
Несколько дней назад председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин сообщил, что число преступлений, совершённых подростками-мигрантами, в 2024 году выросло на 8 % (с 353 до 381 случаев), и это вызывает серьёзное беспокойство. Особенно тревожным является рост числа особо тяжких преступлений, который составил 82 % – с 66 до 120.
Криминальное поведение несовершеннолетних мигрантов вызывает серьезную обеспокоенность. Число преступлений, совершенных ими, увеличилось в 2024 году на 8 % – с 353 до 381. Причем на 82 % возросло число особо тяжких посягательств подростков-мигрантов (с 66 до 120), растет количество убийств, совершенных ими, – с 1 до 7 случаев, зафиксирован факт причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. Нередко противоправные деяния совершаются мигрантами-детьми в хорошо сколоченной группе, несовершеннолетние приезжие нападают на прохожих, избивают их, подвергают травле и унижениям ровесников славянской внешности, фиксируя издевательства на камеру мобильных телефонов,
— сообщил Бастрыкин.
По его словам, явление подростковой этнической преступности стало отрицательным трендом современности, что вызывает у коренного населения обеспокоенность и несёт угрозу общественной стабильности. Но дело в том, что преступность растёт не только среди подростков-мигрантов. По данным всё того же СК РФ, в 2024 году число тяжких преступлений, совершённых «ценными специалистами», возросло на 12 % (с 4 390 до 4 935). Также втрое увеличилось число преступлений, совершённых лицами, незаконно находящимися на территории России.
Власти принимают меры против нелегальной миграции, однако являются ли они достаточными? Как со всем этим бороться?
Почему органы правопорядка бездействуют?
Действительно, количество молодёжных банд, состоящих из мигрантов, в России постоянно растёт. Как справедливо отмечает председатель Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ при президенте РФ Кирилл Кабанов:
Молодёжные, да и любые другие банды существуют там, где органы правопорядка не просто бездействуют. Преступные группировки существуют при условии их крышевания правоохранителями или другими коррумпированными представителями органов власти. Наличие банд (как вида организованной преступности) – уже само по себе основание для тщательной проверки деятельности всей структуры органов госуправления в конкретном регионе.
Нельзя не согласится с Кабановым в том, что отсутствие должной жёсткой реакции со стороны региональных властей и правоохранителей на подобные явления, и уступки различным мигрантским диаспорам, должны быть поводом для органов государственной власти провести соответствующую проверку. Потому что итоги некоторых инцидентов с участием мигрантов, откровенно говоря, вызывают вопросы.
Стоит вспомнить, например, историю самарского депутата Сергея Турусина, на которого с ножами напали два абу-бандита за то, что он заступился за невольную свидетельницу избиения своего соседа. Депутат был вынужден применить травматическое оружие и в итоге местная полиция составила на него протокол «за стрельбу в общественном месте». За то, что депутат защищался и не позволил себя убить, суд оштрафовал его на 40 тысяч рублей и постановил конфисковать травматический пистолет. Выглядело это, мягко говоря, более чем странно.
Но вернёмся к росту преступности среди подростков-мигрантов. По официальным данным, в 2024 году преступили закон более 21 тысячи несовершеннолетних, из них более 9,5 тысяч подростков в возрасте от 14 до 17 лет привлечены к уголовной ответственности. Половина из них совершала преступления в составе группы. Чаще всего жертвами подростков становятся пожилые люди, сверстники, дети младшего возраста и младшеклассники.
Комментируя данные, опубликованные СК РФ, глава ЛДПР Леонид Слуцкий отметил, что за преступления детей мигрантов должны отвечать и их семьи:
Мало нам было проблем со взрослыми мигрантами, теперь уже их дети увеличивают криминальную статистику в России. Спрашивается, чего мы ждем, что к ним присоединятся еще незадействованные члены «понаехавших» семейств, вплоть до домохозяек? Все это криминализованное болото надо немедленно «осушить». Мигранты должны нести коллективную ответственность за бандитизм своих детей… Попался два раза такой недоросль даже на незначительном криминале, тут же депортировать всю его семью из страны.
Что делается для того, чтобы улучить миграционную ситуацию?
При этом нельзя не отметить, что определённые шаги для того, чтобы улучшить ситуацию с миграцией и миграционной преступностью, принимаются. Ужесточаются правила пребывания мигрантов в России, ужесточаются правила для приёма детей-мигрантов в школы, увеличивается количество депортированных мигрантов. В феврале был создан реестр контролируемых лиц, в который были включены подлежащие высылке из страны иностранцы на основании совершённых нарушений.
Все это даёт определённые плоды – так, по данным главы МВД Владимира Колокольцева, в прошлом году количество мигрантов, депортированных из страны, существенно увеличилось (со 145 тысяч до 190 тысяч человек). Аналогичная динамика по вынесенным решениям о запрете выезда. Кроме того, в четыре раза возросло число патентов, признанных недействительными.
Кроме того, теперь куда меньше «ценных специалистов» стали получать гражданство. По данным МВД, российское гражданство в 2024 году получили всего 209 тысяч человек, что на 44,8 % меньше, чем в 2023-м (для сравнения, в 2023 году получивших гражданство РФ было 378 тысяч, а в 2021 году – 735 тысяч). Помимо гражданства, сократилось число выданных разрешений на временное проживание: в 2024 году их получили 44,5 тысячи человек, что почти в два раза меньше, чем в 2023 году.
Также стоит отметить, что по распоряжению Владимира Путина в составе МВД образована Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан. Она создана «в целях совершенствования государственного управления в сфере миграции». Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, новая служба позволит эффективнее решать проблемы в сфере миграции. Основной задачей нового ведомства станет упорядочивание миграционных процессов, а также снижение противоправной деятельности иностранцев.
По данным Кирилла Кабанова, российская миграционная система меняется под нужды времени.
Создание новой службы – лишь часть комплексной работы по совершенствованию миграционной политики. Властями прорабатывается целый ряд решений, среди них – правила депортации нелегалов, требования к знанию русского языка, введение цифрового профиля приезжих,
— подчёркивает он.
Пока рано говорить об эффективности работы данной структуры (это покажет время), однако очевидно, что государство всё же беспокоят вопросы миграции, поэтому решения по этому поводу принимаются.
Тем не менее нельзя не отметить, что на этом поприще предстоит ещё много работы, поскольку полностью контролировать миграционные потоки в условиях отсутствия виз со странами Средней Азии достаточно проблематично.
Кроме того, в законодательстве всё ещё достаточно много пробелов и лазеек, касающихся мигрантов. В частности, на днях Госдума отклонила законопроект депутата Михаила Матвеева о запрете продажи огнестрельного оружия иностранцам. Да, читатель всё понял верно – на данный момент приобретать оружие иностранцам не запрещено. И на вопрос «как такое возможно?» на данный момент нет ответа.
Виктор Бирюков
Свежие комментарии