На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Лепехов
    ГосДума вообще незаконный орган, созданный Ельциным после расстрела из танков Верховного совета РСФСР..."Женщины реальную...
  • Ингерман Ланская
    щенок, ты можешь определять себя и средним родом - кастрируйся и будет тебе щастье..."Женщины реальную...
  • Alex Nемо
    Суть в том что никто по ним во Франции плакать не будет, равно как и никакого общественного возмущения о гибели этих ...НАТО начало готов...

Что толкает их на измену, сколько получают шпионы и как заканчивают свою жизнь

Предатели Родины

 

ФБР США разместило в социальных сетях объявление на русском языке, призывающее русскоязычных граждан к сотрудничеству в качестве информаторов. Ранее с таким же объявлением выходило ЦРУ. 

Очевидно, что подобные способы вербовки вряд ли могут быть успешными, хотя, если верить отечественным властям, только в 2018 году в России было разоблачено 465 агентов иностранных разведок. Если и правда так, сама эта цифра заставляет задуматься – с чего бы взялось такое количество изменников? Какие вообще причины побуждают добровольно идти работать на чужую разведку?

«Деньги, женщины, тщеславие – вот три ключа к любому человеку», – говорил некогда Вальтер Шелленберг. Шеф внешней разведки СД определённо знал толк в вербовке. К этому списку можно добавить ещё один мощный мотив – компромат с угрозой карьере, а то и жизни. Хотя профессионалы шпионажа утверждают: предательство из-за страха не самый лучший вариант, такому агенту до конца доверять нельзя. Лучше пусть им движет личная обида. 

На начальство, на неудавшуюся жизнь, на страну. Вот тогда изменник будет работать на совесть. Как, например, полковник Службы внешней разведки Александр Потеев, сбежавший в 2010-м в США и выдавший американцам группу российских нелегалов. Честолюбивый Потеев, по словам знавших его людей, всю жизнь строил карьеру в разведке и уже видел себя генералом. Но руководство службы оставило его в полковниках, и Потеев от обиды решил переметнуться.

Александр Запорожский

Таким же образом стал предателем и Александр Запорожский, сдавший ЦРУ российского суперагента в Лэнгли Олдрича Эймса. «Запорожский работал против американцев в Африке, и работал хорошо. Если бы советская власть сохранилась, то Александр Иванович был бы сейчас очень уважаемым человеком, и, возможно, не только в разведке. А тут рушится Советский Союз. Те, против кого он работал, оказываются победителями. Потому его предательство стало актом своеобразного возмездия за разрушенные иллюзии, ради которых он столько лет служил. А парень он всегда был мстительный, никогда не прощал обиды», – рассказывал подполковник КГБ Евгений Марин.

Дмитрий Поляков

Впрочем, обида обиде рознь. В истории шпионажа трудно не выделить фигуру генерала ГРУ Дмитрия Полякова. На американскую разведку он работал почти четверть века – недаром шеф ЦРУ Джеймс Вулси называл его «алмазом в короне». По воспоминаниям ветеранов контрразведки, поначалу даже не верилось, что Поляков может быть предателем. Геройски прошёл войну, награждён орденами, окончил Военную академию Генштаба, за знания и талант принят в военную разведку с направлением на работу в США. 

Как такой способен изменить? Оказывается, может – если находится что-то ценнее присяги. Во время работы в США у Полякова заболел трёхмесячный сын. Грипп дал осложнение, потребовалось срочное лечение. Услуги американской больницы стоили 400 долларов. Поляков обратился к резиденту с просьбой одолжить ему деньги из спецфонда. То ли резидент ответил отказом, то ли Москва, предложив отправить ребёнка лечиться в СССР, – тут версии расходятся. Факт один: не дождавшись лечения, младенец скончался. 

Свою месть Поляков обдумывал несколько лет. Осенью 1961 года, будучи заместителем резидента ГРУ по нелегальной работе, он сам связался с ФБР, предложив шпионить. Поляков выдал американцам не только сотрудников разведки, работающих под крышей посольства, но и агентов-нелегалов. Позже, вернувшись в Москву и работая в аппарате ГРУ, он передал секретные справочники военной разведки, а возглавив разведывательный факультет Военно-дипломатической академии, сообщил данные о курсантах. Всего Поляков раскрыл 19 нелегалов, 150 иностранцев – советских агентов и примерно 1500 кадровых сотрудников КГБ и ГРУ.

Разоблачили Полякова в 1986 году, когда он уже был на пенсии, – завербованный КГБ сотрудник ФБР Роберт Ханссен сообщил о ценнейшем агенте Бурбоне, работающем в Москве уже много лет. Рональд Рейган предложил обменять на Полякова любого из задержанных в США советских агентов, однако в Кремле ответили отказом. 15 марта 1988 года вынесенный Бурбону смертный приговор был приведён в исполнение.

В ЦРУ шпионам обещают много, но платят с неохотой

И всё же самым распространённым мотивом предательства были и остаются деньги. Особенно это понимали и понимают в ЦРУ. Бывший начальник 19-го отдела Второго главного управления КГБ Василий Картузов рассказывал: 

«В вербовочной работе американцы всегда делали ставку на материальное вознаграждение. Действовали бесцеремонно и прямо. Скажем, только за признание дипломата или представителя торгпредства о своей причастности к разведке ему полагалась весьма приличная сумма в валюте. Представьте себе, что такое, скажем, лишние 500 долларов в ситуации, когда командировочные были 10–20 долларов в день». 

Ветеран контрразведки не преувеличивал – то, что ЦРУ делало ставку именно на материальный аспект, подтверждал Олдрич Эймс. По его словам, оперативников изначально учат использовать деньги как наживку. «Наличные – это крючок, чтобы агент чувствовал себя обязанным, – пояснял Эймс. – Нередко мы платили безумно щедрые вознаграждения за абсолютно бесполезные материалы. Нам они были не нужны, просто так «цель» привыкала носить документы».

Леонид Полещук

Другой вопрос, сколько платят шпионам. В 1971 году вербовка сотрудника КГБ Леонида Полещука обошлась резиденту ЦРУ в Непале Джону Беллингхему в 300 долларов – ровно столько Полещук проиграл в карты из служебной кассы в местном казино, понял, что за это его вышибут со службы, и пошёл за деньгами к американцам. Став постоянным агентом по кличке Way, предатель выбил себе повышенный гонорар – в 1985 году бухгалтера посольства США в Москве Пола Залаки взяли, когда он закладывал в тайник для Полещука 20 тыс. рублей, а дома у изменника нашли драгоценности на 65 тыс. рублей. Сумма по советским меркам солидная, но не баснословная – примерно в это же время у директора Геленджикского треста столовых Берты Бородкиной при обыске изъяли 500 тыс. рублей.

Неужели американцы так скаредничали? Вовсе нет, объясняет хроникёр ЦРУ Пит Эрли, просто если агенту заплатить чересчур много, есть опасность, что он пустится во все тяжкие и привлечёт к себе внимание. Как тот же Олдрич Эймс, которому КГБ, а затем СВР регулярно передавали крупные суммы наличными. Так, только в 1992 году он получил 130 тыс. долларов. Было за что – Эймс выдавал самые тайные тайны американской разведки. Увы, деньги вскружили ему голову. Эймс не просто шиковал – стал жить нарочито роскошно. 

«Мы были поражены его расточительностью! Ладно бы он просто покупал красивые вещи… Но эта ненасытность! Одних часов от Гуччи было мало. Он не успокаивался, пока не покупал четыре или пять пар», – свидетельствовала его сестра.

Потому в ЦРУ придумали выход. Агентам обещают передавать часть гонорара на руки, а часть зачислять на счёт в американском банке. Именно так, в частности, в Лэнгли работали с одним из своих лучших шпионов в СССР – Адольфом Толкачёвым, проходившим под кодом «Сфера». Скромный инженер из оборонного НИИ передал совершенно секретные сведения о советских авиационных локаторах, что позволило крылатым ракетам и самолётам НАТО избегать радаров. За это в ЦРУ его прозвали «шпионом на миллиард долларов». Сам Толкачёв взамен получил от американцев порядка миллиона рублей наличными. А также кассеты с записями западных рок-групп, импортные карандаши и ластики – советский дефицит сказался даже на шпионаже! Кроме того, на заокеанском счёте Толкачёва скопилось порядка 2 млн долларов. Вот только когда в 1990 году жена расстрелянного шпиона, страдающая от рака, обратилась в американское посольство, ей ничего конкретного по поводу денег не ответили.

Виктор Шеймов

То, что получить обещанные деньги надо ещё суметь, знает и бывший майор КГБ Виктор Шеймов. Будучи сотрудником восьмого главного управления, он занимался обслуживанием технических систем защиты информации в советских посольствах за границей, а также в зарубежных резидентурах КГБ. В 1979 году, находясь в Варшаве, Шеймов вышел на контакт с ЦРУ, предложив рассказать всё о системах секретной связи, если его вместе с семьёй вывезут из СССР. Сотрудник резидентуры ЦРУ в Москве Дэвид Рольф разработал дерзкую операцию по эвакуации Шеймова, его жены и ребёнка, но риск того стоил – благодаря полученной информации американцы установили в Подмосковье устройство для перехвата сообщений с закрытого кабеля связи и пять лет читали переписку как открытую книгу.

Так вот, в 2000 году стало известно, что Шеймов обратился в суд с иском к ЦРУ. Он утверждал: во время вербовки ему обещали вознаграждение в миллион долларов, дом и машину. Однако жильё с транспортом в Лэнгли предоставили, а вот денег выплатили всего лишь 200 тыс. долларов, сказав, что хватит и этого. Судя по всему, так и было, потому что суд Шеймов выиграл. Сколько в итоге получил на руки, правда, осталось неизвестным.

Как бы то ни было, Шеймову повезло. Большинство разоблачённых изменников вместо гонорара в конце концов получают долгий срок в тюрьме, а то и пулю. Хотя и тем, кто выжил и даже смог благополучно перейти на другую сторону, далеко не всегда удаётся воспользоваться полученными благами.

Самый статусный агент ЦРУ скончался от пьянства

«Предатели всегда плохо кончают. Как правило, или от пьянки, или от наркотиков, под забором», – отметил в 2010 году Владимир Путин, комментируя вызванный предательством Потеева провал в США группы российских нелегалов. Тогда некоторые посчитали: мол, президент преувеличивает из-за досады. Однако если посмотреть на судьбу многих перебежчиков, то нельзя не заметить – редко кому из них измена принесла счастье.

Аркадий Шевченко

В феврале 1998 года в США в маленькой съёмной квартирке умер Аркадий Шевченко. Коронеры, отвозившие в морг тело обрюзгшего седого старика, вряд ли могли предположить, что четверть века назад этот человек являлся самым статусным агентом ЦРУ в Советском Союзе. Имея ранг чрезвычайного и полномочного посла, Шевченко занимал пост заместителя Генерального секретаря ООН. 

По долгу службы он не просто имел доступ к совершенно секретным материалам – Шевченко являлся личным другом главы советского МИДа Андрея Громыко, который охотно делился с ним тайнами кремлёвской политики. 

«Пока Андрей на месте, мне бояться нечего», – приговаривал Шевченко, регулярно устраивая попойки и ухлёстывая за женщинами. Ну как было такого не завербовать? Вскоре ЦРУ подвело к нему доступную красавицу, получив нужный компромат, после чего Шевченко согласился работать на американскую разведку. Примечательно, что советские контрразведчики вскоре начали подозревать, от кого идёт утечка секретов, резидент КГБ генерал Юрий Дроздов прямо сообщал в Москву, что Шевченко работает на ЦРУ. Однако там не желали ссориться с Громыко и спустили дело на тормозах.

В апреле 1978 года Шевченко ушёл к американцам. Те приняли его со всеми положенными почестями, предоставив статусному перебежчику особняк за миллион долларов. Тем временем его жена, оставшаяся в СССР, покончила с собой, а сына отозвали с заграничной работы. Проживая в США, Шевченко женился на молодой, которая за четыре года его полностью разорила. ЦРУ давно потерявший ценность агент также оказался не нужен. Оставшись в одиночестве и без денег, бывший посол начал крепко пить, скончавшись в итоге от цирроза печени.

Впрочем, только ли безденежье стало причиной депрессии у Шевченко? «Шпионаж – это страшное дело. Вы предаёте родную страну, мать и отца, изменяете всему, чему школа и вся жизнь учили вас дорожить», – считает сотрудник ЦРУ Жанна Вертефей. Пережить этот внутренний кризис, даже если умело маскируешь его, способны единицы. Вроде сбежавшего в США генерала КГБ Олега Калугина, о котором сослуживцы вспоминают как о закоренелом цинике. Ветераны разведки полагают, что Калугина даже не вербовали – он сам предложил американцам свои услуги после того, как ему в КГБ сломали блестящую карьеру. Чувством мести Калугин и живёт.

Не меньшей катастрофой становится крушение надежд, ради которых многие изменники соглашаются круто изменить жизнь. В этом отношении самой показательной выглядит история человека, которого в ЦРУ знают как Гленна Майкла Соутера, а в КГБ – как Михаила Евгеньевича Орлова.

«Таких светлых идеалистов, как Гленн, в мире разведки не было никогда», – писал историк спецслужб Николай Долгополов. Прирождённый американец Соутер с детства много читал, любил русскую литературу и наизусть знал стихи Маяковского. Повзрослев, стал изучать Маркса, после чего в его голове окончательно сформировался образ СССР как идеального государства, в котором при всеобщем равноправии и социальной справедливости процветают культура и наука.

В 70-е американская молодёжь активно увлекалась левыми идеями, потому интересы Соутера подозрений не вызвали и его направили служить в шифровальный отдел 6-го флота США, дислоцирующегося в Средиземном море. В 1980-м, будучи в увольнении в Риме, Соутер пришёл в советское посольство и без обиняков попросил предоставить ему советское гражданство. Резидент КГБ в Риме Борис Соломатин, которому доложили о визите странного американского моряка, даже подумал: не подстава ли? Однако скоро из разговора с Соутером стало понятно, какой подарок получила советская разведка. Он сразу же согласился работать на КГБ – ведь Советский Союз борется за мир, а власти США, наоборот, хотят ввергнуть планету в ядерную войну! Они говорят, что на кораблях 6-го флота нет атомного оружия, а на самом деле авианосец «Нимиц» забит им. Кроме того, президент называет Израиль и Египет друзьями Америки. Что за лицемерие – за друзьями не следят из космоса!

Мечтая переехать жить в Советский Союз, американский моряк Соутер не подозревал, что его ждет

Гленн Соутер

Единственное условие своего сотрудничества с КГБ Соутер обозначил сразу: ему не будут платить денег. Ведь он не изменяет своей родине, он хочет обрести себе новую. За несколько лет Соутер передал через резидентуру в Москву совершенно секретные данные о 6-м флоте, планы передвижения кораблей, критерии, при которых президент США может отдать приказ о нанесении ядерного удара, а также список из 150 целей на территории СССР. 

Однако со временем контрразведка ФБР начала что-то подозревать. После того как летом 1986 года Соутеру предложили пройти через детектор лжи, он обратился к связнику в посольской резидентуре, и сотрудники КГБ тайно эвакуировали его в Москву.

Ценного суперагента на Лубянке принимали как героя. Председатель комитета Владимир Крючков лично вручил ему паспорт гражданина СССР на имя Михаила Евгеньевича Орлова – его выбрал себе сам Соутер. Заодно ему было присвоено звание майора, а также предоставлены квартира в знаменитом Доме на набережной и дача в элитной Жуковке. Соутер-Орлов учил сотрудников КГБ английскому, а между занятий гулял по Москве, ездил в другие города, смотрел, как живут советские граждане…

Прежний романтический взгляд на идеальное государство высокодуховных людей, противостоящих американскому обществу потребления, тускнел. Очереди, дефицит, бюрократия и откровенное неверие советских граждан в наступление коммунизма были совсем не тем, чего он ожидал увидеть. «Повсюду начинаешь сталкиваться с нечестностью. Это просто невероятно!» – записал он в дневнике в 1988 году. Депрессию Орлов стал лечить по русскому обычаю. Летом 1989 года, оставшись на даче один, он покончил с собой. «Я просто устал», – говорилось в его прощальном письме.

Виктор Черкашин

Виктор Черкашин, ветеран КГБ

– Не секрет, что поведение человека, его отношение к жизни определяется прежде всего его внутренними устоями. Нет смысла приводить примеры, когда во время Великой Отечественной войны наши люди выбирали смерть, но не шли на предательство.

У людей был стержень, они знали, для чего они работают, ради чего кладут свою жизнь, и потому их было не сломить. Кстати, обратите внимание: за последние годы многие деятели, занимавшие в СССР высокие должности в государственных структурах, говорят о том, что на самом деле были противниками коммунистической идеологии. То есть всё время врали? И сколько врут сейчас?

источник

Картина дня

наверх