Невеселая участь ждет в современном мире осколки бывшей великой Империи, разлетевшиеся некогда в разные стороны вследствие прошедших в конце 1980-х годов центробежных процессов. Не буду сейчас рассматривать эти процессы и их причины, тема отдельная и очень долгая. Подведу лишь некоторые итоги почти трех десятилетий самостийности лимитрофов, которые сильно понадеялись, что Запад им поможет, и в итоге остались у разбитого корыта.
Причем, в наибольшей степени это произошло с теми, кто больше всего стремился к подобной дружбе барашка с волком..Пепел винограда. Где оказалась Грузия спустя 27 лет дружбы с Западом?
Будучи 3 года назад в командировке в Ираке, я заехал по делам на военный объект в Киркуке, где живут американские военные советники. Разговор с американцами состоялся в кафе для «своих» – протирал столики и убирал посуду там пожилой мужчина, оказавшийся гастарбайтером из Грузии. По контракту он получал 500 долл. (на тот момент – 30 тыс. руб.) в месяц. Двое суток назад здание обстреляли из миномётов боевики – к счастью, никто не пострадал, но персоналу кафе пришлось отсиживаться в бункере. Я спросил этого человека: неужели тут лучше, чем в Грузии? Он ответил: «У нас вообще жить нельзя… Никакой работы… Лучше быть на грани смерти в Ираке, чем нищенствовать». Говорящие за себя слова..
В 1991 г. в Грузинской ССР жили 5 млн 424 тыс. человек, а в 2017-м в республике насчитали всего 3 млн 729 тыс. граждан. Страна просто вымирает. «Да и эти цифры за уши притянуты, – считает экс-чиновник правительства Шеварднадзе Зураб Давидашвили. – В реальности миллион грузин «пашут» в России, сотни тысяч – в Турции, ЕС, да по всему миру. Скоро у нас народу в государстве такими темпами не останется». За 26 лет страна потеряла четверть населения. Причем, наиболее трудоспособного. Такими темпами к концу века проблема Грузии решится сама собой..
..В Грузии в последнее время все мысли на тему – где взять денег? – объясняет экономист Эдуард Жвания. – Разрешили к продаже марихуану – мол, привлечём туристов. Недавно суд позволил иностранцам покупать грузинскую землю – скоро получим тут 100 тыс.китайских фермеров. Обсуждаются вопросы о легализации проституции. Власти на что угодно готовы пойти, лишь бы с Россией не мириться, и неважно, как дальше будет существовать государство.
Да, Грузия без России не умрёт. Но и жить будет невесело. Грузинские власти могут, разумеется, и дальше считать – дескать, время дружить с РФ не пришло. Однако что произойдёт с Грузией как следствие продолжения такой политики ещё через 27 лет – тут я уже предсказать не берусь. От винограда, во всяком случае, останется только пепел. Да, полностью территория не вымрет, но от оставшегося населения останется где-то половина или чуть больше. То есть, миллиона два где-то. И за исключением ряда отдельных районов Тбилиси остальная территория по факту вернется в 19-й век со всеми его прелестями (проблемы с электричеством, водоснабжением, медициной, образованием и пр). Не, ну чего — привыкнут.
А зачем другому, уже совершенно европейскому лимитрофу, его леса? На них найдется еще более европейский Хозяин, тем более, что это — совершенно в местных традициях.
IKEA стала крупнейшим частным владельцем лесов в Литве
Шведская компания IKEA в текущем году увеличила принадлежащие ей площади лесов в Литве на 33% — до 20 тыс. га и стала крупнейшим оператором частных лесных владений в этой стране, сообщила литовская деловая газета Verslo zinios. Глава литовской Ассоциации частных владельцев лесов Айдас Пиворюнас заявил изданию, что дополнительные 5 тыс. га леса в Литве IKEA могла приобрести у зарегистрированной в Швеции компании управления имуществом GreenGold. Сумма сделки, вероятно, превысила 10 млн евро.
Ну да, совсем недорого. Зачем, собственно и нужны лимитрофы Западу. Источник дешевого сырья и рабочей силы. Ну, еще и традиционно как санитарный кордон, который в случае чего не жалко.
Впрочем, лимитрофы не сильно нужны и Востоку. Вернее, нужны. Но в довольно специфической форме.
«Пекин купил нас с потрохами». Почему в Средней Азии боятся Китая
Китай приходит в бывшие советские республики Средней Азии. У кого-то в регионе это вызывает эйфорию, у кого-то ужас: враг на пороге. «Пекин купил нас с потрохами, скоро отберет наши недра, а ханьцы все заполонят — девушек наших ведут под венец», — таков неполный список фобий по отношению к «Срединному государству». Любой конфликт на китайском предприятии вызывает волну сочувственных комментариев в соцсетях, а намек на приход инвесторов в сельское хозяйство приводит к многотысячным антиправительственным митингам.
Вся социалка держится на китайских деньгах. Это самый чувствительный вопрос для местных властей. Вот тут закладываются будущие проблемы. Плюс своеобразное понимание прагматизма китайцами. Если к компании возникают вопросы, они, как бы это сказать помягче, проплачивают издержки местным властям напрямую. Медийным сопровождением и пиаром китайцы не занимаются. Зачем? Они идут простым путем. Но это все, пока петух всех серьезно не клюнул. Сыроежкин предлагает сравнить данные казахстанской и китайской статистики: расхождение в импорте — пять-шесть миллиардов долларов. То, что не учитывается при ввозе в Казахстан. Это, уверен он, и есть цена дружбы с Китаем.
Хе. То есть, и для Китая Средняя Азия — лишь рынок сбыта и источник сырья. Ну, еще и транзитная территория на пути в Европу.
Такова участь всех лимитрофов. В 21-м веке быть реально независимыми таким странам просто невозможно. Для этого нет ни соответствующего населения, ни промышленности, ни объемов национальной экономики. А главное — почти нигде нет вменяемой элиты, которая бы понимала, что сохраниться их страна может только в рамках определенного цивилизационного проекта. Тем более, что опыт жизни в таком проекте уже есть и вполне успешный.
Но увы, власть развращает, а незрелых политически людей она развращает абсолютно. Так что в конечном итоге они имеют то, что их имеют.
Констатирую — не получилось у бандерлогов всех мастей панувать на обломках империи. Ибо делать это можно лишь на остатках ее ресурсов и когда они заканчиваются, недолгое панування завершается феерическим крахом. Конечно, определенное (и даже довольно долгое) время перед этим можно просто медленно загнивать, но тут есть нюанс — количественная деградация рано или поздно переходит в деградацию качественную. Причем, очень часто — внезапную.
И это неминуемо произойдет в течение следующего поколения. Со всеми. Ну, или почти со всеми. У некоторых территорий все же есть шансы стать исключением. Но об этом — как-нибудь уже в другой раз.
Свежие комментарии