На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 262 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Gurman
    В нашем государстве,власть ОТДЕЛЬНОГО народа,а для остальных,одни обязанности.Наша часть вины в...
  • Георгий Михалев
    Место встречи известно, значит надо, с воздуха, обильно дустом их посыпать."Сдаётся мне, по ...
  • Георгий Михалев
    Надо было, этому животному, ухо по самую шею резать.«Ухо»

Патриарх призвал временно воздержаться от посещения храмов


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, после чего обратился к верующим с эмоциональной речью. Он призвал временно воздержаться от посещения храмов (из-за коронавируса) и молиться дома, пребывать в своих квартирах в уединении, следуя подвигу преподобной Марии Египетской в Заиорданской пустыне. При этом храмы, конечно, закрыты не будут, священники продолжат совершать богослужения.



"Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Текущая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о святом преподобном Иоанне Лествичнике, замечательном игумене Синайской горы, где до сих пор сохраняется монастырь, что возглавлял святой преподобный Иоанн, с очень строгой дисциплиной. Множество подвижников выходили из этого монастыря в мир по разным обстоятельствам и причинам, и вокруг каждого из них создавался некий круг людей, взыскующих спасения. На основании огромного духовного наследия Синайской обители сформировался определённый корпус святоотеческих текстов, которые помогают и нам, современным людям, изучить всю трудность того, что называется духовной бранью, всю сложность войны, которую ведёт человек со своим собственным грехом. Эта война куда сложнее, чем война с внешним противником. Победить самого себя, разобраться в своих мыслях, очистить душу от греха, стать настолько твёрдым и сильным, чтобы более не впускать грех в душу, — это битва, которая по своему напряжению превышает любую человеческую битву, любой земной конфликт, в котором мы отдаём последние силы, чтобы победить врага. И нужно помнить, что главная победа, к которой мы стремимся в жизни, — это победа над самими собой. Мы также совершаем память святой Марии Египетской. На этой неделе, в четверг, в память о Марии Египетской будет полностью прочитан канон святого преподобного Андрея Критского. Эта длительная служба с чтением канона называется Марииным стоянием, и потому невольно мысль обращается сегодня к преподобной Марии Египетской. Мы хорошо знаем, что она была женщиной лёгкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает её под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь. В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестаёт посещать Храм Гроба Господня, перестаёт прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время ещё жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было. Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до её кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушёл за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестёр по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между её физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту. Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Ещё раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придёт, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаёмся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернёмся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье ещё никто не умер. Если же это произойдёт, то во мгновение все представят; ещё и в панику впадём. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России. Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Ведь не какой-то искусственный пример я вам привёл, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню. Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни. Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих её людей. Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Всё произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. Только самое главное — спасаться, а не, простите, дурака валять, как это делают те, кто даже дни, которые государство предоставило для сосредоточения, для спокойствия, для некоей реорганизации жизни, посвящают развлечениям на воздухе, шашлыкам, музыке и всему другому, думая, будто людям просто каникулы предоставили. Не каникулы! Это время концентрации мысли, упорядочивания семейной жизни, отношений с коллегами, с родными и близкими. Для того чтобы каждым была разработана и принята модель безопасного общения — подобно тому, как в отдалённой пустыне Мария Египетская сформировала модель безопасного общения с миром, заражённым грехом. Мария боролась с диаволом, который поражал человеческие души, а сегодня мы должны бороться с силами зла, которые поражают наши физические тела, а через это — наши души. Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница, ещё при земной жизни воспринявшая ангельское естество. В отдалении от монастырей и храмов, в уединении, в далёкой пустыне преподобная Мария и душу свою спасла, и дала силы физическому телу прожить ровно столько лет в невероятно трудных условиях, сколько позволил Господь. Её молитвами да хранит Господь нас всех от инфекций, от болезней. Но самое главное — да поможет её пример осознать и нам важность уединения в наших личных пустынях, в наших квартирах. Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, ещё и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти её путем даже в условиях современных мегаполисов. Аминь", - сказал первоиерарх РПЦ.


"Патриарх сказал слова, которые тяжело бы дались и рядовому священнику — призыв остаться дома, следуя примеру святой Марии Египетской — блудницы, которая поверив в Бога, поселилась в пустыне вдали от людей. Только в конце жизни её причастил старец Зосима. Попробуем предсказать реакцию в сетях. Она, как и вся антицерковная риторика последних недель, будет граничить с шизофренией. Пришёл Патриарх на службу — плохо: распространяет заразу. Не пришёл — плохо: испугался. Призвал быть дома — плохо: наводит панику. А что в реальности? А в реальности настоящая церковная жизнь. Сильные и нужные слова, в тот самый момент, когда они особенно нужны. И, самое главное — Литургия не прекратится, что бы об этом ни писали в телеге. Хотя, многих священники причащать будут на дому. Нагрузка на отцов вырастет, опасность их служения — тоже. Так что давайте лучше помолимся о них. Дома", - отмечает православный журнал "Фома".

"Патриаршее благословение не посещать храмы — мера вынужденная и исключительная. В условиях, когда светские власти из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции во многих регионах ввели жесточайший карантин, посещение соборных богослужений значительно усложняется. И несмотря на то, что для верующих людей храмовая молитва и Причастие Святых Христовых Таин — главное лекарство, исцеляющее не только тело, но и душу, открытый конфликт с властями и правоохранительными органами сейчас никому не нужен. И можно только сожалеть, что многие чиновники, именующие себя православными людьми, этого не понимают, и открыто выступают за полное закрытие храмов и монастырей. Именно поэтому благословение Святейшим Патриархом Кириллом верующих не посещать храмы — это крайняя степень компромисса, когда храмовые богослужения не прекратятся, но будут совершаться клириками при минимальном присутствии прихожан (при этом сами храмы закрыты не будут). И приведённый Предстоятелем пример великой святой, преподобной Марии Египетской, очень показателен. Святая Мария действительно провела большую часть жизни вне храма в уединённой пустынной покаянной молитве за грехи молодости и в итоге достигла великих высот святости. Очевидно, что мы в своём домашнем уединении можем ей лишь подражать. Но если наша домашняя молитва будет горячей и искренней, то Господь её примет не меньше храмовой. Что же касается светских властей, то хочется надеяться, что после столь компромиссного решения Патриарха Кирилла, они не будут применять жёстких решений по недопуску верующих людей в храмы, которые, повторюсь, должны оставаться открытыми. Особенно в столь важное для всех православных христиан время Великого поста", - написал руководитель религиозной редакции "Царьграда" Михаил Тюренков.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда: "В безответственных тележных каналах постятся странные версии, что Русская Православная Церковь не закрывает храмы и монастыри будто бы потому, что не хочет отказаться от доходов. И храмы сравниваются с ресторанами, которые были вынуждены «мужественно и ответственно» закрыться. Конечно, если ты веришь, что Бога нет, то можешь твердить, что храмы — это пункты обмена денег на свечки. Но если ты хоть раз был в церкви, ты понимаешь, что это неправда. Священник — это духовный врач, который, подобно врачу физическому, обязан принимать приходящих к нему, как бы ему ни хотелось самоизолироваться. Многие из священников — старше 65 лет, но их, как и врачей, никто не «освободит» от пастырского долга. И как офицеров — не отправит на карантин. Потому что священник тоже дает присягу — служить Богу и людям. И никто не скажет, что наступил перерыв в этом служении людям, любви к ним, которая сейчас нужна больше, чем когда-либо. Священники так же, как и врачи, пойдут (и ходят) домой к старикам и в больницы к инфицированным. Священник всегда останется на посту. И будет служить и молиться, в том числе для тех и за тех из нас, кто по здоровью или другим причинам сегодня остаётся дома, находится в больнице или выполняет свой долг на государственной службе или врачебном посту. Дай Бог нам всем преодолеть прилетевшую к нам заразу вместе, в любви друг ко другу и взаимопощи".


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх