сломлена. На Волыни, как вообще на всей Украине, больше не будет польских школ. Не будет допускаться и польская культура. Допускается лишь вплоть до особого распоряжения лишь римско-католическое богослужение на польском языке. Между прочим, поляки и теперь еще продолжают вести национальную борьбу с украинцами. Там, где мы назначаем на какую-нибудь должность поляка, мы оскорбляем украинца, который в большинстве случаев не понимает нашего поведения в этом вопросе. Поэтому необходимо постепенно удалять поляков с руководящих и привилегированных постов и заменять их украинцами или русскими. При выборе следует отдавать предпочтение украинцам".
В следующем, 1943 году польско-украинские противоречия вылились, как известно, в кровавую "волынскую резню"; и не последнюю роль в причинах этой трагедии сыграла именно подобная немецкая политика стравливания двух народов, а не мифические "козни НКВД", как гласит современная польская версия.
За любое общение с евреями директива грозит строгими карами: "Тот, кто ведет с евреями другие разговоры, кроме чисто служебных, - человек недостойный и лишенный инстинкта, и он во что бы то ни стало должен быть призван к порядку. С евреями не здороваются. Всякое личное общение с ними влечет за собой наказание".
В русских директива от имени Прюцмана видит прежде всего убежденных носителей идеологии ВКП(б): "Они были в течение 25 лет большевиками, и большая часть из них является ими еще и теперь. Некоторая часть притворяется иногда лояльной по отношению к нам. Большевики-фанатики иногда обвиняют в большевистской агитации тех русских, о которых настоящим большевикам известно, что они симпатизируют нам. Таким образом они стараются использовать наше незнание фактического положения вещей и сделать нас пособниками большевистской агитации. Поэтому обвинения со стороны русских должны тщательно проверяться. В отдельных случаях большевикам уже удалось с нашей помощью обезвредить дружески расположенных к нам русских по методу - "Держи вора". Таким образом, те русские, которые 25 лет были большевиками, требуют особой бдительности с нашей стороны. Неслужебное общение с ними опасно".
Гитлеровские же оккупанты являются на Украине летом 1942 года единственной высшей кастой:
"Немцы составляют в этой стране руководящий слой. Люди, принадлежащие к руководящему слою, не могут выполнять на глазах у руководимых черновую работу. Неблагоразумно, когда немецкие чиновники сами носят через улицу свои сапоги сапожнику, ходят с ведрами и другой посудой по общим, публичным дорогам. Как это ни жаль в другом отношении, немцу здесь, на Украине, невозможно самому возделывать и вскапывать садик. Для этого есть евреи и поляки, а также украинцы и русские. Также не должны мы, немцы, прибывать в города, сидя на корточках в соломе на телеге. Необходимо, чтобы немца, принадлежащего к руководящему слою, можно было бы узнать по одному его поведению в обществе, а не только по форме. Немец, появившийся в пьяном виде перед украинцами, т.е. перед общественностью, должен быть наказан".
Таким образом, ровно через год после начала войны с СССР, 22 июня 1942 г., нацистские власти предельно откровенно и цинично растолковали своим подчиненным механизмы своей человеконенавистнической политики по отношению к Украине и ее населению. Под маской "освобождения от большевиков" скрывалось унизительное порабощение, которое было прервано помимо желаний оккупантов Красной армией, освободившей Украину от "руководящего слоя".
via
Свежие комментарии