«Республика Беларусь приостанавливает свое участие в инициативе ЕС «”Восточное партнерство”», — говорится в официальном заявлении МИД Беларуси. «[…] Постоянный представитель Республики Беларусь при ЕС отзывается в Минск для консультаций. Главе представительства ЕС в Республике Беларусь также предложено выехать в Брюссель для консультаций. Кроме того, в ответном порядке будет запрещен въезд в Беларусь представителям евроструктур и лицам из стран Европейского союза, которые содействовали введению ограничительных мер».
Фактическая высылка из Минска официального представителя ЕС более всего напоминает изгнание из Беларуси американского посла 13-летней давности. Составление «черных списков» враждебно настроенных деятелей — тоже возвращение к привычной для Минска практике, от которой он старался отойти в период, когда Беларусь пыталась быть многовекторной и нейтральной.
Зато приостановка участия в «Восточном партнерстве» беспрецедентна.
Беларусь фактически выходит из главного геополитического проекта Запада постсоветского времени, направленного против России.
«Восточное партнерство» было запущено Европейским союзом в 2009 году как реакция на события предыдущего года в Южной Осетии, когда Россия на примере Грузии показала, что не позволит развязывать в своем ближнем зарубежье этнические чистки и войны. И статус ставленника Запада, который в тот момент имел грузинский президент Саакашвили, гарантией безнаказанности в данном случае не является.
Евросоюз в ответ инициировал собственный геополитический проект на постсоветском пространстве, разработав рамочную программу сближения с бывшими советскими республиками, отделяющую их отношения с Европой от отношений с Россией. Россия выносилась за скобки «Восточного партнерства». Больше того — противопоставлялась ему. Меры, которые должны были принимать страны — участницы программы, для того чтобы заслужить одобрение и финансирование на Западе, так или иначе уводили их прочь от России.
По сути, «Восточное партнерство» было институциализацией через ЕС идеи «буферной зоны», которая отделяет Россию от остальной части Европы и не дает самой большой стране мира развиваться через взаимодействие с европейцами.
Недаром инициатором и разработчиком этой программы была Польша. «Восточное партнерство» отражает базовую идею польской геополитики о создании по периметру российских границ «санитарного кордона» из враждебно настроенных к России стран, находящихся под польским протекторатом.
Ресурсов у Польши для оформления под свой электорат бывших земель Первой Речи Посполитой явно недостаточно, поэтому в случае «Восточного партнерства» речь де-факто шла о брюссельском протекторате. «Промежуточные» постсоветские страны между Россией и Евросоюзом вовлекались в сферу геополитического влияния ЕС, но без перспективы членства в этой организации. В чистом виде «буферная зона» и «санитарный кордон».
Участие в инициативе ЕС Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины было инструментом по отрыву их от России.
Поэтому с самого начала особо остро стоял вопрос: что делают в «Восточном партнерстве» Беларусь и Армения? Официальные союзники России участвуют в откровенно антироссийском проекте — нонсенс!
Традиционный ответ на этот вопрос состоял в мантре: «Восточное партнерство» не направлено против России. Эту мантру повторяли годами действия программы, только реальность она отменить не могла. Реальность же состояла в том, что стратегические шаги, которых требовал Брюссель от бывших советских республик для сближения с ЕС, были направлены на отдаление от России, действие в ущерб интересам России и рост враждебности по отношению к России.
Это наглядно показала история с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, которая вызвала крупнейший геополитический кризис в Европе, потому что ассоциация продвигалась с нескрываемой целью оторвать Украину от России.
Что же касается Беларуси, то в ее случае нежелание сближаться с Западом за счет разрушения союза с Россией привело к минимизации участия в инициативе ЕС. Президент Беларуси Александр Лукашенко раз в несколько лет отказывался от приглашений на саммиты «Восточного партнерства», потому что предполагалось, что там ему подсунут на подпись коллективную антироссийскую резолюцию.
Оттого, что Беларусь не была активна в «Восточном партнерстве», некоторые делают вывод, что и приостановка ее участия в этой программе не является большим событием. Это не так.
Сама характеристика членства республики в инициативе ЕС как формальности говорит о том, что существовала форма для геополитического разворота Беларуси с Востока на Запад. Нужно было лишь политическое решение, чтобы наполнить эту форму содержанием, а институциональная основа для переориентации на НАТО и ЕС была уже готова.
Отказ Беларуси даже от формального присутствия в «Восточном партнерстве» не позволяет сомкнуть «санитарный кордон». В цепи антироссийских государств Балтики и Черного моря закрепляется выпадающее пророссийское звено, без которого эта цепь не может полноценно выполнить свою главную миссию: «сдерживание» России.
В этом смысле приостановка участия Беларуси в «Восточном партнерстве» — это крупнейшее геополитическое поражение Запада в «Восточном партнерстве» со времен воссоединения Крыма с Россией.
Плюс к этому геополитическому удару нужно нанести удар символический. Евросоюз не выгонял Беларусь из «Восточного партнерства» — Беларусь ушла сама. От участия в интеграционных проектах Запада начинают отказываться. Верный признак того, что глобальное лидерство Запада уходит в прошлое.
Свежие комментарии