На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 364 подписчика

Свежие комментарии

  • Мария
    Тогда в Африке мужиков не останется! Армия Франции наёмная, состоит из африканцев, алжирцев. Плакать по ним во Франци...Новый этап спецоп...
  • Григорий Давидян
    Лучшее оружие то, которое есть. А если его много, то это просто замечательно.Зачем русские пут...
  • Мария
    Самое противное, что  в той армии французов - то нет, у них армия наёмная, состоит из наёмников-африканцев. Так что Ф...Новый этап спецоп...

Исчезновение пляжа в Олимпийском парке – вопрос времени: мнение эксперта

Какие ошибки допустили при проектировании и строительстве олимпийских объектов приморского кластера

Кандидат геолого-минералогических наук, членкор РАЕН Игорь Балабанов около десяти лет проработал в Сочи главным геологом и директором Северокавказского геоэкологического центра, изучавшим динамику берегов Черного, Азовского и Каспийского морей. В конце 90-х годов, после того, как финансирование организации, прекратилось, он вернулся в Москву.

В научных кругах он известен как ученый, на результаты исследования которого сегодня опирается весь мир, и специалист, который категорически не сошелся во взглядах с принципами застройки Олимпийского парка и освоения береговой зоны моря между реками Мзымта и Псоу. Игорь Балабанов считает, что там были допущены важные стратегические ошибки, которые уже привели к потере пляжей, а теперь требуют постоянных финансовых затрат на берегоукрепительные работы и противоаварийные мероприятия.

В Сочи Игорь Петрович приехал на XXV Международную береговую конференцию «Береговая зона – взгляд в будущее», посвященную научным исследованиям морских берегов. Мы встретились с ученым для того, чтобы понять, смогут ли поладить Черное море и сочинские пляжи (м-л Что ждет пляжи главной набережной Сочи), а также какие ошибки били допущены при проектировании Олимпийского парка и можно ли их исправить.

Игорь Балабанов:

- Есть такое понятие как территориальное планирование. На этой стадии теми, кто принимал планировочные решения по Олимпийскому парку, практически, не были учтены природные ограничения, которые ставит береговая зона моря. С этого и начинаются все береговые проблемы парка. При создании новых объектов в прибрежно-морской зоне должно быть максимально просчитано и научно обосновано, как они впишутся в природную и в уже сложившуюся городскую среду. Здесь необходимо учитывать множество факторов, в том числе и современную динамику развития морских берегов, и прогноз их развития на дальнюю перспективу.

Если изучить особенность грунтов Имеретинской низменности, то станет понятно, что с капитальным строительством на ней особенно не развернешься. В предгорной части низменности развиты илистые болотистые грунты, где капитальные объекты строить нежелательно, а в прибрежной части ограничения определяет береговая линия моря. Прежде чем строить капитальные объекты у  моря, необходимо изучить особенности передвижения галечно-песчаных наносов в береговой зоне моря и определить прогнозную линию размыва берега. Это участок, который через 100 лет может оказаться под водой. По нашим прогнозным построениям, в примзымтинской части Имеретинской низменности ширина «зоны прогнозного размыва» должна составить около 130-150 метров. Мы сообщили проектировщикам, что если они не хотят физически «упираться» этому процессу и регулярно тратить на это бюджетные средства, все капитальные сооружения должны быть вынесены за границы этой зоны.

Все капитальные объекты необходимо было отодвинуть от моря. Но к нашим заявлениям не прислушались. Ведь тогда бы мог встать вопрос о целесообразности строительства Олимпийского парка в Имеретинской низменности. К тому моменту как расчеты были готовы, Заявочная книга была уже сформирована. К разработке планировочных решений были привлечены зарубежные специалисты, которые не были знакомы со сложными природно-геологическими условиями Имеретинской низменности и работали, располагая только топографическими картами.

При разработке проекта берегозащиты было принято решение создать пляж шириной 36-40 метров, который, по мнению проектировщиков, должен гасить энергию штормовых волн, с бетонными откосами и упорным поясом в верхней части пляжа. По гребню берегового вала проектировалась бетонная набережная.

Однако 40-метровый пляж с бетонной отмосткой в его вершине не способен защитить берег Имеретинской низменности от сильных волнений, так как штормовые заплески при сильных волнениях достигают там 100 метров. В чем мы и убедились во время первого сильного шторма: море, размыв пляж, разрушило бетонную отмостку. И этот процесс будет происходить регулярно, когда ширина восстановленного пляжа будет сокращаться до критических значений.

Еще одна важная стратегическая ошибка – выбор места для расположения морского порта. Изначально рассматривалось два варианта расположения порта, который после Игр должен был использоваться как яхтинг. На границах Имеретинской низменности протекают две реки – Мзымта на севере и Псоу на юге. По последней проходит государственная граница с Абхазией. Наиболее безболезненным для береговой зоны междуречья было строительство порта по южному варианту, в районе Псоу.

Пляжи Имеретинской низменности формируются за счет выносов Мзымты. Это веками сложившийся процесс – песчано-гравийно-галечниковая смесь, которую река выносит на пляж и подводный склон, под влиянием морских волнений мигрирует в сторону Абхазии. Поэтому процессу формирования в районе низменности полноценных природных пляжей не должно ничего мешать. Порт, реализованный по северному варианту, является непреодолимой преградой для речного материала, который формировал природный пляж.

В случае строительства порта на реке Псоу потери галечника были бы не так заметы, даже для Абхазии. Если бы порт расположили с северной стороны реки, то он не создавал бы преград естественным процессам. Но такой вариант, очевидно, был не выгоден инвесторам. После Игр планировалось использовать порт в качестве порта-марины или яхтинга. А по задумке он должен был примыкать к Олимпийской деревне, апартаменты в которой сегодня выставлены на продажу.

Это привлекательное с коммерческой точки зрения планировочное решение и решило судьбу имеретинского пляжа – порт на Мзымте полностью перекрыл путь галечно-песчаной смеси, которая перестала поступать на морской пляж. Бетонные конструкции, в которые заковали берега, окончательно поставили крест на формировании и существовании пляжной полосы. Они не дают нормально развиваться естественным природным процессам.

Сегодня, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо принципиально пересмотреть проект на участке берега морской порт – мыс Константиновский: полностью убрать бетонные конструкции и аварийную глыбовую наброску, пересмотреть конструкцию набережной и регулярно выполнять искусственные отсыпки гравийно-галечникового материала для поддержания пляжа необходимой ширины. Но, насколько мне известно, ни в проект порта на реке Мзымта, ни в проект берегозащиты не закладывались работы по переброске выносов Мзымты в обход морского порта, а также не были определены месторождения, карьерная разработка которых полностью бы обеспечила материалом реализацию проекта берегозащиты.

Если оставить всё так, как есть, то результат получится довольно плачевным. Песчано-гравийно-галечная полоса пляжа будет регулярно размываться, а забетонированные берега - разрушаться во время сильных западных волнений, которые в этой части Черного моря случаются довольно часто. В итоге, в границах Олимпийского парка исчезнут рекреационные пляжи, а противоаварийные мероприятия по «защите» набережной лягут на бюджет городской администрации.

Также по теме: Мнение эксперта: Что ждет пляжи главной набережной Сочи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх