На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

148 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Варлам Устрялов
    ты - дурак или идиот? то что ты - быдло, это понятно сразу. не суди по себе!Вскрылась правда ...
  • Катерина
    БАСНЯ     Мужик однажды к Богу обратился:     "Ну, что за жизнь?" - он громко возмутился.     "Пашу я на работе,словн...Алименты это позо...
  • Леонид
    Это как у Задорнова: "Пионер, ты за всё в ответе!" :-) Плохому танцору мешает всё, что угодно.Вскрылась правда ...

Евгений Сатановский. Закат ООН, мир без правил и война всех против всех

БСВ как он есть…

Что там в окружающем нас мире творится? Да, в общем, как всегда, ничего хорошего. Так что даже сами Маркс и Энгельс, воскресни они неожиданно, вряд ли нашли бы в перспективах, хоть ближайших, хоть самых отдалённых, повод хотя бы для толики исторического оптимизма. И присоединись к ним кто угодно из гуманистов мирового уровня, всемирно известных философов и лидеров мирового пролетариата, хоть Фурье с Оуэном, хоть Дидро с Руссо, хоть Ленин со Сталиным, хоть Мао с Хо Ши Мином, все они вместе взятые вряд ли усмотрели бы в творящемся на планете, как нынче принято говорить на околополитическом новоязе, «позитивную повестку дня».

Что называется, если это такой прогресс, так слава Б-гу, что ещё не везде, особенно на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, камня на камне не осталось, а кое в каких уголках не всё разом рушится, а только гниёт или обваливается потихоньку. На каковом фоне циничный хулиганистый и в высшей мере эгоистичный Трамп воспринимается как свежий ветер, повеявший из гнилого подвала Госдепартамента, а переговоры США и России, как провозвестие зари нового мира.

Ну, нового — не нового, а старый со всеми его заморочками ещё не похоронили и немало прольётся крови и слёз, пока основные контуры чего-то нового не покажутся из руин. Долго ещё ждать появления «Ривьеры Газы». Ясно лишь, что правил поведения на международной арене больше нет никаких, да и отслеживать соблюдение тех, про которые бесконечно вспоминают и напоминают, изрядно надоедая окружающим, написавшие их дипломаты и политики, карьера которых на всей этой бесконечной писанине и говорильне поколениями строилась, больше некому. Да и, говоря по чести, раньше по их поводу тоже никто особенно не заморачивался: обе сверхдержавы творили что угодно, поскольку справедливо полагали, что им за это ничего не будет, а страны поменьше, из бывших империй, растерявших былое могущество вместе с колониями, но сохранившие остатки военного потенциала, которые было принято уважительно называть «великими державами», им в этом в меру своих сил и возможностей подражали. Ну и, как цветок в афедроне, над всем этим красовалась ООН.

Что автор думает об этой богадельне, центре всемирных афер, типа борьбы с «озоновой дырой» или «глобальным потеплением» в интересах более чем конкретных корпораций; глобальном приюте международной бюрократии, отпрысков сильных мира сего и их ближнего круга (особенно из стран Третьего мира и бывшего социалистического содружества), матёрых шпионов и ветеранов всех военных и политических ристалищ предпенсионного возраста — отдельная тема. ООН… Насос для выкачки денег из тех, у кого они в этом мире есть, под красиво расписанные программы, которые никогда ничем не заканчивались и закончиться по определению не могли (кто же из бюрократов будет резать курочек, десятки лет подряд несущих золотые яйца). Центр миротворческих операций, которые никогда нигде никого ни от кого не спасали, умудряющийся проспать геноцид за геноцидом, после которых все, к ним причастные, чувствуют себя замечательно, а все, из-за кого они происходили и происходят, получают повышение по службе…

Помнится, Кофи Аннан после резни тутси и хуту стал целым ООНовским Генсеком, после чего вновь и вновь успешно проваливал всё, за что брался, хотя уже и без особой крови, от референдумов по Кипру и Западной Сахаре до сирийского урегулирования. Нет, в принципе, дипломаты, политики и журналисты тоже люди и многим из них без ООН не довелось бы пожить хоть немного в Нью-Йорке и Женеве, Париже и Вене, а им хочется. Понять можно. Но за одну только деятельность по «как бы заботе» о создании палестинского государства, принесшую людям, ставшим предметом этой навязчивой и в высшей мере ханжеской авантюры одно только горе, увековечив их проблему, загнав её в тупик и отдав их и их детей, внуков и правнуков в руки радикалов и террористов всех мастей — чего заработавшие на этой теме карьеры и состояния люди, готовые бороться за права палестинцев до последнего палестинца, заслуживают? Впрочем, тут ООНовская бюрократия всего лишь увековечила прожект Лиги Наций — достойный наследник слепоглухонемой мертворождённой конструкции, приведшей ко Второй Мировой войне…

Так что, пока суть да дело, всё в мире катится по давно и хорошо накатанным рельсам. Китай помаленьку усиливается, становясь очередной сверхдержавой, наравне с Америкой. Причём делает, как и Турция, Иран, Индия, Израиль, аравийские монархии и арабские, азиатские и латиноамериканские военные режимы, исключительно то, что ЕМУ необходимо, не обращая особого внимания на обращения по тому или иному поводу государств, непонятно с какого бодуна занёсших Поднебесную в список своих союзников в их собственных разборках с Соединёнными Штатами, Великобританией или Евросоюзом. Как, впрочем, делают и все прочие ключевые игроки этого мира, которые, может, американцев и европейцев и не любят (да и не за что), но ссориться с ними всерьёз не будут, даже если, как Иран, и утверждают обратное. Америка потихоньку слабеет, стараясь решить эту проблему не за счёт конкурентов, так за счёт союзников, в первую очередь европейцев, стравив всех со всеми, после чего перемолов и переварив по одному.

Мы продолжаем неистово бороться на религиозно-идеологическом фронте с собственным советским прошлым и воевать де-факто сами с собой на Украине, теряя мало-помалу как сохранённое со старых времён, судя по Карабаху и в целом Закавказью, так и приобретенное немалыми усилиями во времена новые и новейшие (и тут речь не только о Сирии, хотя сегодня в первую очередь о ней). Причём новые фронты горячей войны на Балтике, в Заполярье, на Дальнем Востоке или постсоветских центральноазиатских границах могут открыться в любое время. Да и на украинско-молдавском направлении ничего ещё не закончилось, не говоря о положении дел внутри страны, где террористическая и радикалистская исламистская активность сдерживается только силовиками. Не столь уж давний захват аэропорта Махачкалы исламистскими радикалами, как и теракт в «Крокусе» годичной давности, демонстрируют, как это может быть. И то, что турецкий «султан» в настоящее время отвлёкся на массовые протесты в крупных городах своей собственной страны, вовсе не означает, что он перестал строить новую Оттоманскую Порту, в основном на бывшей территории СССР.

Впрочем, там у турок много чего в запасе, от проекта передела газоносного шельфа Средиземного моря «Голубая родина» с опорой на Северный Кипр, бывшие турецкие провинции, ставшие независимыми государствами, вроде Ливии и балканских стран, или протурецкое лобби в Алжире, Тунисе, Ливане и Сирии (а в перспективе и в Газе, если ХАМАС там не будет уничтожен), до военной активности в Персидском заливе (с опорой на Катар), на Африканском Роге (в Сомали), в «Чёрной Африке» южнее Сахары, где турки по уровню активности конкурируют с Китаем, на севере Ирака и в той же Сирии, где Анкара стремительно осваивает иранское и российское инфраструктурное «наследство», не говоря уже об объектах, оставшихся от времён Асада. Не случайно в Израиле в настоящее время всерьёз рассматривают перспективы военного конфликта с турецкими военными — в лучшем случае только с ними, в худшем — с ними и местными джихадистами, контролирующими Дамаск, а в совсем уж апокалиптическом варианте и с ними, и с джихадистами, и с иранцами, буде Тегеран вступит в союз с Анкарой и нынешним Дамаском против Иерусалима, как вступил с йеменскими хоуситами и вполне суннитским ХАМАСом (вариант более чем возможный).

Соответственно, Израиль продолжает зачистку подступов к собственной территории в Ливане, проводя операции против остатков «Хизбаллы», и Сирии, где всё более уверенно чувствует себя в друзских районах. Не стоит обращать внимания на декларации ряда местных друзских шейхов о приверженности «сирийскому единству» — другие друзские шейхи налаживают взаимодействие с Израилем, а проасадовские демонстрации друзов регулярно проходили на присоединённых к Израилю Голанских высотах с 1967 года и никогда никому в Иерусалиме особо не мешали. Что до большой ирано-израильской войны, к ней обе стороны, судя по всему, готовы, поддержка западного блока, начиная с США, при нынешней американской администрации израильтянам обеспечена и в случае провала американо-иранских консультаций, идущих при посредничестве Ирака и Омана, она разразится с крайне тяжёлыми последствиями для всего региона. Впрочем, для Израиля, с учётом проблемы заложников, главной на сегодняшний момент остаётся война в Газе с ХАМАСом, «Исламским джихадом» и другими радикалами, а для его премьер-министра — внутренние протесты против него самого во главе правительства.

Они же представляют основную головную боль и для Р.Т.Эрдогана, который с одной стороны может позволить себе превентивный арест своего главного потенциального конкурента на будущих выборах, мэра Стамбула, и прочие меры воздействия на него и его команду, немыслимые для Израиля, но с другой сплачивает против себя оппозицию так, как это ей самой никогда бы не удалось. Причём арест Экрема Имамоглу в равной мере может похоронить его политическую карьеру (многие эксперты предсказывают, что Эрдогану в очередной раз удастся переиграть всех своих противников и конкурентов, как он это делает без малого четверть века), так и сделать из него в глазах избирателей нового лидера масштабов Эрдогана (тот тоже начинал с поста мэра Стамбула, тоже был арестован и именно опираясь на протестное голосование стал премьер-министром, а потом и президентом страны). Характерно, что Запад его сейчас не критикует и за торжество в Турции демократических либеральных ценностей не борется от слова «совсем». Трамп, что ли, с его неприятием левачества всякого толка, влияние оказывает?

Что до России, для нас ни Эрдоган во главе Турции ничего хорошего не сулит (Карабах, Сирия, проект Организации Тюркских Государств как таковой, etc.), ни его свержение. Любой, кто его заменит, будет куда больше ориентироваться на Евросоюз и НАТО, а с этими структурами нам точно договориться ни о чём не удастся (ну, или мы договоримся о чём-нибудь с американцами, а воевать с нами коллективный Запад будет без их прямого участия или с меньшим их участием, руками очередной Украины в лице прибалтов, скандинавов и японцев), притом, что всё, чего Турция добилась, конкурируя с нами на постсоветском пространстве или в Африке и на БСВ, она так и так сохранит. Что называется, старый, предсказуемый и хоть и чрезвычайно успешный, но поддерживающий привычный начальству уровень контактов враг. А что все соглашения с ним временные, в полном соответствии с любимой фразой Эрдогана: «Вчера — это вчера, а сегодня — это сегодня», так, глядя на то, как он у нас всё, что ему нужно, отжимает — кто нам мешает, кроме собственного неумения, вести себя также? У помянутого Эрдогана и ресурсов куда меньше, и возможностей, и вообще никаких козырей, кроме Черноморских проливов, а смотришь — переигрывает на каждом шагу!

Но Б-с ними обоими — Турцией и Ираном, которым теперь предстоит делить Закавказье и конкурировать между собой на Ближнем Востоке, как они делали столетиями, не особо оглядываясь на Россию, что они вынуждены были делать триста лет подряд, а в новые времена с 2015 года, начиная с военной компании ВКС в Сирии. Сирии же как государства больше нет и совершенно непонятно, будет ли она (такого рода «несостоявшимися государствами» Африка и Ближний Восток полны). Впрочем — это и Ирака касается, и Афганистана, и Йемена, и Ливии, и много кого в Сахаре и Сахеле, да и не только там. Регион такой: устойчивыми могут быть только абсолютистские монархии, диктатуры и военные хунты разной степени жёсткости, либо исламистские режимы всех уровней радикализма. Да и то, в первых и вторых часты перевороты, а в последних идёт непрерывная внутренняя борьба между полевыми командирами и конкурирующими между собой религиозными авторитетами, как в Афганистане. Либо у «международно признанного правительства» есть тысяча и один влиятельный конкурент и ещё непонятно, где в той или иной стране настоящий центр силы.

Завершая настоящее эссе, автор хотел бы повторить для читателя, буде тот отвлёкся и не всё уловил: нет и не будет на Ближнем и Среднем Востоке «мира под оливами». Причём не только «во всём мире», но и в каком-либо ограниченном уголке этого мира. Всё решала, решает и будет решать военная сила. Что до дипломатии, она может оформить очередной статус кво, но не добиться его. Да и вообще, цена ей всё меньше и меньше. Поскольку все договора там временные, все соглашения действуют до того момента, пока очередная вооружённая банда с очередным полевым командиром во главе не вздумает попробовать их на прочность и буде правящий режим дал слабину или попросту оказался недееспособен, как Асад в Сирии, — горе побеждённым. Что вовсе не помешает очередным хозяевам очередной страны торговать газом, нефтью, фосфатами, золотом, ураном и археологическими ценностями, наркотиками и оружием, параллельно вырезая конкурентов или инородцев и иноверцев — у кого какие живут. При вялой укоризне «мирового сообщества» — а то и совсем без него…

Источник

наверх