На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

148 095 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Выбейте ему зубы!Иноземец решил, ч...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Полицаев сцыкливых ишаки вонючей шавермой купили.Иноземец решил, ч...
  • Неизвестно Неизвестно
    А за что получают деньги эти 11 кривоногих, беременных коров ползающих по полю?Сколько надо подб...

Что останется от Украины до 2014 года?

Авторы изменений в Конституцию из еще не созданной «суперширокой» коалиции должны осознавать: новый Основной Закон будет работать только до следующих парламентских выборов.

Дальше, судя по всему, нас ждет очередная, традиционно болезненная конституционная реформа. Впрочем, нынешних реформаторов это не особо заботит – они занимаются вопросами, требующими решения здесь и сейчас.

 

 

 

Украинский избиратель – то ли в силу политической инфантильности, то ли из-за своей банальной некомпетентности – воспринимает роль главы государства в системе органов государственной власти чересчур буквально. Для абсолютного большинства наших земляков фигура президента остается архетипичной, олицетворяющей высшую государственную власть и имеющей влияние практически на все политические, экономические и социальные процессы, происходящие в государстве.

 

 

 

И это не удивительно – до 2004 года институт президентства в Украине действительно выполнял ключевую роль в машине государственной власти, подчас перебирая на себя функции и полномочия, не относящиеся к его компетенции, а попросту волюнтаристски трактуя Конституцию и законы в свою пользу. Не изменилась ситуация в концептуальном смысле и после внесения изменений в Основной Закон: да, полномочия главы государства в ряде сфер были заметно ограничены в пользу правительства, однако рычаги влияния на Кабмин у президента остались более чем серьезные. И самое главное – в обновленной Конституции так и не нашлось места для того, чтобы прописать понятие и реальные механизмы ответственности главы государства за свои действия. По сути, президент, даже с «обрезанными» полномочиями, в отечественных условиях оставался ключевым центром государственной власти, существенно влияя на функционирование всего ее механизма.

 

 

 

У среднестатистического украинца есть и еще одна причина «возвышать» президента. Дело в том, что если речь идет о «зарубежном опыте», то «на слуху» в отечественном информпространстве сплошь и рядом находятся лишь сильные президенты – вроде российского, американского или, на худой конец, французского. Вот «маленький украинец» и привыкает к тому, что президент как таковой – это обязательно фигура сильная, влиятельная, без согласия которой довести до конца любую мало-мальски серьезную политическую игру очень проблематично.

 

 

 

Значительно реже в Украине вспоминают о том, что президенты вообще-то бывают и другими. Во множестве парламентских республик роль главы государства в политической системе является не то что не доминирующей, а то и второстепенной по сравнению с ролью главы правительства, спикера парламента или даже лидера парламентской фракции. И – смеем уверить – эти системы стабильно работают, они доказали свою состоятельность временем. Более того, стабилизирующая, «антикризисная» функция, исполняемая в этих системах Президентом, как раз и является одной из ключевых причин их эффективности.

 

 

 

Мировая практика

 

 

От украинских политиков и политологов время от времени приходится слышать, что в Германии, Италии, Эстонии и других парламентских республиках роль главы государства сведена к нулю. Он, дескать, выступает лишь «свадебным генералом» в играх тамошних премьеров, канцлеров и в активной политике участия не принимает. А поскольку полномочия такого главы государства ничтожны, то и тратить бюджетные деньги на его всенародные выборы не стоит – президенты в парламентских республиках выбираются на непрямых выборах: либо парламентом, либо специально созываемой коллегией выборщиков.

 

 

 

Назвать утверждение об абсолютной слабости таких глав государств справедливым можно лишь отчасти. С одной стороны, президент в парламентских республиках действительно имеет сильно ограниченное влияние на осуществление исполнительной власти; исходящие от него документы, как правило, должны скрепляться подписью главы правительства или министра, отвечающего за их выполнение; зачастую такой глава государства не имеет реальных механизмов для реализации своих даже формально прописанных в законодательстве полномочий.

 

 

 

Типичный набор наиболее часто применяемых полномочий такого главы государства: подписание принятых парламентом законов, формальное участие в назначении высших государственных чиновников, прием аккредитационных грамот у послов других государств, осуществление помилования, жалование государственных наград.

Ссылка на первоисточник
наверх