В прошлом номере «Совершенно секретно» мы писали об идущем в Русской православной церкви процессе разукрупнения епархий. В этом номере в продолжение поднятой темы – следующее расследование «Совершенно секретно», посвященное еще одной закрытой стороне церковной жизни.
Речь пойдет об экономике прихода, епархии и Патриархии.
О деньгах церкви. Постоянные поборы, висящая дамокловым мечом угроза потерять приход, на восстановление которого было потрачено столько сил и средств, ухудшившееся материальное положение семей – все это заставляет священников по-новому смотреть на свое служение. К этому надо добавить полное непонимание того, что происходит на местах со стороны Патриархии, которая во многом именно своими действиями усугубила ситуацию.
Нередко церковь обвиняют в торговле – свечками, иконами, книгами. Но на самом деле любое приобретение в храме – это жертва. Взять хотя бы свечу. Самые дешевые церковные свечки производит художественно-производственное предприятие «Софрино». С завода их продают двухкилограммовыми пачками по 705 штук в упаковке. Стоимость пачки – 200 рублей. Таким образом, одна маленькая церковная свеча приобретается с завода по цене 28 копеек за штуку. В храме же вы ее «купите» минимум за 20 рублей.
Однако в этом есть своя логика. Еще со времен первых христианских общин было заведено правило отдавать десятую долю плодов своего труда в храм. Верующие сами приносили в церковь вино и хлеб, на которых совершалась евхаристия, масло для лампад и воск для свечей. Если учесть, что до самого недавнего времени основная масса людей работали на земле и жили с плодов земледельческого труда, то десятая часть смолотой муки или изъятого из сот воска логично становилась жертвой на храм. Сегодня же принести плоды своего труда может не каждый. Как, к примеру, быть преподавателю вуза? Как ему принести десятую часть прочитанных им за месяц лекций? Только универсальным эквивалентом товаров и услуг – деньгами. И эта огромная дельта между закупочной и конечной ценой – не наценка, а жертва, что, впрочем, не превращает все храмы в золотоносные россыпи.
Коль скоро мы упомянули старейшего и известнейшего производителя церковной утвари предприятие «Софрино», с него и начнем. Это производство целиком и полностью принадлежит Патриархии, и без поддержки Патриархии оно просто прекратит свое существование. Вот уже лет двадцать «Софрино» существует лишь потому, что епархии РПЦ обязаны покупать его продукцию. Ради этого Архиерейский собор 4 февраля 2011 года даже издал специальное «Определение»: «Освященный Архиерейский собор подчеркивает особое значение в жизни Русской православной церкви художественно-производственного предприятия «Софрино», которое в 2010 году отметило 30-летие со времени образования и долгие годы являлось для всего Московского патриархата единственным поставщиком церковной утвари, облачений и свечей. Отрадно, что в настоящее время появились и новые приходские и епархиальные производства, ставшие ощутимым подспорьем для местных церковных бюджетов. Вместе с тем неправильной видится ситуация, когда в епархиях или приходах предпочтение отдается продукции частных, нередко нецерковных производителей. Собор счел полезным расширение ассортимента изделий, выпускаемых предприятием «Софрино», в том числе за счет продукции, ранее не производившейся. При этом важно, чтобы взаимодействие епархий и приходов с общецерковным предприятием не только не убывало, но и получало дальнейшее развитие. Священному синоду поручается выработать меры по урегулированию порядка этого взаимодействия».
Свежие комментарии