
Начальник Каунасского уезда. № 4159. Каунас, 20 ноября 1941 г.
Начальникам полицейских участков Каунасского уезда
(Копия командиру полиции Каунасского уезда)
Приказом комиссара города Каунаса все советские русские, кто прибыл из СССР в Литву с 15 августа 1940 г., поляки, которые прибыли в Литву из Польши с 1 января 1939 г., независимо от того, получили ли они за это время гражданство Литвы или нет, а также смешанные семьи:
1) жена или муж в которой являются советскими русскими,
2) муж в которой является поляком, прибывшим из Польши после 1 января 1939 г.,
живущие в городе Каунас, 10 ноября с.г. должны переселиться на предназначенные им места [еврейское гетто] в Вилиямполе.
Принимая во внимание, что часть упомянутых граждан после объявления приказа уехали и уедут из Каунаса разместиться на границах уезда, я приказываю всех приехавших полицейскими мерами доставить в Каунас на размещение в назначенном для них месте.
Борткявичюс
Начальник уезда
Предоставлено для публикации Фондом содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» (Москва)
История вопроса
Фашизм как открыто террористическая диктатура правящих эксплуататорских классов и агрессивный национализм были характерны почти для всех лимитрофных государственных образований межвоенного периода. Именно тогда закладывались основы литовской, латышской и эстонской наций, придуманных в конце XIX века.
Вполне логично то, что местечковый мелкобуржуазный национализм нашёл взаимопонимание с германскими нацистами, оккупировавшими Прибалтику в 1941 году. После изгнания нацистов многие сотрудничавшие с ними отправились в эмиграцию.
По мере того, как господствовавшая в СССР идеология теряла авторитет в массах, в республиках Прибалтики распространялись и укоренялись в обществе мифы о том, как хорошо было жить в предвоенный период и при немцах, и какого благосостояния их лишили русские.
После получения независимости в прибалтийских республиках быстро сформировались этнократические режимы. Из эмиграции возвратились нацистские пособники или их потомки. Первоначальное «процветание» на западных кредитах, закончившееся в 2008 году, укрепило в умах концепцию о связи «независимости» и благосостояния.
Постсоветские этнократические режимы Литвы, Латвии и Эстонии не имеют никаких других концептуальных основ, кроме агрессивного национализма, а также роли «жертвы» и «санитарного кордона цивилизованного мира» от «агрессивной» России.
В странах Прибалтики подвергаются политическим преследованиям политики советского периода, работники правоохранительных органов и гражданские активисты, пытающиеся противостоять фашизму. При этом Запад закрывает глаза на нарушения прав нетитульного населения этих стран.
Националистические партии широко представлены в политических системах всех трёх стран. Помимо их, существуют и откровенно нацистские организации. Проводятся парады и другие мероприятия бывших гитлеровских пособников, доступна нацистская литература, устанавливаются памятники нацистским убийцам, сносятся и оскверняются памятники и захоронения советских воинов. Официальный фашизм, не приветствуемый в Европе, несколько маскируется утверждениями о «тождественности» германских нацистов и советских коммунистов.
https://regnum.ru/news/innovatio/2678031.html
Свежие комментарии