Истребители-перехватчики МиГ-31 сил воздушной обороны Республики Казахстан
Десятки самолётов, сотни танков на хранении и задолженность перед Россией 13 млрд долларов
Автор: Андрей Митрофанов
Когда началась Российская специальная военная операция (СВО) на Украине, никто и представить не мог, насколько она затянется, какого напряжения сил и средств потребует от воюющих сторон.
Иллюзии о «компактных высокотехнологичных армиях» остались в прошлом – на поле боя сталкиваются огромные массы людей и техники, причём предприятиям военно-промышленного комплекса крайне сложно восполнять потери, в ход пошли запасы, созданные в эпоху холодной войны.
Россия пока в основном обходится собственными силами, изготавливая новые образцы боевой техники, восстанавливая и модернизируя резервы со складов длительного хранения. Возможные, не подтверждаемые официально поставки, осуществляемые нашими союзниками, такими как Иран и Северная Корея, судя по всему, пока не особо значительны и относятся в основном только к боеприпасам – массовых случаев применения зарубежных вооружений в зоне СВО пока не отмечено.
В то же время США предпочитают выгребать склады своих союзников, в первую очередь стран Варшавского договора, вооружение которых понятно для вооружённых сил Украины (ВСУ) и может ремонтироваться и восстанавливаться непосредственно на территории Украины. Когда советские запасы иссякли, то следом за ними пошли склады вооружений западного производства, преимущественно устаревших.
В обоих случаях переданное Украине оружие впоследствии должно быть замещено на новейшее американское. Таким образом, США не только воюют с Россией чужими руками, что характерно для англосаксов, но и загружают заказами свой военно-промышленный комплекс (ВПК) на долгие годы вперёд, захватывают новые рынки сбыта, обслуживания и модернизации вооружений.
ВПК США является одним из главных выгодоприобретателей конфликта между Россией и Украиной
Возникает вопрос, не пора ли и России получить что-то из вооружений от наших партнёров по Содружеству независимых Государств (СНГ) и союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)?
Единственной страной, являющейся одновременно членом СНГ и ОДКБ, получившей при развале Союза огромное количество вооружений и военной техники (ВиВТ), а также боеприпасов для них, является Республика Казахстан (РК).
Наследие империи
Казахстан стал третьей страной после России и Украины, получившей огромные запасы ВиВТ по итогам развала СССР. При этом значительное количество ВиВТ не используется вооружёнными силами (ВС) Республики Казахстан и находится на складах хранения.
Периодически РК пытается реализовать часть ВиВТ со складов хранения третьим странам, однако, по утверждению казахских властей, с 2022 года поставки вооружений в республике под запретом, в связи с чем власти Казахстана отрицают информацию о каких-либо поставках вооружений на Украину.
Здесь надо сделать ремарку – некоторое время назад в ряде российских СМИ прошла информация о том, что Республика Казахстан может поставить на Украину запасные части для боевой техники советского производства, причём сам Казахстан должен был закупить указанные запчасти у российских поставщиков, то есть получилось бы, что Россия фактически сама поставила бы запчасти для ремонта боевой техники своему противнику.
Как было сказано выше, власти РК всё отрицают, однако неизвестно, как бы сложилась ситуация, если бы эта история не всплыла на поверхность.
Нельзя исключать и того, что Казахстан давно и активно окучивают представители США и Великобритании – основных акторов российско-украинского противостояния. Пока вроде бы безрезультатно, но эти ребята давить умеют, так что лучше нам самим поторопиться, тем более что все основания для того, чтобы претендовать на казахское наследие СССР у России имеются.
Но для начала разберёмся, что из ВиВТ, находящихся на вооружении и на складах хранения ВС Республики Казахстан, потенциально может заинтересовать ВС РФ.
Вряд ли можно сказать, что у ВС Республики Казахстан имеются какие-то вооружения, способные существенно повлиять на ход СВО, тем не менее кое-что интересное для ВС РФ найти можно.
Силы воздушной обороны РК
В первую очередь это 31 истребитель-перехватчик МиГ-ЗІ/МиГ-ЗІБМ – пожалуй, из авиационной техники это единственное имущество, которое может заинтересовать ВС РФ.
Истребитель-перехватчик МиГ-31 сил воздушной обороны Республики Казахстан
В настоящее время истребители МиГ-31 имеют большую ценность, в первую очередь как носители гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал». Противник постоянно ведёт охоту на МиГ-31, в первую очередь пытаясь уничтожить эти самолёты на авиабазах с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) большой дальности.
К сожалению, эти машины давно сняты с производства, поэтому их количество в рядах ВС РФ постепенно будет только сокращаться. Можно предположить, что на складах ВС РФ имеется некоторый задел корпусов, двигателей и какого-то иного оборудования, однако 31 самолёт МиГ-31 в сборе – явно не будут лишними.
Все эти машины выставлены в РК на продажу на условии ликвидации.
На продажу на условии ликвидации ВС Республики Казахстан выставлены ещё 14 истребителей МиГ-29/МиГ-29УБ, 12 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и 2 учебно-боевых МиГ-23УБ, однако пока у ВС РФ потребность в этих самолётах отсутствует.
Зенитных ракетных комплексов (ЗРК) ВС Республики Казахстан самим не хватает, поэтому они приобретают их у России, в том числе из наличия в ВС РФ.
В январе 2014 году подписан контракт о поставке 5 дивизионов С-300ПС из состава ВС РФ
Сухопутные войска РК
Из вооружений сухопутных войск наибольший интерес могут представлять танки. По данным из различных источников, на вооружении ВС Республики Казахстан имеются порядка 5 000 танков Т-72, Т-80, Т-64 и Т-62, из которых 3 000 находятся на складах хранения.
Наибольший интерес представляют Т-80, коих у Казахстана имеется порядка 100 машин – вряд ли для ВС Казахстана имеет смысл содержать большой парк разнородных боевых машин, тем более что танки Т-80 с их газотурбинными двигателями являются достаточно дорогими и сложными в обслуживании. В России эти машины могут быть модернизированы до версии Т-80БВМ обр. 2022.
Следом за ними идут танки Т-72 – основная боевая машина ВС РК и ВС РФ. По разным оценкам, только действующих машин в ВС Республики Казахстан имеется от 600 до 1 300 единиц, ещё какое-то количество этих машин находится на складах хранения. Можно предположить, что ВС Республики Казахстан могут безболезненно передать 300 машин из наличия и ещё порядка 1 000 со складов хранения. В России эти машины могут быть модернизированы до версии Т-72Б3 обр. 2022.
Т-72Б ВС Республики Казахстан
Если такое количество на складах хранения отсутствует, то ВС РФ могут пригодиться и танки Т-62, на их базе в России создана достаточно интересная модификация Т-62М обр. 2021.
Из артиллерийских систем единственно интересным вариантом являются реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», которых у ВС Республики Казахстан – 180 машин. Необходимо ли им такое количество? Имеется ли у ВС Республики Казахстан достаточно боекомплекта для того, чтобы обеспечить им все имеющиеся 180 РСЗО «Ураган»? Можно предположить, что от 40 до 80 РСЗО «Ураган» могли бы безболезненно быть переданы Республикой Казахстан для использования ВС PФ.
На снабжении ВС РК имеются и 240-мм миномёты 2С4 «Тюльпан», но их количество неизвестно
Вопрос в том, зачем Республике Казахстан передавать все озвученные выше вооружения России?
Лояльность и целесообразность
Вообще, с настоящими союзниками у России не задалось, сейчас даже сложно сказать, какую страну можно называть союзником без кавычек.
Все они любят получать что-то от России, желательно «на халяву», все они требуют от России помощи, если у них есть проблемы, в том числе военного характера, но как только России требуется что-то от «союзников», то все они становятся поборниками международного права – этакими «гражданами мира», если это понятие можно применить к целой стране.
Иногда цинизм «союзников» России просто переходит любые границы, взять хотя бы ситуацию с Нагорным Карабахом, когда Армения обвиняет Россию в неоказании военной помощи в борьбе за регион, который она сама даже не признала юридически.
Винить в таком поведении «союзников» можно только себя, поскольку Россия полагается только на «пряник», но не на «кнут» – эта одностороння политика как раз и приводит к откровенному хамству и свинству со стороны оппонентов, неважно, являются ли они союзниками, псевдосоюзниками или противниками.
Только политика абсолютной беспощадности, когда «кнут» стоит на первом месте, а «пряник» является лишь приятным дополнением, может повернуть ситуацию вспять.
Что касается Республики Казахстан, то она является членом ОДКБ, получает от России необходимые вооружения, как получала и необходимую помощь в рамках ОДКБ, например, в ходе массовых беспорядков в 2022 году.
С Республикой Казахстан у России заключены и различные экономические соглашения, а сейчас, в период ввода странами глобального Запада незаконных и беспрецедентных санкций, направленных против Российской Федерации, через Казахстан идёт огромное количество санкционных товаров, разумеется, с соответствующей наценкой, наверняка вносящей существенный вклад в бюджет государства.
А ещё у Республики Казахстан имеется задолженность перед Российской Федерацией в размере порядка 13 млрд долларов США.
Таким образом, поставки вооружений Казахстаном могут быть осуществлены в счёт долга и/или последующих поставок вооружений со стороны России.
Исходя из вышеизложенного, у Республики Казахстан есть все основания пойти навстречу России – своему партнёру по СНГ и союзнику по ОДКБ в части поставок ВиВТ, том случае, если таковой запрос будет направлен.
Стоит ли его направлять со стороны Российской Федерации?
Однозначно, да – мы не только можем получить столь необходимые для нас сейчас вооружения, но и проверим, действительно ли Республика Казахстан является нам союзником, или всё-таки в кавычках?
Разумеется, можно понять нежелание Республики Казахстан попасть под санкции США, но этот вопрос вполне решаем при обоюдной заинтересованности.
Во-первых, Америке сейчас явно не до Казахстана – они президента выбирают.
Во-вторых, необязательно проводить всё как поставку вооружений, например, они могут быть утилизированы (по бумагам), а потом возродиться вновь уже на территории России.
Системы поставок могут быть столь запутаны, что разобраться в них со стороны не будет никакой возможности – было бы достигнуто согласие сторон.
Выводы
Вооружения, которые Республика Казахстан потенциально может поставить России, не окажут решающего влияния на СВО, но определённую пользу ВС РФ всё-таки принесут.
Наиболее интересными образцами ВиВТ, имеющимися у Республики Казахстан, являются истребители-перехватчики МиГ-31/МиГ-31БМ, танки Т-80 и Т-72, РС3О «Ураган».
Поставка Республикой Казахстан вооружений России, пусть и каким-либо скрытым образом, могла бы стать отличной проверкой лояльности союзника по ОДКБ с формированием далеко идущих выводов со стороны Российской Федерации.
Свежие комментарии