Европа сжигает запасы газа быстрее, чем когда-либо за последние семь лет, передает агентство Bloomberg. «Хотя нет риска немедленного дефицита, быстрое истощение может затруднить накопление запасов перед следующим отопительным сезоном и рискует повлиять на краткосрочные цены», — говорится в публикации.
Уровни в хранилищах снизились в общей сложности на 25 процентов по сравнению с пиковым значением — такого падения не фиксировалось с 2018 года.На самом деле пока скорость опустошения газохранилищ не то чтобы умеренная, а просто невозможно делать никаких выводов. Запасов вполне может хватить до весны — прогнозировать на долгий срок метеорологи пока не научились. Но известно, что аномальные морозы приходят в Европу где-то раз в 10–12 лет.
Например, зимой 2002 года было довольно холодно. В Германии из-за морозов полностью было остановлено движение судов по каналу Майн–Дунай, являющемуся важной европейской водной транспортной артерией. Толщина льда, в который вмерзли более 20 судов, достигала местами 70 см. Даже лагуна Венеции покрылась льдом, гондолы не могли двигаться по знаменитым каналам (на верхнем фото).
Немцы ощутили если не сибирские, то, во всяком случае, московские морозы в 2017 и 2018 годах, что хорошо видно на этой таблице.
Если средняя температура +1°С, то совершенно понятно, что в некоторые недели она опускалась до -10–15°С. В это время газ для отопления расходуется особенно интенсивно. Поэтому в былые времена, когда работали российские газопроводы, в хранилища закачивалось голубого топлива в расчете на аномальные периоды — мало ли что. Если зима выдавалась теплой, то газа хватало с избытком, остаток переходил на следующий отопительный период.
В последние годы аномальных минусовых зим стало меньше — сказывается глобальное потепление. Однако оно же способно, наоборот, охладить Европу. Дело в том, что таяние арктических льдов (прежде всего Гренландии) может привести к тому, что Гольфстрим, эта естественная европейская печь поистине планетарных масштабов, столкнется с очень холодными водами с севера, и его температура тоже понизится. Пока Гольфстрим справляется, но что будет дальше, климатологи пока не знают.
Тем не менее в той же Германии, которая отличается стабильностью даже в климате, хоть и редко, но все же испытывает на себе удары стихии. Например, 1 марта 2005 г. метеостанция на окраине аэродрома Альбштадт в земле Баден-Вюртемберг зафиксировала -36,1°C. А 24 декабря 2001 г. в районе баварского озера Фунтензее термометр опустился до -45,9°C. Впрочем, Фунтензее считается у немцев своего рода полюсом холода, здесь температура -30°C — не редкость.
После уничтожения «Северных потоков» и перекрытия украинской трубы американцы добились своего — связи ЕС с Россией прерваны. Ручеек, который поступает через Турцию — конечно, мизер по сравнению с прежними объемами. Но даже если Европа замерзнет в одну из зим, невелика печаль. Главное, должна быть достигнута великая трансатлантическая цель — обрезать все контакты глобальным конкурентом.
Я не сомневаюсь, что рано или поздно, когда хватка нынешнего гегемона окончательно ослабнет, европейцы опять захотят дешевого российского газа. Но мы ведь тоже, не теряя время, наращиваем свое присутствие на новых рынках. Потихоньку увеличиваем объемы поставок в Китай и Иран, строя новые трубопроводы, а уж сжиженный газ можно отправлять вообще в любую точку мира.
Так что для европейцев газа через несколько лет может физически не хватить. Но пока их политики бодры, веселы и решительны. Думаю, потому что несколько последних лет с зимами им явно везет.
«Мы должны перекрыть Путину его денежный вентиль. А значит, и нам надо перекрыть газовый и нефтяные краны, чтобы у свободы в Европе появился шанс. 15 градусов! 15 градусов зимой можно пережить в свитере. Никто от этого не умрет!» — заявил в марте 2022 года министр сельского хозяйства германской земли Баден-Вюртемберг Петер Хаук.
Чем обозначил новую национальную идею: отморозить уши назло Путину.
Свежие комментарии