На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 353 подписчика

Свежие комментарии

  • Маша Иванова
    Ну русским -есть куда уходить-а вот местным-полная беда-а эти себе приговр подписали.Продукты на свалк...
  • Маша Иванова
    Талантливо и изобретать не надо)))))))))))))))))))))))Продукты на свалк...
  • Владимир Нелюбин
    Поддерживаю...Запад и СВО. Вопр...

Владимир Рыжков Захлестнёт ли Россию волна Фашистскова национализма

Захлестнет ли Россию волна этнического национализма (русского и потом, цепной реакцией, национализма других народов России)? Или уже захлестнула? Какова в этом роль политиков, и какова – общества? И к чему это может привести? События в московском районе Бирюлево и все, что за ними последовало, а до этого – летние межнациональные столкновения в саратовском Пугачеве поставили эти вопросы в полный рост.

Всплеск этнического национализма, в совокупности с другими системными проблемами, уже дважды развалил российское государство – в 1917 и в 1991 годах. Оба раза от империи отвалились огромные куски, ставшие (или восстановившие) национальными государствами. Оба раза не обошлось без крови, этнических чисток, беженцев и депортаций. Повторится ли эта трагическая русская история в третий раз?

Этим летом и осенью российские политики, как будто дружно помутнев рассудком, встали именно на этот путь – путь развала собственного государства и страны.

До весны – лета этого года на протяжении всей постсоветской истории России тема национализма, ксенофобии была табуирована в серьезной российской политике. Антикавказские и антимигрантские настроения разжигали и эксплуатировали исключительно маргинальные ультраправые, в том числе откровенно нацистские группировки и практически никогда – серьезные политики и партии. За исключением Жириновского, что само по себе подчеркивало исключительную маргинальность ксенофобии и национализма в российской политике.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который первым из российского высшего истеблишмента иногда использовал антимигрантскую риторику в 90-е годы, дружно осуждался за это экспертным и журналистским сообществом и тоже был в этой части маргинальным политиком.

Официальная линия российского государства была стабильно имперско – европейской. Россия выступала интегратором постсоветского пространства. Сохраняла открытость границ и через это – влияние. Жестко осуждала и пресекала национализм внутри страны, понимая, что подъем этнического национализма в многонациональном государстве – рецепт его смерти.

Более того – в последние годы Путин резко активизировал интеграционные проекты в СНГ. Создан Таможенный союз, идет создание Евразэс. Все это предполагает единое экономическое и культурное пространство с постсоветскими странами. И гарантии четырех свобод – передвижения людей¸ товаров, услуг и капиталов (как в ЕС). Не случайно на днях Путин вновь высказался против введения визового режима со странами СНГ – это закрыло бы путь интеграции, поставило крест на всех российских инициативах в этом регионе.

Однако внезапно в этом году, вопреки интеграционной логике Кремля, антимигранские эскапады, разжигающие ксенофобию и этнический национализм, стали из удела маргиналов едва ли не мейнстримом российской политики. Риторика Жириновского и ультраправых внезапно зазвучала из уст самых респектабельных политков.

Так, об угрозе этнической преступности заявил глава РПЦ патриарх Кирилл. Вся Дума во главе с «Единой Россией» озаботилась мерами по борьбе с «нелегальной миграцией». Глава МВД Колокольцев поставил борьбу с этнической преступностью в число приоритетов в работе полиции. А еще режиссировал демонстративно грубое задержание бирюлевского убийцы Орхана Зейналова. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ужесточить процедуру выделения рабочих квот мигрантам. Главный санврач Онищенко привычно разоблачает антисанитарию на овощебазах, связывая это с наплывом мигрантов. Сам Путин в конце прошлого года дал указание правоохранительным органам вести борьбу с «этнической преступностью». А еще пару лет назад впервые разделил жителей России на «коренных» и «некоренных». Тогда это вызвало нешуточный скандал. Теперь воспринимается едва ли не как норма.

Кампания по выборам мэра Москвы неожиданно сконцентрировалась почти исключительно вокруг темы борьбы с нелегальными мигрантами. Власти города даже устроили показательные гонения на вьетнамцев и временный концентрационный лагерь в Гольяново. Алексей Навальный также сделал тему борьбы с нелегальной миграцией центральной в своей избирательной кампании, а теперь требует введения визового режима со странами Центральной Азии и Закавказья. Спекулировал на эту тему даже кандидат от «Яблока» Сергей Митрохин, не говоря уже о кандидате от ЛДПР Дегтяреве.

Ненависть и недоверие к чужакам (все равно – к негражданам России из Средней Азии и Закавказья, или гражданам России с Северного Кавказа или волжских республик или Сибири – с «неславянской внешностью») – прежде была лишь проявлением бытовой ксенофобии. И не выходила на политический уровень, оставаясь уделом маргиналов. И вот в этом, 2013 году, ксенофобия и этнический национализм вышли на федеральный политический уровень. Усилиями и глупостью многих ведущих российских политиков, которые воистину не ведают что творят.

Отвечая на массовую бытовую ксенофобию (которую фиксируют все опросы) и стремясь таким образом получить поддержку избирателей, политики обеспечивают свое личное будущее ценой будущей гибели своей страны. Этнический национализм, возведенный в ранг политики, невозможно удержать под контролем. Подъем русского этнического национализма моментально спровоцирует подъем этнического национализма народов России. А вслед за ним – настроений и программ создания собственных, «этнически чистых» национальных государств. Собственно, программа развала России уже открыто декларируется русскими националистами, требующими «выгнать из России Кавказ».

Лицемерно рассуждая об огромной опасности «нелегальной миграции», обсуждая миграцию исключительно в негативном ключе преступности, чужой культуры, «лезгинки на Красной площади», антисанитарии, грабежей и изнасилований, не говоря ни слова о множестве исключительно позитивных и даже жизненно важных для России аспектах привлечения мигрантов, российские политики легализуют тем самым погромные настроения толпы, подводят под них легитимную политическую базу.

Надеюсь ошибиться, но боюсь, что безмозглость и популизм всех этих политиков уже начали выводить на страницах тысячелетней летописи истории России ее заключительные главы. Да и 13 год в истории России уже был годом преддверия самой настоящей катастрофы.

Картина дня

наверх