На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 326 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Шалимов
    Действительно, одни бессильные разглагольствования о приоритетных целях ... в будущем. Всё они "констатируют", как та...НАТО начало готов...
  • Николай Кушнаренко
    Под каждым словом подписываюсьКто приказал повы...
  • Людмила Свириденко
    Так мы играем слабыми картами? А зачем тогда за игорный стол садиться, коли играть нечем? Это покер, долги обычно пла...Андрей Безруков: ...

Русским нужны хорошие дороги, но не чиновникам?

Русским нужны хорошие дороги, но не чиновникам?

Новосибирские автомобилисты – не только желанные, но и частые гости станций технического обслуживания. И дело тут вовсе не в любви к быстрой езде. В третьем по численности городе страны едва ли не самые разбитые дороги среди городов-миллионников. Когда один из московских автоблогеров, прибывших провести тест-драйв местных дорог, глянул на новосибирский асфальт, он зарёкся жаловаться на качество дорог в столице. Что сибирскому городу не хватает денег, это правда. В 2021 году на дорожное строительство в регионе из федерального и местного бюджета намереваются потратить 6,5 миллиарда рублей. Однако на все дороги их не хватит: подсчитано, что на эти деньги можно привести в порядок 340 километров. Протяжённость дорожной сети Новосибирской области – 14 759 километров. Таким образом, работа для местных дорожников найдётся на ближайшие 40 лет. Однако даже если сейчас завалить дорожников деньгами, то это опять приведёт куда-то не туда.

Стандартное оправдание – "всё дело в климате" – на людей не действует. Можно оправдать плохое состояние дорог традиционными ссылками на перепады температур, но есть фундаментальная проблема, которую упоминают не так часто.

Как рассказал Царьграду источник в дорожной отрасли, плохой дорога может стать уже на стадии проектирования.

Речь идёт об исходных данных, которые получают проектировщики автодорог.

 

В большинстве случаев изыскания либо вообще не проводятся, либо делаются очень поверхностно. По этой причине в проект закладываются неверные данные, как именно должна строиться или ремонтироваться дорога: как должно подготавливаться основание, требуемая толщина асфальта и его марка, состав и так далее. Подрядчик может выполнить все работы на 5+, но какой от этого толк, если в самом начале не были учтены важные параметры,

– отметил собеседник.

Долговечные дороги – короткая выгода

В больших городах сложно проводить капитальный ремонт дорог, поскольку для этого надо полностью перекрывать движение как минимум в одну сторону. Если при обычном ремонте снимается 7-8 см асфальта и укладывается новый, то капитальный ремонт означает и подготовку основания. Типичный пример неправильной проектировки – дороги-колеи. Асфальт цел, но полотно идёт волнами, а поездка по такой колее напоминает путешествие по железной дороге. Объясняется эта проблема просто – основание дороги не соответствует ГОСТ. Например, оно не было рассчитано на плотный трафик или на большой вес проезжающего по дороге транспорта.

Не первый год говорится, что пора переходить на цементобетонные покрытия дорог, их срок службы может достигать 50 лет. Однако дорожникам это невыгодно, поскольку они зарабатывают не только на самих работах, частота которых поражает своей регулярностью. Найти свой интерес можно и в завышении количества используемого грунта, песка, щебня. Ещё один способ заработать на ровном месте – использовать вместо битума менее качественные примеси. Да и подряды на ремонт дорог потом получать на тех же участках уже невозможно.

 

Согласно приказу Минтранса России №37 от 5 февраля 2019 года, в зависимости от ожидаемой интенсивности движения транспорта указываются гарантийные сроки для верхнего слоя покрытия из асфальтобетона, минимальный из которых составляет два года. Если в период гарантийной эксплуатации объекта строительства выявляются дефекты, подрядчик обязан устранить их за свой счёт. Если на федеральных трассах за качеством дорог стараются следить, то на региональных и муниципальных дорожных сетях действует особая схема движения денежных средств. Работает она благодаря тесной связи подрядчика с заказчиком, не предъявляющим претензий по качеству дорожного покрытия и получающим в качестве встречной меры некоторый процент от суммы контракта. В итоге все, кроме автомобилистов, движутся в одном направлении – к собственной выгоде.

Один палец – один миллион

А что же надзорные и правоохранительные органы? Ведут борьбу с нерадивыми дорожниками? Последние полгода дают некоторую надежду, что ситуация в этом направлении не тупиковая.

В Новосибирской области в декабре 2020 года сотрудники ФСБ пришли с визитом к руководителю Территориального управления автомобильных дорог (ТУАД) региона Михаилу Чуманову. Задержали и его брата – бизнесмена Игоря Листопада.

По информации, полученной следователями от неназванных источников в ТУАД, Листопад был якобы посредником в получении взяток от компаний, занимающихся ремонтом областных автотрасс. В пресс-службе Западно-Сибирского следственного управления на транспорте тогда сообщили, что Чуманова подозревают в получении взяток в общем размере более пяти миллионов рублей. Были названы и фирмы-выгодоприобретатели – "Бастион" и "Союздорстрой".

В доме и в служебном кабинете Чуманова провели обыски, но ничего не обнаружили. Зато в банковской ячейке, зарегистрированной на имя матери Чуманова, обнаружили крупную сумму в валюте – в пересчёте на рубли вышло около 13 миллионов.

Примерно через три месяца задержали замминистра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергея Ставицкого. Следователи предположили, что он получал деньги от Чуманова – "за общее покровительство". Называлась и сумма - полтора миллиона рублей.

Причем её Ставицкий получил весьма необычным способом – через продажу собственного Toyota Land Cruiser в собственность ТУАД. Как выяснило следствие, замминистра продал автомобиль управлению, после чего взял его в аренду для рабочих поездок. При этом деньги за аренду возвращали Ставицкому, пользовавшемуся иномаркой безвозмездно: он не платил ни за бензин, ни за содержание машины.

"Закатать деньги в асфальт"

Чтобы разобраться в коррупционных схемах и поговорить с обвиняемыми, в Новосибирск приехал журналист Эдуард Петров и снял своё расследование. Центральным эпизодом фильма стала съёмка скрытой камерой, установленная в кабинете Чуманова. Оперативники выяснили, что при общении с подрядчиками у него был свой код, с помощью которого он объяснял, к чему идёт дело.

На видео попала встреча Чуманова с бизнесменом, компания которого исполняла госконтракт на 250 миллионов рублей. Предприниматель начинает разговор об одном из объектов, которым он занимается, а Чуманов отвечает, активно используя пальцы правой руки.

Для этой фирмы будет так, а для этой – так,

– говорит чиновник и демонстрирует на руках по два пальца. После этого он поясняет собеседнику, что для всех других там будет "пять пальцев". По одной из версий, пальцы на руках обозначают миллионы. Два пальца – 2 миллиона рублей.  

 

Сам Чуманов такую трактовку отрицает. По его словам, речь шла не о деньгах, а о рентабельности бизнеса в дорожной сфере, а она составляет от 2% до 5%.

Что касается Ставицкого, то он вину отрицает. По его словам, недовольные качеством дорог вешают на него и Чуманова проблемы отрасли региона. Их немало: спустя два года его руководства дороги, находившиеся в его же ведении, оказались в неудовлетворительном состоянии. Вопросы у аудиторов сразу к нескольким проектам: строительство Восточного обхода, по сути, сорвалось, постройка Юго-Западного транзита сдвинулась до 2023 года, а Счётная палата заявила о затягивании сроков возведения четвёртого моста через Обь. Да и работы в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" не привели к большим успехам.

Не бояться скандалов

На расследование отреагировал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Описывается история объекта, сотрудники ТУАД отказались принимать некачественно выполненную работу на сумму 20 миллионов рублей. Я так предполагаю, подрядчиков это побудило искать коррупционные пути решения этого вопроса. С одной стороны, абсолютно правильно – отказались принимать работы. Но возникает вопрос – почему на этапе окончательной сдачи объекта?

– сказал Андрей Травников.

Губернатор отметил, что причиной проблем с качеством дорог могут быть и ошибки на технологических этапах. Он призвал проверяющих проявлять принципиальность в ходе работ. Нашли нарушения? Значит, надо "к чертям остановить работу и устроить скандал". Травников уверен, что большинство работников дорожной отрасли региона – люди честные, путёвые.

К слову, в Территориальном управлении автомобильных дорог Новосибирской области уже ищут новых сотрудников. Среди прочих качеств, которые в управлении хотели бы видеть в соискателях, есть "этичное и ответственное поведение в отношениях с коллегами и подрядчиками".

Как рассказал Царьграду независимый эксперт в сфере транспорта Александр Колпаков, ремонт дорог в ближайшей перспективе останется делом взаимовыгодным.

Деньги там крутятся немалые – видимо, это и стало поводом их "попилить". Удивляет жадность. Если нельзя удержаться от воровства, то вы бы хоть дороги отремонтировали нормально! То, что дороги в регионе и в самом Новосибирске похожи на стиральную доску, известно всей России,

– заявил эксперт.

P.S. Расследование уголовного дела в отношении Ставицкого и Чуманова продолжается. 27 мая в офис Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области с обыском пришли силовики и в отношении двух работников отдела контроля возбудили уголовное дело за взятки. Теперь на их места приходится искать новых людей, ответственных, этичных и не ходящих по кривой дорожке.

Картина дня

наверх