На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 333 подписчика

Свежие комментарии

  • Elena Dmitrieva
    Если сил на фронте в избытке, почему не отпускают частично мобилизованных?? Это же гражданские люди, вырванные из сво...«Это будут решать...
  • Сергей Новосельцев
    "За 30 лет независимости Коллективный Запад внушил украинцам иллюзию превосходства и исключительности. "             ...Они ТАМ есть! Рус...
  • vagas Karlito
    Желто-голубые флаги на кладбищах.! Они смотрятся хорошо,- пока,- но скоро выцветут и превратятся в серые  тряпочки! Э...Они ТАМ есть! Рус...

Дела наши скорбнокультурные. Эх, культурочка...

К Дела наши скорбнокультурные. Вой на болотах ...

Иллюстрация: zavtra.ru

О мельницах богов в современном российском театре — мнение

Есть одно выражение, которое встречается в разных интерпретациях, но первоначально звучало так: Sero molunt deorum molae — «Поздно (медленно) мелют мельницы богов». Конечно, Министерство культуры РФ далеко не пристанище богов, но я вспомнил это выражение некоторое время назад, когда сие почтенное учреждение все же решило наводить порядок в театральном хозяйстве России. И натолкнулось на глухую стену неприятия со стороны его представителей.

В конце прошлого года в Общественной палате рассматривался проект корректировки Основ государственной культурной политики, подготовленный Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Институт Наследия) по поручению Министерства культуры Российской Федерации. Тот проект был поддержан всеми выступающими, за единственным исключением представителя Союза театральных деятелей (СТД). Прошло некоторое время, и руководитель СТД Александр Калягин увидел, что демарш не произвел того впечатления, на которое он рассчитывал. И он пошел старым, проверенным путем представителей Самопровозглашенной Российской Интеллигенции (СРИ) — организовал открытое письмо и начал собирать под ним подписи.

Что же так возмутило всю эту когорту вечно обиженных? Думаю, что, с одной стороны, вот это: «Сохранение традиционных ценностей — этих нравственных ориентиров, которые передаются от поколения к поколению и обеспечивают гражданское единство». Какие же ориентиры обозначает проект? Патриотизм, служение Отечеству, историческая память и высокие нравственные идеалы. Это представителям СРИ просто как кость в горле. Но самое главное другое — воплощение этого проекта в жизнь оторвет многих и многих упомянутых от государственной кормушки. Например, сам СТД и непосредственно Калягин должны получить 280 млн на 2022 год.

Это вам не обращение Юродивого к царю Борису в опере Мусоргского: «Борис (останавливаясь перед Юродивым): О чём он плачет? Юродивый: Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Там копеечка, а тут 280 миллионов рублей. За них стоит если не зарезать кого-нибудь, то повоевать…

Но вернемся к культурным ценностям. Представим, что подписантов не интересуют материальные блага и они все за идею. Понимаю, что смешно, но все же. Разрешите процитировать слова директора Института Наследия Владимира Аристархова, сказанные им 7 февраля в Общественной палате РФ на заседании, посвященном все тому же вопросу:

«Среди подписавших письмо много тех, кто ассоциируется с разрушением классического русского театра, с постоянными скандалами и кощунственными сценическими постановками. Эти люди объявили себя новаторами, но не обладая талантами, позволяющими создать что-то действительно важное для нашей культуры, эти деятели овладели искусством скандала и эпатажа. Новизна их сводится к глумлению над нашими классиками, над нашими ценностями, над нашей историей».

Сказано очень точно. А если кто не верит, что именно такая идея «овладела массами» представителей упомянутых СРИ, то вот что пишет один из них, театральный критик Антон Хитров:

«Разговоры про хороший вкус и качество следует оставить в XX столетии».

Это как бы квинтэссенция его рассуждений, а рассуждает он о ситуации, которая недавно произошла в театре им. М.Н. Ермоловой: главный режиссер театра Олег Меньшиков отменил премьеру спектакля «Двенадцатая ночь» в постановке режиссера Олега Долина, а самого его снял с проекта. Собственно говоря, это где-то первая ласточка того, что должно случится после обсуждаемого проекта. Я не буду разбирать суть всего конфликта, а остановлюсь на концепции критика Хитрова, ибо она мне видится, как некий манифест тех сил, которые способствуют развалу русского театра и которые, естественно, поддержали Калягина.

Несколько цитат:

-В большинстве своем они [советские художники и зрители] верили, что искусство — в частности, театр — может быть объективно качественным или некачественным;

-Но сегодняшняя театральная жизнь, в отличие от советской, более-менее однообразной, уже не отвечает этим убеждениям. Сейчас единственный критерий профессионализма, актуальный, скажем, для режиссера — умеет ли он решать свои художественные задачи. А какие это задачи — дело индивидуальное;

-Главное — чтобы художники понимали, какого рода опыт они предлагают зрителям и зачем. Если нашлось достаточно людей, для которых этот опыт почему‑то ценен, спектакль получился.

Переведя всю эту демагогию на понятный язык, можно сказать, на чем настаивает критик: режиссер ставит спектакль для себя и нескольких своих друзей, а не для зрителя. Но на деньги зрителей. И зритель, который не понимает этот талант, это обычное быдло, и не стоит обращать внимания на его мнение. Собственно говоря, это и есть основные тезисы современной театральной тусовки, которая настаивает на собственной исключительности и на тупости российского зрителя. За что они выступают? Если подписанты письма против проекта, то давайте говорить прямо — они выступают против патриотизма, против служения Отечеству, против исторической памяти и высоких нравственных идеалов.

Так что они поддерживают? Распространение деструктивной идеологии, насаждение чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включающей в себя культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма. Т. е. все то, что они сейчас активно пытаются внедрить в сознание россиян.

Может кому-нибудь все эти околотеатральные битвы покажутся локальными, не затрагивающими основную массу населения. Поверьте — это не так. Мы все — зрители, и по моему глубокому убеждению, именно для нас ставят спектакли, снимают кино, создают произведения изобразительного искусства. И именно зритель, в конечно итоге, должен быть самым строгим судьей произведений искусства. А выносить свое мнение он может быть только в том случае, если художественно образован. Но нынешнее театральное искусство не может воспитать в современном зрителе ни вкус, ни любовь к искусству, ни понимание истинных человеческих ценностей.

Поэтому дай Бог министерству культуры не свернуть с выбранного пути, и пусть медленно, но верно перемолоть в пыль всю эту околотеатральную накипь.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх