На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 326 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Барабаш
    Психическая атака...
  • Игорь Кузнецов
    В ток-шоу Соловьёв с экзальтацией призывает именно к этому - к ударам по заводам в Европе, которые производят вооруже...РОССИЮ ОЖИДАЕТ ЖА...
  • Василий Топчий
    Для этого нужна политическая воля. (по простому- руководитель должен иметь стальные яйца, как товарищ Ким), ну а у на...РОССИЮ ОЖИДАЕТ ЖА...

Владимир Груздев: Губернатор отвечает даже за настроения людей

Где в Туле места силы, во сколько обходится бюджету содержание губернаторской резиденции, ведет ли Владимир Груздев страницу в Твиттере лично? «Комсомолка» представляет самые интересные моменты беседы.

Разруха везде: в мозгах, в дорогах, в ЖКХ…

– Владимир Сергеевич, обосновались в Туле? Уже переехали в квартиру, которую приобрели себе в областной столице?

– Жить надо там, где работаешь, а не наезжать варягом. Я за свои деньги купил 11 квартир для своей семьи и людей, которых буду приглашать работать в Тульскую область. Я считаю, что подавляющее большинство сотрудников правительства, включая министров, должны быть выходцами из Тульской области. А вот заместители Губернатора могут иметь любую прописку. Главное, они должны уметь выстраивать отношения с федеральным центром и способствовать попаданию нашего региона во все федеральные программы. Но пока этих квартиры ремонтируются, мы арендуем номера резиденции рядом с Богучарово – это бывшие обкомовские дачи.

– А вы платите?

– Как добросовестные арендаторы мы оплачиваем свое проживание из личных средств. Вообще, всегда и за все нужно платить.

В бюджете на 2011 год было запланировано 42 миллиона рублей на содержание этой резиденции. Мне показалось недопустимым для дотационного региона тратить такие деньги на губернатора. Ведь в бюджете нашей области собственных доходов только 70%, остальное – это субсидии, субвенции и дотации. Считаю: было бы неэтичным тратить эти деньги на себя. Тем более, что все тульские градоначальники, начиная с момента образования Тульской губернии, с 1777 до 1917 года, работали за 1 рубль. Это было большое доверие и большая ответственность – быть тульским градоначальником. И все градоначальники, будучи выходцами из купеческого сословия, содержали себя сами.

Сейчас мы проводим конкурс по поиску арендатора резиденции, чтобы расходы свести к нулю и получать доход в бюджет. Деньги есть куда тратить и без обслуживания губернатора.

– Первые впечатления от знакомства с областью были какими?

– Я, честно говоря, не ожидал, что в 180 километрах от Москвы до такой степени разруха. Везде – в головах, инфраструктуре, в ЖКХ. Нет системных отношений между чиновниками и людьми. Простые жители, вообще, как будто брошены на произвол судьбы. Проблема в том, что многие чиновники попросту кормились с той должности, которую занимали. Сидели десятилетиями на одних и те же рабочих местах, фактически передавая их по наследству. О какой эффективности можно говорить при тотальном отсутствии конкуренции и контроля.

Сейчас стараемся изменить ситуацию. Мне кажется, понемногу получается. Мы сократили административный аппарат, избавились от людей, которые... Знаете, так бывает, что чиновники, болеют по 150 дней в году. А еще у них отпуск 45 дней, плюс за каждый год выработки еще день к отпуску. Получается, не остается времени на работу, а деньги человек получает, но самое главное, занимая должность, свою функцию не исполняет.

– И с чего начали бороться с разрухой?

– Со встреч с людьми. Я объехал все районы, встречался с жителями. Это 3,5-4 часа личного живого общения. Тяжелые встречи. Но с людьми же надо разговаривать. Я постарался убедить их поверить в возможность перемен. Чтобы «перезагрузить» область, нужно чтобы и власть, и люди были на одной волне – доверяли друг другу.

– Руководителю Заокского района вы дали три месяца на исправление…

– Да. И скоро срок истечет. Мне докладывают, что он встречи со мной добивается. Но мне не его лояльность нужна, а работа. Поэтому – посмотрим, что было сделано за это время. Я и мои коллеги, как могли, попытались направить его на построение эффективной работы. Вообще важно, чтобы не только главы районов, но и все чиновники адекватно сопоставляли свои способности и ответственность, возложенную на их плечи. Не получается работать, лучше честно признаться в этом и уйти.

В чем сила, Тула?

– Как вы думаете, почему такая разруха? Из чего она образовалась?

– Одной из причин я бы назвал историческую инертность. Туляки испокон веков были обеспечены государственными заказами. Все стрелковое оружие, пушки – все Тула делала. Например, победа над Наполеоном, 200– летний юбилей которой, мы будем праздновать в этом году, была одержана полностью на тульском оружии. Туляки всегда знали, что они люди государственные – у них всегда будет заказ. Для этого нужно было качественно работать, что они и делали, являясь очень надежными для страны людьми. А в начале 90-х жизнь вдруг резко изменилась. К этому руководители основных предприятий оказались не готовы.

В советское время в Тульской области было несколько крупных предприятий, например, «Тулауголь». Там работало 132 тысячи человек. В 30-х годах предприятие снабжало Москву газом и половину центральной России – углем. В начале 2000-х «Тулауголь» «успешно» похоронили. Не осталось ни одного рабочего места. 132 тысячи человек сразу оказалось на улице без жилья и возможности найти работу.

В оборонке схожая ситуация: работало 150 тысяч человек, сейчас – только 33. Еще 120 тысяч лишилось работы. Сразу 270 тысяч рабочих мест потеряли на 1 млн. 550 жителей. И это не считая банкротства «Туласпирта», где было уволено еще 20 тысяч человек. Вот такой удар вынесли. Отсюда общий депрессивный настрой.

В переходные годы от СССР к новой России население Тульской области сократилось почти на 300 тысяч человек. В основном, из-за дисбаланса между рождаемостью и смертностью, а также из-за внутрироссийской миграции.

Еще одна причина упадка Тульской области – близость к Московскому региону: значительная часть активного и профессионального населения, неважно – мужчины или женщины, уехали работать в московскую агломерацию. Понятно, что человек ищет то место, где лучше платят или кофмортнее живется. Но вот у меня возник вопрос: почему региональные власти не попыталась исправить ситуацию?

Есть еще одна причина разрухи – чиновничий беспредел. Например, в том же Заокском районе брат главы администрации – директор муниципального рынка, и рынок этот работает так, что не приносит доходов в муниципальную казну. Подобных примеров много. А люди-то видят, на что усилия таких чиновников направлены. На создание вот такой разрухи …в личных интересах.

– Шахты в регионе надо восстанавливать?

– Вопрос требует дополнительного изучения. В Суворовском районе, знаете, ГРЭС работает. В тарифе 60% – стоимость угля, вроде бы рентабельнее использовать местный уголь. А возят все равно кузбасский. Пока это выгодно, но все меняется.

Сегодня промышленное производство не слишком эффективно с точки зрения размещения и создания дополнительной налоговой базы, а особенно рабочих мест. Вот пример. На «Щекиноазот» была старая метаноловая установка. На ней работало 530 человек. Запустили новую установку. Вместо 530 стало работать 170. Слава богу, она в 3 раза более экологически чистая, плюс эффективность у нее повыше. Сегодня планируем размещать у нас в области либо финансовые центры, либо высокоинтеллектуальные рабочие места. Почему мы создаем в России финансовый центр, почему Сколково создается? Сегодня самое выгодное вложение – это инвестиции в мозги.

У нас в Туле уже есть интересные компании, которые разрабатывают софт. Они не очень большие, по 150-200 человек, но там зарплата 60 тысяч. Если средняя зарплата по промышленности в регионе 16 тысяч, то там – 60. Поэтому моя основная задача – создавать рабочие места, где люди могут чувствовать себя комфортно. И сделать в целом Тулу городом, комфортным для жизни людей. Чего сейчас пока нет.

Кадры решают не все, но многое

– Скажите, а туляки вас приняли?

– Думаю, что сейчас меня больше приняли сельские жители. А туляки, мне кажется, еще не совсем. Просто в сельских районах можно быстрее помочь людям, там не так много нужно инвестиций, для того, чтобы люди поверили, что человек сказал и сделал.

Туляки ждут. Я думаю, что если весной-летом успешно отработаем программы по благоустройству дворов, по ремонту дорог, то и доверие появится.

Ведь основные претензии к власти у людей – это нерешенные бытовые вопросы: плохо убранные подъезды, некачественно поданная вода, за решение которых отвечает местная власть.

И формирование этой власти – тоже проблема. Муниципалитеты надо еще научить, чтобы они, даже если там работают честные и порядочные люди, рационально подходить к распределению финансирования.

Несмотря на то, что область немаленькая, 1,5 миллиона человек, людей подобрать очень сложно.

– Твиттер реально помогает решать кадровый вопрос?

– Отчасти. 7 человек мы устроили на работу с 10 января. Я в Твиттере опубликовал свою электронную почту и попросил присылать резюме всех, кто хочет работать в муниципальных органах власти. Ко мне обратилось порядка 300 человек. Мы тщательно отсмотрели претендентов, и тем, кто подошел, предложили работу.

– Твиттер сами ведете?

– Конечно, сам.

– А как отбираете?

– Во-первых, мы на госслужбу можем брать только тех людей, которые соответствуют определенным требованиям законодательства. То есть это наличие опыта на аналогичных должностях, профильное образование и т.д. Я со всеми встречаюсь. В нашем правительстве работает 1340 человек. Я со всеми встречался лично, что называется, всем посмотрел в глаза. Скажем так, у меня есть некая сложившаяся практика отбора (я все-таки много с людьми работал). В первую очередь, я доверяю тем людям, которые пытаются занимать более активную жизненную позицию. А дальше – будем судить по делам.

– Почетно быть губернатором?

– Должность губернатора – чрезвычайно ответственная позиция и тяжелый труд. Этот человек отвечает в принципе за все в своем регионе, при этом полномочий у него очень не много. Он иногда должен уметь сшивать несшиваемое.

– А сейчас пошли разговоры, что больше дадут полномочий на местах.

– Пока рано об этом говорить, надо дождаться конкретных предложений. С моей точки зрения, важно одно решение. Для Тульской области и других регионов, близлежащих к московской агломерации, необходимо сделать так, чтобы предприятия платили подоходный налог по месту регистрации человека. Тогда, по предварительным расчетам, миллиардов 8-12 сразу плюс в наш областной бюджет. В принципе для нормального «перезапуска» области примерно этих денег не хватает. Я начал работать, у области долг был 8,5 миллиардов. На 1 января 2012 года мы его сократили до 6 млрд. 200 млн.

– Что самое важное для успешного развития?

– В первую очередь – равномерное развитие страны. У каждого региона должна быть своя специфика. Я считаю, что на федеральном уровне можно создать стратегическую диверсификацию регионов, не концентрируя и промышленность, и финансовые институты в одном регионе. Далее развитие инфраструктуры позволит наладить нормальное сообщение между ними. Задачей региональных и местных властей должно стать формирование привлекательных условий для прихода инвестором средней руки.

– А губернатор?

– Он должен организовать людей и рационально расходовать средства. А что еще? Считаю, что это основная задача на данном месте – кадры, общее направление и настроение людей. И под это, конечно, – честность в расходовании тех средств, которые есть.

Награда – дело десятое

– Вы награждены медалью «За боевые заслуги». За Анголу?

– Нет, в Анголе я был переводчиком в советническом аппарате. Награду получил за службу в Мозамбике. По линии ООН я служил в вертолетном отряде. Возили больных, раненых, продовольствие.

– За что наградили?

– Там война шла…

– Какой-то подвиг совершили?

– У нас за подвиг звездой Героя награждают. Меня в Мозамбике представили сначала на орден Красной Звезды, а потом сказали: молодой, переводчик, вся жизнь впереди. Поэтому с Красной Звезды перевели на «За отвагу», потом с «За отвагу» на «За боевые заслуги».

– А вот у нас есть сведения, что за погружение на «Мирах» ко дну на Северном полюсе вас должны были представить к Герою России (в августе 2007 вместе с шестью другими исследователями Владимир Груздев и знаменитый полярник Артур Чилингаров на двух глубоководных управляемых аппаратах «Мир – 1» и «Мир – 2» достигли точки Северного полюса на дне Северного Ледовитого океана и водрузили там флаг России. – Прим. ред.).

– Мне кажется важным, что нам, во-первых, удалось совершить географическое открытие, во-вторых, мы сделали это для России, что гораздо важнее любых наград.

Главное, что Артур Чилингаров и наши пилоты Анатолий Сагалевич и Женя Черняев получили звание Героев. Для них это действительно важно. Чилингаров очень долго шел к этой Звезде Героя, его дважды до этого представляли и дважды заворачивали. Он героический человек, очень мужественный. Эту экспедицию они вместе с Сагалевичем выносили, что называется, на руках. Погружение было очень рискованным. В какой-то момент мы потеряли связь с ледоколом и т.д. Одновременно наша экспедиция всколыхнула патриотические чувства россиян. Смотрите, как сильно «Фобос-Грунт» сейчас нас всех разочаровывает. Мы не привыкли к поражениям. А это погружение многие люди воспринимали как свою победу, чувствовали какую-то личную причастность к ней. Наверное, в ближайшие лет 50 повторить такие вещи невозможно. И это – действительно победа…

На подверстку: Дословно

Прорыва без федерации не будет

– Мы дотационный регион. Возможности ограничены, и многое зависит от того, как страна будет развиваться, – говорит Груздев. Даже в рамках своих ограниченных возможностей, если мы рационально будем тратить деньги, которые нужно направить на ремонт дорог, строительство, положительный эффект будет. Но прорыва без Федерации мы, конечно, сделать не сможем. У нас 49,5 тысяч семей живут, по сути, в аварийном, ветхом жилье, еще с 70-х годов проблема. Так сложилось, что Тула – единственный город-герой, который не попал под программу комплексной реконструкции после войны. А значит и денег не получил. Гудериан на подходе к Москве в 1941 году Тулу не стал бомбить – планировал использовать как промышленную базу для ремонта танков. Поэтому Тула и не подверглась массированным бомбардировкам.

Где места силы?

– Тула с точки зрения южных рубежей – это самое стойкое место исторически. – Тульский Кремль никогда не был захвачен врагами, – подчеркнул во время встречи Владимир Груздев. – И Тула старше Москвы. У нас много исторических мест: Белев – 1147 год рождения, Алексин – 1376. И так называемых мест силы – Ясная Поляна, Куликово поле, Поленово, Алексин. Оптинские старцы пошли в Калужскую область из Жабынской пустыни. Чтобы поклониться мощам Матроны Московской в столице всегда очередь. А ведь мало, кто знает, что святая родом из села Себено Тульской области. Нам бы очень хотелось, чтобы люди приезжали к ней на родину тоже.

Или Савино взять, где жил Руднев, легендарный командир «Варяга». В 1954 году решением Президиума Верховного Совета СССР всем оставшимся в живых членам экипажа крейсера «Варяг» была присвоена медаль «За отвагу». Фантастика: в СССР наградили за подвиг, совершенный в царские времена.

Чтобы тульские жемчужины не померкли

– Не все культурные жемчужины в нормальном состоянии. Скажем, Савино, где жил и похоронен командир «Варяга» Всеволод Руднев, требует, конечно, развития. Ясная Поляна в порядке. Вообще, семье Толстых надо отдать должное, они – молодцы. Сохранили и развивают большой государственный федеральный музей, 530 человек работают. Кстати, в Ясной Поляне некоторое время назад земли хотели распродавать, даже решение официальное было. Мы немного отыграли эту историю, вмешались, словом, успели, помогли. Поленово – тоже в неплохом состоянии. А вот Жабынскую пустынь надо поддержать.

«Моя жена занимается мной»

– Дети у меня взрослые. Дочь – ей 23 – заканчивает образование по профессии графический дизайнер. Старший сын готовится поступать в одно из экономических учебных заведений. Младший – ему 13 лет, он еще школьник. Супруга занимается мною и семьей. Мы все переехали в Тулу.

– То есть вопреки всем слухам вы в Туле обосновались?

– Ну, конечно…

Кстати

47 млрд. рублей – консолидированный бюджет Тульской области. Число жителей – 1 млн. 550 тыс. человек. Для сравнения, в Белгородской области проживает 1 млн. 450 тыс. Консолидированный бюджет – 72 млрд. рублей. Тюменская область – 1 млн. 400 тыс. жителей и 150 млрд. рублей. Москва – более 1 трлн. рублей на 11 миллионов жителей.

Картина дня

наверх