Меня не оставляет ощущение, что громкие заявления Дональда Трампа о присоединении к Соединенным Штатам Гренландии и Канады — это продолжение предвыборной риторики, предназначенное исключительно для внутренней аудитории. Не отошел старик от стресса, длившегося последние пару лет, и продолжает эпатировать публику в своем фирменном стиле.
Ну в самом деле, если у него действительно есть планы увеличить территорию США, то публично о них не заявляют. Переговоры о столь радикальном переустройстве западного мира, да еще за счет европейцев (напомню, формально главой Канады является король Карл III), длятся долго и в обстановке строжайшей секретности.
Так почему же Трамп позволяет себе этот, прямо скажем, унизительный для партнеров США троллинг?
Потому что точно знает: проглотят и не подадут вида, что обиделись. Даже в каком-то виде еще и поблагодарят сюзерена за дальновидность — холопам не положено обсуждать замыслы Великого Кормчего. Хорошо хоть батогами по спинам на конюшнях не охаживает. По крайней мере пока.
Рабская психология европейцев ковалась веками, начиная с короля франков Карла Великого, который в 800 году был коронован папой Львом III императором Запада. Идея единого монарха для всего субконтинента получила развитие спустя полтора века — в 962 году Оттон Первый провозгласил себя императором Священной Римской империи. Государственное образование, которое занимало огромную площадь в центре Западной Европы и включало в себя часть современной Франции, Германию, Австрию, пол-Италии, со временем стало рыхлым, от «империи» стали отваливаться большие куски. В конце концов она прекратила свое существование в 1806 году под ударами наполеоновских войск.
Но след остался, прежде всего в головах. Пока в Европе хозяйничала Священная Римская империя, выработались особые отношения между населением и феодалами, феодалами и королями, а также королями и императором. Именно поэтому Старый Свет в общем и целом благосклонно принял Наполеона. Как известно, недолго он сопротивлялся и Гитлеру.
По сути, когда в XIX веке рухнули надежды на Наполеона как на нового «императора Запада», неприкаянные европейские страны пришлось долго приучать к суверенитету. Но они так и не привыкли. Поэтому век спустя с плохо скрываемым нетерпением застоявшихся в денниках лошадей ринулись под знамена Третьего Рейха.
Впрочем, с Гитлером тоже случился крупный облом — исключительно из-за России, чье население, в отличие от населения Западной Европы, категорически не приемлет власти чужеземцев. Зато на смену Германии пришли Соединенные Штаты, которым западные страны, веками не проводившие независимую политику, с удовольствием подчинились. Холопство у них в крови, король не может принимать решения самостоятельно, без оглядки на императора.
Поэтому Трамп их совсем не уважает, возможно даже, презирает. И, как мы видим, не скрывает этого.
При этом к другим странам он относится чуть ли не с почтением. Недавно я цитировал его ежегодные выступления на Генассамблее ООН в течение своего первого президентского срока. Нелишне повторить.
2017 год. Как президент Соединенных Штатов, я всегда буду ставить Америку на первое место. Как и вы, главы государств, всегда будете ставить на первое место интересы своих стран.
2018 год. Мы отвергаем идеологию глобализма, и мы принимаем доктрину патриотизма по всему миру. Ответственные государства должны защищаться от угроз суверенитету. И не только исходящих от глобального управления, но и от других новых форм принуждения и доминирования.
2019 год. Если вам нужна демократия, придерживайтесь своего суверенитета.
Эти речи были адресованы кому угодно, но только не европейским странам. Однако есть исключения — Дональду Трампу явно приятно иметь дело с Виктором Орбаном и Робертом Фицо. На мой взгляд, потому что Венгрия и Словакия выпадают из унылого списка евросоюзовских вассалов, которых он в грош не ставит, и демонстрируют тягу к независимости.
Именно к ним можно в полной мере отнести его слова из речи в 2019 году на Генассамблее ООН: «Мудрые руководители всегда ставят хорошее для своего народа и своей страны на первое место. Будущее принадлежит не глобалистам. Будущее принадлежит патриотам. Будущее принадлежит суверенным и независимым странам, которые защищают своих граждан, уважают соседей и различия, которые делают каждую страну особой и уникальной».
Во время своего второго прихода в Европу Трамп будет действовать через Орбана и Фицо — это уже очевидно. Остальная серая масса ему не интересна. Скоро мы увидим, как холопы выстраиваются в очередь к еще недавно маргинальным лидерам Венгрии и Словакии, надеясь через них повлиять на заокеанского сюзерена, отказывающегося отдавать простые и ясные приказы, к которым за тысячу лет они так привыкли.
Разумеется, трудно сказать, сможет ли Владимир Путин объяснить суть конфликта на Украине своему американскому коллеге, сможет ли Дональд Трамп осознать причины, которые привели к началу спецоперации. Я уже рассказывал, что особых иллюзий не испытываю.
Однако слабый умишком Зеленский умудрился так испортить отношения с венгерским премьер-министром, главным доверенным лицом избранного американского президента по делам Европы, что робкая надежда на благоприятный для нас исход переговоров теперь появилась. России достаточно, чтобы Соединенные Штаты не вмешивались в разборки русских между собой — сами решим все проблемы.
Европейцы без руководящей и направляющей роли вашингтонского обкома окажутся полностью дезориентированы и вряд ли по своей воле продолжат поддерживать Украину. Им нужна плетка или хотя бы строгая выволочка хозяина. Если же Трампу расскажет о причинах конфликта Виктор Орбан, проиллюстрирует на конкретных примерах недоговороспособность киевских шутов, то, вполне возможно, новый американский президент вообще не захочет забивать себе голову нэнькой. Тем более что к Зеленскому у него есть личные счеты.
Остаются британцы, которые, скорее всего, продолжат какое-то время мутить воду, в основном в Черном море. Но их пыла вряд ли хватит надолго — силенок у бывшей империи, над которой не заходит солнце, уже маловато. А европейцы с континента традиционно не любят заносчивых островитян и не станут им помогать.
Как бы то ни было, 2025 год обещает быть интересным и насыщенным на события. Через год проверим, слишком я оптимистичен или нет.
Свежие комментарии