Весной все "аналитические" конторы, в том числе, и Центробанк предполагали, что наша экономика грохнется на 8-12%. Я тогда написал, что падение составит не более 5-6%. А когда ситуация начала развиваться по оптимистичной траектории, то к июлю стало понятно, что падение составит всего лишь 2-3%. Тогда тот же Центробанк наряду с Минэком давали уже минус 5-7%. Впрочем, это говорит о соответствующих компетенциях финансово-экономических ведомств. Как можно ошибаться раз за разом, я не знаю.
Михаил Мишустин на этот счёт высказался соответствующе:
Данные по валовому продукту сейчас существенно лучше, если их сравнивать с прогнозами, которые делались в первом полугодии. Напомню, некоторые эксперты предрекали чуть ли не двузначные цифры возможного спада. Сейчас уже очевидно – пессимисты ошибались
В общем, стыдно должно быть и Силуанову, и Набиуллиной, и Решетникову.
Действительно, нынешние цифры весьма позитивные. Так, падение ВВП составит не более 3%, что сопоставимо с кризисом 2020 года. Однако тогда не было того беспрецедентного за всю мировую историю давления Запада, обрушившегося на нашу страну.
Впрочем, общий показатель ВВП, конечно, не отражает в точности то, что на самом деле происходит с экономикой. Он даёт примерное представление, поэтому необходимо смотреть данные в разрезе. Первоочередное внимание я всегда обращаю на обрабатывающую промышленность.
В третьем квартале по сравнению со вторым фиксируется рост на 6,8%. Однако это отскок от низкой базы. Именно второй квартал стал тем дном, от которого оттолкнулась обработка. Если же смотреть последние данные, то в октябре год к году было зафиксировано минус 2,4%. И это весьма хороший показатель. Для сравнения - в сентябре было минус 4%. То есть, идёт V-образное восстановление.
Особо я бы выделил следующие сектора: электроника (+18,3% г/г), одежда (+11,9%), метизделия (+4,7%). В серьёзном минусе производство автотранспорта (-45,2%), деревообработка (-19,7%) и лекарства (-8,5%). Впрочем, по тому же автотранспорту в мае-июне было вообще минус 80-90%. Восстановление идёт.
Относительный успех в обрабатывающей промышленности был обеспечен протекционистскими мерами правительства. Существенным образом выросли бюджетные расходы, идущие на субсидирование промышленности. К сожалению, данный инструмент является единственным, который имеет возможность использовать правительство без помощи ЦБ. Есть ещё Фонд национального благосостояния, но он заточен совершенно под другие задачи.
Обрабатывающую промышленность я привёл как наиболее яркий пример. Бюджетные расходы выросли практически по всем статьям, что позволило не провалиться как спросу, так и предложению. В итоге мы имеем достаточно устойчивую ситуацию. Критического и базового сценария удалось избежать. Ситуация развивается по наиболее благоприятному и для многих неожиданному сценарию.
Впрочем, дальше начинается куда более сложный этап. Не хочу сказать, что правительству Мишустина-Белоусова прямо повезло, ведь имеющимися финансовыми ресурсами ещё необходимо правильно распорядиться. Но до настоящего момента доходы бюджета благодаря нефтегазовому экспорту позволяли нарастить расходы. Сейчас же ситуация ухудшается. Brent колеблется в районе 85$ за баррель (но я всё же ожидаю рост до 100$), а физический объем экспорта газа на премиальный европейский рынок сократился.
Теперь мы вряд ли увидим объем нефтегазовых доходов в 1-1,2 трлн ежемесячно. Да, в октябре были именно такие цифры, но они были вызваны единовременными факторами в виде поступления НДД, который зачисляется раз в квартал. В ноябре я ожидаю куда меньшие цифры.
Одновременно с этим в четвертом квартале ожидаются самые крупные расходы бюджета. Они выглядят следующим образом:
I квартал: 5,8 трлн
II квартал: 6,7 трлн
III квартал: 7,1 трлн
IV квартал: 9,3 трлн
Причём в октябре было потрачено 2,327 трлн. Следовательно, за ноябрь-декабрь предстоит направить на расходы примерно 6 трлн рублей или же в среднем по 3 трлн в месяц.
Здесь же следует заметить, что темп бюджетных расходов в годовом выражении вряд ли сильно упадёт. В первом квартале следующего года это будет уже не 5,8 трлн рублей, а куда больше. Вместе с этим, доходная часть казны не очевидна.
И здесь перед Мишустиным возникает сложная задача. Обеспечить экономику запланированными ресурсами, учитывая явное не то, чтобы противодействие, но весьма скептическое отношение финансового сектора к работе правительства. Увы, взять и радикально преломить ситуацию, условно "национализировав" финансовый сектор, невозможно. Точнее, это можно попытаться сделать, но риски слишком велики. Нет гарантии, что финансовая система не рухнет и не схлопнется вместе с находящимися в ней ресурсами. Яркий пример - история с банком "Открытие", фактическая национализация которого унесла с собой 500 млрд рублей, внезапно выпавших из экономики. И это только одно "Открытие".
Для многих это звучит удивительно, но в реальности так и есть: финансовый сектор живёт своей, независимой от государства жизнью. Защищает себя и не любит, когда в его пространство вторгаются извне. Поэтому Мишустину придётся непросто.
Константин Двинский
Я не ракетчик, я филолог.
Свежие комментарии