На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 264 подписчика

О трёх преградах на пути трансферта

Putin-Letter-2020-01-15

Начать, пожалуй, можно с вывода. Тот самый долгожданный и всё равно внезапный #трансферт власти, также именуемый «Проблема-2024», при ближайшем рассмотрении обернулся фальстартом. Можно выдыхать и расходиться. Разве что некоторые федеральные чиновники какое-то время побудут ещё в подвешенном состоянии. А в главном – произойдёт вот что…

Тупик. Организационный и правовой.

Как минимум три серьёзных, на грани непреодолимых, преграды уже выросли на пути практической реализации озвученных пожеланий Владимира Путин­а. Преодолеть их не удастся в разумные сроки.

И первая преграда тут – легальность. Минимум три президентских инициативы требуют особого механизма их имплементации в Основной закон. Механизма чёткого, внятного и… на сегодняшний день пока не существующего. Ни приоритет конституционного законодательства над международными договорами, ни установление МРОТ в качестве нижней планки оплаты труда, ни закрепление в Конституции обязательной индексации пенсий невозможно без изменения глав 1-й и 2-й. А оно, в свою очередь, может быть осуществлено только путём созыва Конституционного собрания и принятия им новой Конституции РФ. Причём за необходимость таких изменений предварительно должны проголосовать 60% депутатов и 60% сенаторов.

Не проблема? Отнюдь. Ибо такое собрание может быть созвано в порядке, установленном специальным федеральным конституционным законом. Которого пока не существует не только в действующей нормативной базе, но даже и в виде законопроекта. И хотя мы знаем прецеденты, когда российский #парламент утверждал правовые новеллы почти моментально, это всё равно недели и месяцы, которых в запасе у Кремля нет. Ему нужно успеть закончить всё до 18 сентября, поскольку за 365 дней и менее до истечения полномочий нижней палаты вступает в действие целый ряд конституционных ограничений, де-факто делающих запланированные конституционные #реформы невозможными.

Именно поэтому, кстати, была выбрана такая правовая кракозябра – Рабочая группа при президенте для подготовки изменений в Конституцию (вместо Конституционного собрания) и некое голосование граждан по указу президента (вместо вполне понятного и легального референдума). Но это означает, что #законность указанных процедур изначально сомнительна.

Кроме того, возникает сразу и вторая преграда тут – легитимность. Начиная с того, что разрабатывать изменения в Основной закон будут в основном люди если и не случайные, то от юриспруденции страшно далёкие – врачи, режиссёры, писатели, активисты, пианисты и профсоюзные боссы. Конечно, по факту им уготована роль послушного штампа, а сам документ родится в недрах Правового управления президентской администрации, но такой правовой конструкт уже по определению не может быть ни репрезентативным, ни легитимным.

Да и некое голосование по изменениям в Конституцию, проводимое на основе будущего указа президента России, с легитимностью тоже не дружит. Ибо действующем законодательстве как раз недвусмысленно записано, что такого рода всенародное голосование граждан РФ по законопроектам… и другим вопросам государственного значения проводится именно в форме референдума – и никак иначе. Закон «О референдуме», кстати, отметит в этом году первый полноценный юбилей. И символично, что на него #Кремль именно сейчас положил здоровенный болт.

Что делает пока ещё не разработанные изменения Конституции априори нелегитимными.

Ну а третья препона порождена как раз той самой идеей плавного трансферта, ради которой и затевалась вся эта бодяга с конституционными правками и поправками. Имя ей – Госсовет.

Тут возникает дилемма. Чтобы вписать этот пока что совещательный орган в систему государственной власти, наделив его внятными полномочиями, потребуется переписать как минимум половину действующей Конституции, включая и ряд её защищённых статей. А это опять же возвращает нас к необходимости созыва Конституционного собрания со всеми проблемами, задержками и затяжками, описанными выше.

Есть, конечно, вариант, когда Госсовет появится в Конституции как полноправный орган при президенте, как Совбез, например. Тогда он сможет действовать на основании специального федерального закона, который, впрочем, тоже ещё предстоит разработать и принять. Но тут возникает #вопрос, зачем такой зависимый и вторичный орган Владимиру Путину, когда основная идея трансферта заключается как раз в том, чтобы поставить Национального Лидеранад официальной #власть­ю – как президентской, так и парламентской.

Разумеется, все эти соображения легитимности и законности можно проигнорировать, а изменения – прогнуть или продавить: технические возможности есть. Но это сразу заложит под реконфигурацию власти бомбу замедленного действия, сразу ставя проводимые #реформы в зависимость от доброй или злой воли преемника. Что лишь усиливает, а не сокращает риски турбулентности в 2024 году и ранее.

Как следствие – простой вопрос: рванёт? Или обойдётся?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх