Первая причина. Монотеизм отрицает существование добрых духов в природе и в обществе – все без исключения духи заранее наделяются негативными чертами и объявляются бесами, что сильно затрудняет непосредственное восприятие жизни и даже настраивает против нее, заставляя говорить о собственной «греховности» и стремлении быть «спасенным» от нее.
Вторая причина. Монотеизм не допускает наличия у природы, включая высших животных и растений, какого-либо самостоятельного смысла существования, не видя в них ценностей самих по себе и формируя исключительно утилитарное к ним отношение – так обесцениваются все вещи мира, и атрофируется сама способность ценить.
Третья причина. Сущностно отрицая внутреннюю гармонию и равновесие сил в природе, монотеизм утверждает неравенство противоположностей, подчиняя одни из них другим, и таким образом через создаваемую им деформацию сам склонен увеличивать меру страдания, зла, уродства и несправедливости мира.
Четвертая причина. Отделяя дух от вещей, а сердце от разума, и взаимно их противопоставляя, монотеизм тем самым разрушает исходное единство человеческой личности, как и ее единство с миром, с самого начала заключенное в единстве мышления и переживания, погружая в бесплодные поиски «сверхразумного» смысла существования.
Пятая причина. Отрицая метафизическое право на непохожесть и духовный плюрализм, вытекающий из возвышенного и непреложного понятия судьбы или врожденности, монотеизм тем самым разрушает консенсусный характер реальности, лишая человеческую волю действительного содержания и делая беспредметной ее свободу.
Шестая причина. Будучи целиком укоренным в отрицании, монотеизм также все свои собственные утверждения, в конечном счете, сводит к отрицаниям – диалектически подменяя причинность беспричинностью, присутствие отсутствием, а знание непостижимостью, в итоге лишая не только чувств и мышления, но и основанных на них совести и морали.
Свежие комментарии