На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 388 подписчиков

Свежие комментарии

  • Sobering
    Ты всё ещё куришь?НАТО падёт, Росси...
  • Андрей Зарубкин
    В Саудовской Аравии работают гастбайеры из Индии и Пакистана. Они заключают контракт на определенный срок и обязаны в...«Таджики выходят ...
  • Александр Платов
    Ты в этой травке родился, дебилоид. Я не призываю тебя образовываться - ты попросту безнадёжно тупой - на уровне имбе...НАТО падёт, Росси...

Когда «кукурузники» летали «хоть куда»

И ведь на самом деле было такое – небольшие Ан-2 летали, конечно, не во все деревни, но в такие края, куда не на всяком тракторе заберешься.

Вот, например, возьмем карту небольшой части Рязанской области, поблизости от Окского заповедника.

В советское время, в 60-70-е годы только на этом небольшом куске карты области «кукурузники» летали в:

✅Ижевское

✅Лакаш

✅Веретье

✅Бельское

Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское
Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское

Все началось с того, что в 1959 году открыли гражданский аэропорт недалеко от Рязани, в поселке Турлатово.

Этот аэропорт проработал до развала СССР и даже немного больше. Но так как взлетная полоса в нем была короткая и работать он мог только с Л-410 и Ан-2, то в итоге все развалилось.

А в 60-е годы это было реальное спасение.

Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское
Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское

Потому что большой мост через Оку около Рязани построили в 1972 году. Да и кроме того, «у нас кладут асфальт местами и немного, чтоб каждый оккупант на подступах застрял» - это не игра слов в песне. Это реально так и было в те годы.

Хорошую асфальтовую дорогу до Ижевского, Веретья и прочих окрестных деревень, причем не до всех, проложили в начале восьмидесятых. И как только появилась эта дорога – рейсы малой авиации стали сокращать, потому что автобус – дешевле, людей вмещается в нем больше, а по времени получалось либо столько же, либо даже быстрее.

Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское
Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское

До Ижевского на автобусе от Рязани в 80-е годы, когда появилась хорошая дорога, надо было ехать примерно два часа. А на самолете – сначала добраться до Турлатово, примерно полчаса. Потом оформиться на рейс, и лететь еще около получаса. Потратится никак не менее двух часов, а по факту даже более. И по деньгам получалось немного дороже. Автобус стоил около полутора рублей, а самолет – около двух.

В результате, если посмотреть расписание самолетов по рязанскому аэропорту в 1987 году, то там уже нет рейсов ни в Лакаш, ни в Ижевское – туда по несколько автобусов в день ходило.

Расписание рейсов аэропорта в Турлатово в 1987 году, опубликованное в "Приокской правде"
Расписание рейсов аэропорта в Турлатово в 1987 году, опубликованное в "Приокской правде"

А вот в глухое Веретье «Ан-2» летали до самого заката малой авиации. Как-то интересно получалось. До этого села никогда не пускали отдельный автобус, только проходящие. Но при этом там был собственный аэропорт – стояла изба на отшибе и три раза в день на посадку заходили «кукурузники».

Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское
Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское

Интересно, конечно, было.

Сначала над лесом раздавался рокот мотора. Тот, кто слышал, как звучит мотор Ан-2 или тогдашнего небольшого «Пазика» - ни с чем их не спутает. В лесу их далеко было слышно. Потом появлялся самолет. Дальше особенно интересно было на аэродроме. Потому что не всегда было понятно – пролетающий это или «наш». Аэродромные работники не всегда бывали добродушны и не всегда говорили, прилетел «кукурузник» или это просто мимо летит, на другое поле. Ориентироваться на расписание никогда не стоило – в советские времена оно служило примерным ориентиром, ко скольким лучше приходить и когда примерно ждать – плюс полчаса для Ан-2 вообще за опоздание не считалось.

Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское
Фотографии из архива нового музея "Дом Филатова" в селе Ижевское

Но в итоге самолет разворачивался, заходил в зависимости от ветра на посадку. Потом подруливал к домику аэропорта. Прилетевшие пассажиры выгружались, улетавшие загружались. В самолете рассаживались на лавки вдоль стен. Потом, уже в восьмидесятые, появились самолеты с «модными» креслами «по ходу движения». На таких летать было реально удобнее. И потом – полчаса экстрима, если вестибулярный аппарат слабоват. Потому что летали «кукурузники» на небольшой высоте, да и вообще – Ан-2 машина хоть и надежная, но для крепких организмов :)

Вскоре самолет улетал, а рокот еще доносился из-за деревьев. А если ты просто сидел на крылечке или ограде в соседней деревне, то он пролетал над тобой, рокоча своим мотором, а потом пропадал за лесом вместе с рокочущим звуком.

Когда сейчас вспоминают «а вот в СССР малая авиация летала в каждую деревню», то забывают добавить, что летать то летала, но туда, куда иначе добраться не очень просто. Как только налаживалось нормальное наземное сообщение – то есть прокладывалась приличная дорога, самолет, как правило, снимали с рейса: потому что нерентабельно, дорого и не пользуется должным спросом. Так что в наше время, даже если бы СССР сохранился – Ан-2 и другая малая авиация в эти деревни и села тоже вряд ли летала бы. Потому что наземным транспортом туда теперь можно добраться быстро и недорого.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх