На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 392 подписчика

Свежие комментарии

  • Natalija Osminina
    Скорее всего будут зачищать. Но чуть попозже.Пока «невыездной»...
  • Natalija Osminina
    Ну, во-первых, Вы же видите, что Путин все время говорит о  переговорах. Не вижу в этом ничего страшного. Надо возвра...Пять лет правлени...
  • Валерий
    Россия что всем дойная корова ???Россия ждёт неуро...

Помогают натурально: в Астрахани фермеры отдают часть урожая неимущим

В начале августа в Астраханской области началась ежегодная акция «Урожай без потерь»: часть собранных на местных полях овощей и фруктов фермеры бесплатно передадут в местные детские дома и другие социальные учреждения. Речь в первую очередь идет о некондиционном товаре, который не может попасть на прилавки магазинов, хотя и остается качественным.

Как устроена акция, действительно ли в России и во всем мире тонны овощей и фруктов ежегодно остаются на полях и можно ли этого избежать — в материале портала iz.ru.

Собрать и передать дальше

Акция «Урожай без потерь» в Астрахани начинается одновременно с сезоном сбора урожая, то есть в августе, и длится до конца сентября. Присоединиться к ней могут как местные сельскохозяйственные предприятия, так и отдельные фермеры. Все они передают часть собранных овощей и фруктов в помощь многодетным семьям, небогатым пожилым людям или всевозможным социальным учреждениям.

Проводить акцию несколько лет назад предложили в областном правительстве — якобы после того, как губернатор Александр Жилкин обратил внимание на остающийся на полях невостребованный урожай (правда, ни точного количества участников, ни точного количества семей учреждений, получавших помощь, порталу iz.ru установить не удалось).

Фото: РИА Новости/Наталья Айриян

Похожие меры периодически предпринимаются и в других регионах России. Например, с предложением отдать часть продукции нуждающимся в 2016-м к местным аграриям обратилсягубернатор Пензенской области Иван Белозерцев. Впрочем, там философия была несколько иной — глава области обратил внимание на то, что собрать хороший урожай в тот год фермерам помогли в том числе и государственные субсидии (на эти цели, по его словам, пошло около 3,5 млрд рублей), и такая социальная помощь им расценивалась скорее как достойный ответ со стороны аграриев.

В Астрахани основная идея акции заключается в том, чтобы совместить «полезное с полезным». Благодаря ей фермеры не только получают возможность помочь тем, кто в этом нуждается, но и могут избавиться от так называемой некондиционной продукции — овощах и фруктах, которые не принимают большие магазины из-за непрезентабельного вида, но которые при этом ни в чем не уступают остальной продукции по вкусовым характеристикам.

Об этом, в частности, журналистам сообщил и министр социального развития и труда Астраханской области Олег Петелин.

— Астраханская область сельскохозяйственная, овощей здесь выращивают много, и почему бы не использовать это для хорошего дела. Для наших соцучреждений эти овощи подходят, ведь качество их ничуть не хуже обычных. Поэтому спасибо всем нашим фермерам, которые откликнулись на эту акцию, — цитирует регионального министра «Российская газета».

Оценили внешние данные

Некондиционными оказываются необязательно испортившиеся, неспелые или сильно поврежденные фрукты и овощи. Отбор не проходят в том числе и плоды, которые отличаются по форме от общепринятых стандартов. Например, картошка необычной формы или сросшаяся морковь.

Связано это с требованиями торговых сетей, которые закупают продукцию напрямую у производителей или через перекупщиков. Такой товар в отличие от «стандартизированного» просто не смотрится на прилавке, тем более в больших сетях, и поэтому не пользуется спросом у покупателей, объясняют торговцы.

При этом обычно он нисколько не теряет своих вкусовых или питательных качеств — в какой-то момент среди поклонников органического питания, наоборот, появилась мода на покупку плодов неправильной формы. Она считалась доказательством их экологичности.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Оценивать продукты «по одежке» начали еще несколько десятилетий назад. Еще в конце 1980-х в Евросоюзе был принят закон, который прозвали «Законом о кривых огурцах». В нем детально оговаривались параметры не только идеальных огурцов, но и бананов, моркови, баклажанов или спаржи. Учитывалось всё: от длины или ширины плода до, например, его изгиба.

Закон стал предметом многочисленных шуток, однако в действительности существенно повлиял на современную культуру потребления (или, наоборот, стал ее отражением). Вскоре разрабатывать подобные стандарты стали и другие страны, и отдельные торговые сети.

Всего, по разным данным, в мире ежегодно под выбраковку попадает до 30%–40% собранного урожая только потому, что он не соответствует таким характеристикам. Уже несколько лет эта статистика вызывает опасения не только у активистов, выступающих за осознанное потребление, но и крупных международных организаций.

Так, например, пересмотреть «эстетические стандарты по фруктам и овощам» для того, чтобы снизить количество пищевых отходов, призывает продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций.

Еще в 2009 году в Европе официально отказались от использования таких жестких стандартов в отношении первых 29 овощей и фруктов (в список вошли те же огурцы, морковь, абрикосы и баклажаны).

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Глава сельскохозяйственной комиссии ЕС Марианн Фишер Боэль тогда заявила, что «нет никакого смысла выбрасывать совершенно нормальные по качеству продукты просто потому, что они «неправильной» формы или размера».

Одновременно в магазинах сразу нескольких стран Евросоюза стали появляться специальные отделы. Те, кого не смущал нестандартный внешний вид огурца, помидора или, например, сросшаяся морковка в форме пальцев, могли купить такие продукты по сниженной цене.

Одними из первых такую практику ввели французы, за ними последовали британцы и чехи. При этом покупатели оказались заинтересованы в такой инициативе не меньше, чем продавцы, поскольку торговые сети предлагали на такие продукты существенные (до 20–30%) скидки.

В России тоже действует отдельный ГОСТ для свежих фруктов и овощей, который учитывает не только их спелость, сохранность и качество, но и внешние данные. Именно на него в том числе ориентируются торговые сети при осуществлении закупок.

Так, в документах сети магазинов «Авоська», которые находятся в открытом доступе, говорится, что «основой для приемки свежих плодов и овощей на РЦ «Авоська» являются ГОСТы, стандарты ООН/ЕЭК и технические условия, а также требования к товарному виду и качеству товара сети универсамов «Авоська». Основываясь примерно на тех же документах (а также внутренних стандартах), поступающие в магазин фрукты и овощи оценивают и в магазинах сети X5 Group.

При этом существующие ГОСТы учитывают множество критериев: в том числе аккуратность сборки (плод в результате не должен быть поврежден, особенно если на нем должен быть «восковой налет»), «излишнюю внешнюю влажность», следы нажатий, зарубцевавшиеся повреждения и даже градобоины или солнечные ожоги (в документах торговых сетей их чаще всего характеризуют как «загар»). Также учитываются отклонения от стандартного размера.

Фото: ТАСС/Геодакян Артем

В опубликованном на сайте X5 Group руководстве для новых поставщиков внешний вид продукции относят к определяющим, важнейшим показателям наряду со вкусом, запахом и калибром. В этом списке он указывается первым. А в подобном руководстве от той же «Авоськи» отмечается, что в зависимости от соответствия заявленным критериям товары делятся на «стандартные» и «нестандартные» (сюда относятся в том числе овощи и фрукты с незначительными повреждениями — например, с небольшими потертостями или царапинами). При этом в случае с РЦ «Авоська-два», «нестандартная продукция, внешний вид которой влияет на товарный вид товара, приравнивается к отходу». То есть к продукции «со значительными дефектами». 

Систематически продавать товары, не прошедшие такой жесткий отбор, на отдельных полках, в России пока не научились. Правда, и в утиль такая продукция отправляется редко, убежден Вячеслав Телегин, председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов (АККОР).

В большинстве случаев, по его словам, продукция, которая остается невостребованной у крупных закупщиков, «заложена» в хозяйственную деятельность предприятий: например, идет на корм, в переработку или используется при расчетах с пайщиками, которые уже самостоятельно находят для нее применение.

Кроме того, фермеры могут сами заняться обработкой такого урожая. Так, в одном из хозяйств Новгородской области, по его словам, создали небольшой логистический центр, в котором овощи, не соответствующие эстетическим стандартам, вручную чистят, нарезают и превращают в суповые наборы, которые пользуются спросом.

— Чтобы что-то выкидывать, это совсем нерадивый хозяин должен быть, — пояснил эксперт порталу iz.ru.

Фото: ТАСС/Абрамов Денис

Правда, нередко такие акции — к тому же шанс для волонтеров в них участвующих. В 2018 году, помимо студенческих организаций, в сборе урожая, по данным местных СМИ, участвует организация «Школа третьего возраста» — ее отделения существуют по всей стране и работают с пенсионерами и пожилыми людьми, которые нуждаются в помощи. А еще — просто интересный досуг и возможность снова почувствовать себя нужными.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх