На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Горшков
    Так жителям тех территорий это ИЗДАВНА присуще было!Батько Западный П...
  • Владимир Нелюбин
    Просто воздух станет чище, если убийца очередной сдохет.."Он там умирает. ...
  • Natalija Osminina
    Не стыдно бредить? И быть поголовными идиотами? Какая на хрен зона тишины?? Идиот Столтенберг все время повторяет одн...Назван идеальный ...

Обучение в сфере закупок пройдут все. Преимущественно.

Принятие в апреле текущего года Федерального закона о контрактной системе активизировало деятельность всевозможных образовательных организаций, агитирующих специалистов сферы размещения государственных заказов к повышению уровня своих профессиональных знаний и навыков в сфере закупок. Если прочитать все рекламные призывы таких обучающих центров и курсов, то можно заметить использование одного и того же аргумента для убеждения заказчика в необходимости повысить квалификацию действующих специалистов, а также профессионально пере подготовить новых сотрудников.
А он следующий – в соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о контрактной системе заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Далее, как правило, разъясняется, что общее количество членов закупочных комиссии должно быть, как и прежде, не менее пяти человек. А слово «преимущественно», содержащееся в тексте, означает не что иное, как три из пяти членов комиссии должны пройти обучение новым правилам закупок с выдачей по его итогам соответствующего документа. При этом отдельно отмечается, что отсрочка по вступлению в силу данного требования не предусмотрена, и норма подлежит исполнению с 1 января 2014 года.
Вместе с тем обозначенное требование закона не так однозначно, как может показаться после первого прочтения.
С одной стороны – все верно.
Так «Словарь русского языка» С.И. Ожегова слово «преимущественно» определяет, как главным образом, по преимуществу, большей частью. В иных словарях к указанным значениям добавляется трактовка, как «предпочтительно перед кем-либо, чем-либо».
Таким образом, требование закона о включении в состав комиссии по осуществлению закупок лиц, преимущественно обученных в сфере закупок, может означать, что указанных специалистов должно быть предпочтительно перед иными членами, то есть более половины.
При этом в настоящее время действующим Федеральным законом №94-ФЗ предусмотрено обязательное включение в состав комиссий лишь одного специалиста, прошедшего обучение в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Получается, что новые требования увеличивают обязательное число обученных в три раза. Следует напомнить, что аналогичная попытка ввести в состав комиссии не менее трех лиц-профессионалов в закупках была предпринята в декабре 2008 года. Тогда в Федеральный закон № 94-ФЗ были внесены изменения, вводившие такое требование с 01.01.2011. В практической деятельности данная норма о квалификации трех членов комиссии оказалась невыполнима для всех государственных и муниципальных заказчиков страны. Поэтому с декабря 2009 года возвращена позиция законодателя о необходимости включению в коллегиальный орган не менее чем одном обученного по госзаказу специалиста.
А многое ли поменялось с декабря 2009 года?
В Российской Федерации по-прежнему отсутствует федеральный государственный образовательный стандарт по направлению размещения государственных и муниципальных заказов. В квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям, специальностям таковых для специалистов по закупкам не предусмотрено. И принятым законом о контрактной системе какие-либо квалификационные требования к знаниям или навыкам сотрудников, осуществляющих закупки, также не установлены.
В итоге активная позиция законодателя по созданию профессиональных закупщиков посредствам установления критериев их обязательного наличия в необходимом количестве, не соотносится с его же пассивностью в организации условий, стимулирующих образование новой профессии и получение соответствующего профессионального образования специалистами, ориентированными на долгосрочную работу в области закупок.
Если нет желания попытаться выполнить то, что не удалось реализовать на протяжении четырех последних лет: обучить большинство своих сотрудников, размещающих заказы, правилам закупок, вложив в это внушительный объем бюджетных средств, предлагаем прочитать закон правильно.
Необходимо отметить, что формулировка закона о контрактной системе, приведенная выше, о составе комиссии из преимущественно профессиональных кадров, взята не полностью и без учета возможностей толкования правовых норм.
Полный текст данной нормы следующий: «Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки».
Приведенное предложение по правилам русского языка относиться к простым распространенным предложениям с однородными дополнениями, соединенными союзом «а также» в значении «и». Из чего следует, что слово «преимущественно» относится как к первому дополнению, так и ко второму. А это означает, что в состав комиссии должны включаться более половины лиц, прошедших обучение, и более половины лиц, обладающих специальными знаниями. Такое, как мы понимаем, невозможно. Значит указанное предложение либо построено с нарушением правил русского языка, либо слово «преимущественно» имеет иное значение. Ставить под сомнение знание русского языка в аппарате Федерального Собрания Российской Федерации не предлагаем, поэтому считаем необходимым рассмотреть иное значение слова.
А иное значение рассматриваемой категории – это и три человека, и два, и одни, и даже ни одного обученного специалиста в составе комиссии, которые также будут свидетельствовать об исполнении заказчиком требования закона.
Объясняется это следующим.
Во-первых, как мы установили, общее наречение может относиться в одно и то же время только к одному из однородных дополнений. Таким образом, большинство в комиссии должно быть либо обученных специалистов, либо экспертов в области обращения соответствующих товарно-материальных ресурсов.
Во-вторых, преимущество предполагает предпочтение перед иными лицами, то есть заказчик обязан при выборе членов комиссии из всех возможных лиц, включенных в штат, выбрать лиц, прошедших обучение в сфере закупок, при их наличии. Если таковых в штате окажется всего один, то он должен быть включен в соответствующую комиссию в первую очередь или преимущественно. Если таких сотрудников на момент формирования закупочной комиссии у заказчика не окажется, то первое право на включение в комиссию приобретают лица со специальными знаниями в области предмета торгов. И требования закона о контрактной системе в обозначенных случаях будут заказчиком исполнены надлежащим образом.
Предложенные варианты трактовки принятого закона являются субъективным мнением автора, и итоговый выбор одного из предложенных разночтений остается за конечным правоприменителем – заказчиком. Вместе с тем, надеемся, что до начала 2014 года уполномоченным федеральным органом будет предложено официальное толкование данной нормы права.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх