На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

148 034 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Б
    Как хочется верить на полное уничтожение убийц русских людей!!Ультиматум Путина...
  • Алексей Сафронов
    Увы, у меня почти 100% уверенность, что и сегодня "засияет" наше милосердие даже над теми, кто убивал беременную женщ...Пошла вода в хату...
  • Врам Тавризов
    Наши мирные потери их не простят и нам не дадут это сделать - теперь это должно стать нашим законом И президент об эт...Самые озлобленные...

5 школьных предметов, которые исчезли из школьной программы после распада СССР

Оглавление

1. Этика и психология семейной жизни

2. Черчение

3. Арифметика

Показать ещё

Уверен, люди среднего и старшего возраста, которые учились в советской школе, прекрасно помнят эти школьные предметы. Хотя их никогда уже, наверное, не будет в школьной программе, давайте вспомним, и что мы “проходили” на этих уроках.

Молодому поколению, наверное, будет интересно узнать, какие школьные предметы преподавали их бабушкам и дедушкам, папам и мамам, и что уже никогда не будут преподавать им.

1. Этика и психология семейной жизни

Почему-то именно этот предмет всплывает в памяти в первую очередь. Может быть из-за довольно фривольного для советской школы названия, может из-за чего-то ещё, но уроки по этому предмету запомнились на всю жизнь.

“Этика” появилась в школе уже можно сказать почти к самому “закату” страны советов, в середине 80-х годов, когда со школьниками уже было позволено говорить довольно о многом. Несмотря на название, об отношениях полов, тем более в сексуальном плане, на уроках не говорили.

Курс “Этики” преподавали в выпускных 9-10 классах школы. Рассматривались разные аспекты семейной жизни: отношения между супругами, воспитание детей и так далее. В общем интимной стороны вопроса не касались вообще.

Думаю, что одной из самых полезных тем, затрагиваемых в курсе “Этики”, было планирование семейного бюджета. Это, как сейчас сказали бы, что-то типа основ финансовой грамотности.

Тем не менее, к своему удивлению, я нашёл в интернете довольно много современных учебных пособий по этому предмету. Например предназначенное для учителей пособие под редакцией Г. Г. Филипповой от издания “Печатник” за 2020 год. В принципе больших отличий от советских учебников я не нашёл.

Рассматриваются всё те же отношения мужа и жены, семейный бюджет и воспитание детей. Но есть и интересные с моей точки зрения моменты. Например, предсвадебные обряды, урок, посвящённый самой свадьбе, наконец, в этом курсе даже рассматривается такой аспект отношений, как развод. Неужели где-то ещё этот предмет преподают?

2. Черчение

Этот предмет появился в советской школе не просто так: люди должны были строить не только коммунизм, но и дома, заводы и другие полезные здания. СССР был индустриальной страной, поэтому нуждался в большом количестве инженеров. А что за инженер, не умеющий чертить?

Помню, как мне нравился этот предмет! Видимо, будучи по жизни аккуратистом, мне доставляло огромное удовольствие чертить. В итоге, по черчению у меня была твёрдая пятерка, которая и пошла в школьный аттестат.

Хотя часов по этому предмету было совсем мало: что-то вроде двух уроков в неделю, да и преподавали его в течение всего последних двух лет школы, родителям приходилось закупаться по-крупному.

Покупались тубусы для чертежей, листы ватмана, разнообразные карандаши, мягкие и твёрдые, циркули, линейки, транспортиры и так далее. Но в советское время всё это стоило довольно дешево, поэтому не думаю, что ложилось тяжким бременем на семейный бюджет.

Даже уже после развала СССР, черчение всё ещё преподавали в школе. А потом постепенно этот предмет исчез из школьной программы ─ чертить стало легче, используя компьютерные программы. В сети тем не менее, учебники по черчению найти не сложно ─ самый “свежий” за 2011 год.

3. Арифметика

Этот предмет преподавали только в младших классах. Его целью было научить детей производить простейшие математические действия: складывать, вычитать, умножать и делить. Я уже этот предмет не застал, что неудивительно. Ведь изначально его включили в школьную программу по большому счету из-за деревенских детей, которые до школы не умели ни считать, ни тем более писать.

Сейчас вообще требование к поступающим в школы детям довольно серьёзные. Мои знакомые, родители ребёнка, который пошёл в этом году в первый класс рассказывали, что детей принимают в школу только при условии, что они уже умеют читать и считать. А если знают азы какого-нибудь иностранного языка, то вообще хорошо. Вот так!

4. Чистописание

Этого предмета у меня тоже не было. Его также преподавали в младших классах. У меня было что-то отдалённо напоминающее чистописание ─ предмет по-моему назывался “Письмо”.

Ученики пытались красиво писать в прописях за что и получали хорошие оценки в виде штампов с картинками. По крайней мере в нашей школе это было именно так.

Целью чистописания было научить ребёнка красиво писать и выработать хороший почерк. Особенно актуальным этот предмет был, когда ученики писали перьевыми ручками, макая их в чернила, то есть почти до начала 70-х годов.

Если бы современные дети увидели тетради по чистописанию своих бабушек и дедушек, наверное бы очень удивились. Написанное в тетрадях не похоже на простое письмо от руки, а скорее на искусство каллиграфии.

Считалось, что почерк у советского школьника должен быть красивым и понятным. Позже даже появилось такое неофициальное понятие “советский почерк”. Даже если сейчас взглянуть на почерк старшего поколения, становится ясно, что имелось ввиду: в большинстве своём почерк у них идеальный.

Тем не менее считаю этот предмет очень полезным: он приучал малышей к аккуратности, и, что очень немаловажно, развивал мелкую моторику. Сейчас, в век гаджетов, преподавать чистописание в школе было бы по крайней мере странно. Вместо этого предмета наверное скоро введут урок печати на клавиатуре.

5. Конституция СССР

Предмет преподавали в старших классах школы, и у меня его тоже не было: школу заканчивал, когда СССР уже не существовал. Из названия предмета понятно, что изучалась конституция страны советов.

Считалось, что школьники должны знать главный закон страны. Кроме конституции рассказывалось об особенностях общественного строя в СССР, о биографиях руководителей страны и так далее.

Знать конституцию своей страны по моему нужно, как нужен и такой предмет. Видел на YouTube ролик, где выпускникам юридических вузов задавали элементарные вопросы по общественным дисциплинам, в том числе по конституции. Дремучесть поражает! Как сейчас любят говорить, не знают вообще ничего от слова “совсем”.

Советский предмет “Конституция СССР” можно сравнить в какой-то мере с современным обществознанием. Сейчас вроде бы ведётся разговор о преподавании основ Конституции России в школе. Петь гимн по утрам уже начали. Может быть это и не плохо, только перегибать палку не нужно: если школьников “перекормить” конституцией, у них может возникнуть к ней аллергия.

Сюда можно было бы добавить ещё НВП, что расшифровывалось как “Начальная военная подготовка”. Но в свете последних событий, этот предмет опять появится в школе, причём, как уверяют депутаты, ставшие инициаторами преподавания НВП, уже со следующего учебного года.

А вы помните перечисленные выше школьные предметы? Были ли у вас среди них любимые? Какие бы предметы вы добавили в современную школьную программу? Жду ваших комментариев.

Автор: Андрей Гудов, обладатель диплома учителя английского-немецкого языков, журналист с 20-летним стажем.

https://dzen.ru/a/Y3MQBL26k05U...

наверх