На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 748 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Бакланов
    Лажа. Не отдавал, отобрали.Нужна ли нам вели...
  • Sobering
    Народ выбрал большинством Зюганова, но тот отдал голоса в пользу Ельцина. Но на каждом углу орал, что обманули избира...Нужна ли нам вели...
  • sasha50let
    Чтобы американский агрессор поумерил свой пыл, ему надо выбивать зубы.«Парни в шлёпках»...

Токаева надули партнёры с Запада: Астана пытается запугать обидчиков Россией

Фото: Метаметрика

Сегодня

Казахстанский премьер-министр Олжас Бектенов сообщил о намерении правительства работать над сохранением подавляющей части доходов от нефтегазового сектора внутри республики.

Неужели Бектенова не устраивает годовой доход с нефти в размере сорока шести миллиардов долларов? Ответ простой - эта самая нефть стране практически не принадлежит.

Распад Советского Союза лишил Казахстан необходимых для их разработки денежных средств, и к делу подключились иностранные инвесторы.

 

Тут западные предприниматели, как заметно сейчас, не прогадали: в Кашгазе, например, доля казахстанской компании «Казмунайгаз» составляет всего чуть меньше семнадцати процентов. Остальные восемьдесят три делят между собой французы, итальянцы, британцы и американцы. Шестнадцать процентов на двоих досталось китайской корпорации CNPC и японскому INPEX.

Фото: Метаметрика

Карачаганак в основном занимают итальянский концерн Eni и британская корпорация Shell, присутствуют доли американского Chevron и отечественного Лукойла. Казахстану на данном месторождении принадлежит всего десять процентов - это наименьшая доля из существующих.

Не лучше дела обстоят и в Тенгизе. Семьюдесятью пятью процентами ресурсов здесь владеют компании из США. На казахстанских предпринимателей приходится двадцать процентов, еще пять процентов отхватил наш Лукойл.

Получается, что Астана от собственных природных богатств получает в разы меньше, чем приглашенные корпорации. А помимо материальной стороны вопроса есть еще и дипломатическая - трудно представить себе суверенную и многовекторную политику, когда две трети всей добываемой нефти в стране - собственность иностранных предпринимателей.

Но если говорить точнее, то основная проблема заключается не столько в распределении нефтяных долей между компаниями, сколько в особом налоговом режиме, в рамках которого реализуются ведущие проекты республики в области добычи природных ресурсов. Дело в том, что корпорации наделяются правом добывать нефть в обмен на распределение готовой продукции - то есть «плату» за использование местных месторождений Астана получает добытыми там ресурсами.

В данной системе есть один нюанс: затраты на реализацию проектов из стоимости продукции вычитаются. Таким образом, западные компании проворачивают хитрые схемы с завышением расходов, заявляя, что работают чуть ли не себе в убыток, хотя на деле это совершенно не так. Соответственно, Казахстан никаких доходов с добычи сырья не получает.

Фото из открытых источников

Полное содержание коммерческих контрактов с предприятиями Запада достать сложно - мешает пункт о тотальном неразглашении в каждом из них. Поэтому выводы казахстанским экспертам остается делать только по заявлениям официальной Астаны. А судя по постоянным просьбам отдельных политиков пересмотреть вышеописанную политику налогообложения, теряет страна до неприличия много.

Республика ежегодно упускает до пяти сотен миллионов долларов чистыми, сообщает член Общественного совета Минэнерго Казахстана Олжас Байдильдинов. Президент Касым-Жомарт Токаев также не стесняется сетовать на убытки, которые в обмен на обещанную прибыль приносят государству иностранные инвесторы.

Понятно, что с зарубежными коллегами о пересмотре документа (в том числе и на досрочных условиях) можно попытаться договориться, однако не исключено, что на уступки пойдут лишь единицы - кому хочется терять прибыльный бизнес. Но и просто так разорвать контракты нельзя - придется брать хитростью.

На случай возражений у Астаны всегда будет неоспоримый аргумент - вред экологии, который якобы наносят иностранные корпорации. Именно на заботу о природе можно будет сослаться для немедленного расторжения соглашений - подобная тактика чаще всего срабатывает на ура. Например, именно таким образом в нулевые наша страна убедила западных инвесторов отдать часть долей в проекте «Сахалин-2» Газпрому. Помимо этого, Токаев может пригрозить западным партнёрам тем, что полностью заменит их Россией, причем не только на нефтяных месторождениях, но и во внешней политике.

Иностранных коллег вполне возможно продавить, ведь им есть что терять - спрос на нефть с каждым годом только растет, а добывать ее в Казахстане по отлаженным схемам просто и выгодно.

Вариантов у казахстанских властей достаточно, однако что понятно точно - пускать ситуацию на самотек ни в коем случае нельзя, иначе страна рискует остаться у «разбитого корыта» со сложными активами в придачу после того, как западные компании соберут с местных месторождений все «сливки».

Картина дня

наверх