На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Искандер
    И зачем Ингерманда Ебланская натужно русский язык коверкает... Оно, ингермандо, и так в в жопу неграмотное..."Это пустые полки...
  • Ингерман Ланская
    тебя, тварь тупорылую, кто только в нете не топтал и не размазывал.... Но ты тупая и до тебя, до твоей единственной и..."Это пустые полки...
  • Людмила Озерская
    !!!!!!!!!!!!      ...вы там будете слушать... )))))))))))))))Баррель трезветь ...

История 4 класс. Часть пятая. Успехи развития или революционная борьба?



Читаем дальше учебники истории для младших школьников.
Предыдущие опусы:
Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.
Часть четвертая.

Сегодня обсуждается Российская империя (1721-1917 годы).


Современный учебник.
Начинает рассказ о имперском периоде темой «Жизнь — Отечеству, честь — никому!». Посвящена она выдающимся деятелям XVIII века: М.В. Ломоносову, А.В. Суворову и Ф.Ф. Ушакову.

Про Ломоносова сказано, что он сын крестьянина, осуществил «замыслы царя Петра I о развитии в России науки и образования». Отмечается многосторонность его научных интересов (физика, химия, геология, астрономия, география, метеорология, история), поэтическое творчество. промышленную деятельность, организация экспедиций в Сибирь, основание Московского университета. Приводится мем «Российское могущество прирастать будет Сибирью».

Прежде чем от ученого перейти к военным, рассказывается о расширении границ при Екатерине II. «Одни земли присоединялись добровольно… (киргизы, каракалпаки, ингуши, грузины). Крым и азово-причерноморские степи Россия отвоевывал у Турции, силой оружия защищая народы Сербии, Болгарии, Греции».

Суворов охарактеризован «отцом солдатам», «берег солдатские жизни и старался одерживать победы малой кровью». Упомянут его бестселлер «Наука побеждать» и девиз, вынесенный в название темы. В приложении приведены некоторые неизбитые цитаты из сего труда: «Третий закон войны. Полная власть главнокомандующему. Одним топором не рубить вдвоем». Рассказывается о переходе через Альпы и о сохранении памятника в Швейцарии (того самого, который в этом году дважды в жовто-блакитные цвета изрисовали).

Про Ушакова рассказывают, что он «не проиграл ни одного из 43 военных походов, в которых участвовал, и не потерял в них ни одного корабля», что взял в 1799 году Корфу, освободил Ионические острова и был одним из создателей республики на них - «первого демократического государства в новой истории Греции». Опять же приведена фотка памятника на Корфу.



Вывод из трех жизнеописаний краток: «В 18 веке в России продолжилось развитие науки и образования. Еще больше расширились ее границы. Возрос авторитет среди соседних государств и народов».

«Отечественная война 1812 года». Покорение Европы Наполеоном, вторжение французов в Россию. Смоленское сражение. Действия казаков Платова на коммуникациях. Бородинское сражение («главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов хотел сохранить своих солдат и не желал сражаться. Однако рано утром 26 августа противники сошлись в битве… русская армия потеряла половину бойцов»). Пожар Москвы. Отказ Александра I от перемирия. Попытка французов пробиться на южный путь. Битва при Малоярославце. Отступление по Смоленской дороге. Сопротивление крестьян французам. Поражение французов.



Про Заграничный поход не сообщается.

Рассказывается также про открытие в 1818 году первого скульптурного памятника в Москве — Минину и Пожарскому, про связь победы над поляками в 1612 году и над французами в 1812 году.

В приложении рассказывается о гибели в Бородинском сражении генерала Тучкова и основании его вдовой Спасо-Бородинского монастыря, прославившегося в том числе бородинским хлебом.

Дальше идут три темы про развитие России в XIX - начала XX века.

«Великий путь». Развитие промышленности и торговли, строительство железных дорог (Санкт-Петербург-Царское Село — 1837 г., Санкт-Петербург — 1851 г., Транссиб — конец XIX века). Рассказано об участии предков одного из авторов учебника в строительстве Транссиба. Ученикам предлагается рассказать о деятельности их предков в XIX веке.

Участие России во Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Павильон «Россия» из каслинского литья, мозаичная карта Франции из драгоценных камней и металлов, коллекция российских почв В.В. Докучаева. «Европа восхищалась успехами российской промышленности и науки».



«Золотой век театра и музыки».
М.И. Глинка — основатель русской национальной музыки. А.Г. Рубинштейн и Н.Г. Рубинштейн — основатели соответственно Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский — композиторы, чьи имена сейчас носят сии учебные заведения. С.В. Рахманинов — композитор, объединивший в своем творчестве традиции московской и петербургской школ.

Ф.И. Шаляпин. Детские занятия, пение в церковном хоре, Казанский театр, Мариинский театр, частная опера С.И. Мамонтова. Бас Шаляпина как мировой эталон. Современный Шаляпинский фестиваль в Татарстане.



В приложении: Русские сезоны С.П. Дягилева. Кроме упомянутых выше деятелей культуры упомянуты Л.В. Собинов, И.Ф. Стравинский, Анна Павлова.

Вывод: «Русские композиторы и исполнители многому учились в странах Западной Европы. Освоив европейский опыт и соединив его с российскими традициями, они создавали собственные школы балета, драматического и музыкального искусства. Произведения российских исполнителей вписаны в историю мирового музыкального искусства».

«Расцвет изобразительного искусства и литературы».
Глубокие корни изобразительного искусства и литературы России в народном творчестве и религиозном искусстве, усвоение с 18 века достижений европейской живописи и литературы.

Музеи мирового искусства — Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Музеи российского искусства — соответственно Русский музей и Третьяковская галерея. Репродукции картин И.И. Шишкина, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова.



А.С. Пушкин как «виновник» расцвета литературы. «Именно он открыл путь, который выбирают российские писатели до сегодняшнего дня, путь глубокой жизненной правды, сочувствия к внутреннему миру человека, путь сердечного понимания, сострадания и милосердия».

А.П. Чехов. Не только его литературная деятельность: посещение Сахалина и проведение переписи населения на нем, врачебная деятельность, лесопосадки, создание общественной библиотеки и установка памятника Петру I в Таганроге, сбор пожертвований для голодающих, общественная деятельность в Ялте в последние годы жизни.

«У печатного русского слова и живописи появилась особая роль — раскрывать красоту природы, человека и ставить важнейшие вопросы общественной жизни, которые требуют своего решения».

Следующий параграф «В поисках справедливости» посвящен преимущественно революции, но про «важнейшие вопросы общественной жизни», приведшие к революции в начале тоже немного есть. Пожалуй, процитирую дословно, дабы ни одного нюанса не упустить:

«Издавна в жизни нашего Отечества стоял вопрос о справедливых отношениях между людьми разных сословий — крестьянами и помещиками, рабочими и промышленниками. Например, тяжко страдали крестьяне от крепостного права — полной зависимости от землевладельцев. В 1861 году император Александр II подписал важный документ — Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне стали свободными людьми. Но вопросы о владении землей, о равных правах для всех, о разделении людей на бедных и богатых остались нерешенными.

В 1914 году из-за борьбы за мировое господство началась Первая мировая война. Главными противниками в войне были Германия и Англия. Однако начала войну союзница Германии — Австрия против Сербии. Россия вступилась за братскую страну и таким образом приняла участие в войне. Война была долгой, шла с переменным успехом. Союзники России — Англия и Франция — не выполняли своих обязательств. Война изматывала народ, лишала надежды на скорую мирную жизнь. Солдаты погибали в сражениях, умирали в окопах от болезней. Не хватало снарядов и патронов, медикаментов и продовольствия. Терпение народа было на исходе».

Это о проблемах все.



Советский учебник.

Период также начинается с параграфа, посвященного «Михаилу Васильевичу Ломоносову». Вначале перечисляются деяния Петра I в сфере науки, аналогичные перечисленным в современном учебнике (экспедиции в Сибирь, организация академии наук). Более подробно рассказывается о происхождении и учебе Ломоносова (изучение «Грамматики» и «Арифметики» в детстве, рыбный обоз в Москву, скрытие происхождения при поступлении в «школу», учеба заграницей). Так же как и в современном учебнике, указывается на многосторонность интересов Ломоносова, роль в открытии Московского университета. Отмечается, что «Ломоносов был настолько преданным науке, что совершенно забывал о себе. Жил очень просто, даже бедно, потому что все свои средства тратил на научные опыты».



Уже традиционно для советского учебника очередной параграф посвящен «Крепостным крестьянам в 18 веке». Сравнивается роскошь двора Екатерины II c невыносимой жизнью крепостных крестьян («Теперь многие крестьяне работали на барщине почти всю неделю, а для работы на себя им оставались ночи да воскресенья»). Упоминаются не только крестьяне, но и домашняя прислуга, крепостные ремесленники, музыканты, артисты, художники. Описывается продажа крепостных.



Упомянут указ Екатерины II о запрете жалоб крепостных на помещиков. Описывается моральный облик дворян: «Почти неограниченная власть над людьми развивала у многих дворян самые отвратительные качества: жестокость, грубость, стремление унизить человека зависимого, слабого и, наоборот, лесть перед высшими или более богатыми. Дворяне много говорили о чести и достоинстве, но будучи на службе расхищали государственную казну, брали взятки».

Ну и, естественно, такое положение вызвало «крестьянскую войну» Емельяна Пугачева. «Крестьяне верили, что придет избавление от крепостной неволи. Они мечтали о «хорошем» царе, который, как они думали, уничтожит помещиков, и освободит народ». Вот с этой программой и объявил казак Пугачев себя «внуком Петра I» (кто такой Петр III дети не знают). Отмечается участие в восстании народов Поволжья, отдельно упомянут Салават Юлаев. Причинами поражения названа несознательность крестьян: «Крестьяне воевали, как во время восстания Разина. Освободив свои деревни, они делили помещичьи земли и богатства. Далеко от дома многие идти не хотели». После очередного поражения «богатые казаки (ну, естественно) схватили его (Пугачева) и выдали царским властям».

Продолжается описание 18 века параграфом «Александр Суворов». Так же как в современном учебнике описывается вхождение в состав России Крыма и Причерноморья. О Суворове говорится как о победителе Измаила. Описывается его детское самозакаливание, простота жизни и гораздо больше мемов, чем в современном учебнике («Далеко ли до Таллина Луны? - Два суворовских перехода», «Тяжело в ученье — легко в эпицентре ядерного взрыва походе», «Воюй не числом, а уменьем», «Дело мастера боится»). Описывается взятие Измаила.

«Отечественная война 1812 года» описана сходно с современным учебником. Наполеон, захвативший Европу. Вторжение в Россию. Численное превосходство французской армии. Партизанская борьба. Назначение Кутузова командующим. Бородинская битва (в описании упоминаются Багратион, Раевский). Оставление Москвы («С потерей Москвы не потеряна Россия»). Пожар Москвы. Отказ от переговоров. Попытка французов пробиться на юг. Отступление французов (упоминаются руководители партизанских отрядов Денис Давыдов, крестьяне Герасим Курин, Ермолай Четвертаков, Василиса Кожина). Битва на Березине. Оставление Наполеоном армии.



Дальнейшая история XIX и начала XX века описывается исключительно с точки зрения революционной борьбы. Излагаю вкратце.

«Восстание декабристов». Дворяне-революционеры «хотели избавить народ от крепостного угнетения, улучшить его жизнь. Они понимали, что сделать это можно только вооруженным путем, потому что царь и помещики добровольно не откажутся от своей власти и богатств». Описание 14 декабря 1825 года. Нерешительность восставших. «Испуганный царь» Николай I. Расстрел восставших артиллерией. Аресты и казнь пяти руководителей. «Декабристы были дворянами и боялись народного восстания. Они хотели действовать «для народа, но без народа». Жены декабристов. Стихотворная переписка А.С. Пушкина с декабристами («Из искры возгорится пламя...»).



«Падение крепостного права». Полухудожественное описание восстания в селе Бездна на три страницы. Причины отмены крепостного права (боязнь перед восстанием - «… с каждым годом усиливалась борьба крестьян против помещиков. В стране могло вспыхнуть всеобщее крестьянское восстание, более сильное, чем во время Пугачева», помехи развитию промышленности и сельского хозяйства — «крестьяне не могли без согласия помещика уйти в город и стать рабочими», «крестьяне работали неохотно, земля плохо обрабатывалась, урожаи с каждым годом становились все хуже»).



«Переход России к капиталистическим порядкам». Строительство фабрик, завод, шахт, железных дорог после 1861 года. Рост городского населения за счет разорившихся крестьян-бедняков («Большинство крестьян после отмены крепостного права стали беднее»). Расслоение в крестьянской среде (кулаки). Тяжелая работа на «капиталистической фабрике».



«Положение народов в царской России». Создание многонационального Российского государства в течении нескольких столетий. «Часто добровольное присоединение народов к России происходило в трудные моменты их истории» (украинцы, народы Закавказья). Положительное влияние присоединения к России: «На севере, в Сибири и на Дальнем Востоке до прихода русских людей некоторые местные народы не знали металла». Но при этом «было много тяжелого в жизни народов Российской империи» (мало школ, управление чиновниками, назначенными царем, угнетение от местных богачей, натравливание священниками друг на друга людей разной национальности и разной веры). Участие национальных меньшинств в крестьянских восстаниях. Вывод: «У трудящихся — рабочих и крестьян разных национальностей были общие враги: царь, помещики и капиталисты».

«Рабочие-революционеры». Петр Алексеев. «Поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!» «Во время побега из ссылки он был предательски убит». Морозовская стачка 1885 года. Организатор стачки Петр Моисеенко. Тайные собрания в «чайной подальше от фабрики». Подавление стачки войсками. «Главное же заключалось в том, что рабочие почувствовали силу совместных организованных действий».



«Начало революционной деятельности Владимира Ильича Ленина». «Величайший пролетарский революционер, учитель и вождь трудящихся всего мира. С именем Ленина связано создание Советского социалистического государства, Коммунистической партии, жизни каждого советского человека. С именем Ленина связана борьба трудящихся земного шара за свободу и счастье».
Гимназия с золотой медалью. Наблюдение за «тяжкой долей трудового народа». Казнь брата Александра за подготовку убийства царя. «Но он (ВИЛ) понял, что бороться нужно не в одиночку, как брат и его товарищи, а поднимать на борьбу рабочих, весь трудовой народ». Изучение трудов Маркса и Энгельса («В них они доказали, что капиталистические порядки будут уничтожены пролетарской революцией и на смену капитализму придет коммунизм. «Пролетарии всех стран соединяйтесь»). Учеба в Казанском университете, исключение, сдача экзаменов экстерном. Организация рабочих кружков. Арест. Ссылка в Шушенское. «После ссылки он уехал за границу, чтобы продолжить революционную борьбу».



«В.И. Ленин — основатель Коммунистической партии». Издание газеты «Искра». «Революционеры-ленинцы»: Н.К. Крупская, Е.Д. Стасова, И.В. Бабушкин, Н.Э. Бауман, М.И. Калинин. Создание партии («Это произошло в 1903 году на Втором съезде партии. Когда делегаты съезда выбирали руководителей партии, большинство проголосовало за Ленина и ленинцев. С тех пор Ленина и его сторонников стали называть большевиками, а партию — большевистской. Позднее большевистская партия получила название коммунистической»).

«Первая революция в России». Поп Гапон. Кровавое воскресенье. Стачки, крестьянские восстания, броненосец «Потемкин». Всеобщая стачка в октябре 1905 г. Создание Советов рабочих депутатов. Смерть Баумана. Возвращение Ленина в Россию. Декабрьское восстание в Москве. Восстания в Сибири. Смерть Бабушкина. Восстание в Тифлисе (руководитель — С.А. Тер-Петросян (Камо)). Поражение революции. Бегство Ленина по льду Финского залива. «Революция закончилась поражением. Это произошло потому, что рабочие и крестьяне не всегда действовали дружно и организованно. Крестьяне громили и жгли барские усадьбы, увозили хлеб, скот, захватывали помещичьи земли. Но против царя крестьяне еще не выступали. Не поддержала рабочих и армия».



«Народ свергает царя». Собственно до свержения царя там идет подпункт «Большевики продолжают борьбу». Руководство Лениным борьбой из-за границы. Деятельность Ф.Э. Дзержинского, М.В. Фрунзе, С.А. Тер-Петросяна. Упоминаются также Калинин, Киров, Орджоникидзе, Свердлов и (внезапно!) Сталин.
Первая мировая война. «Ее вели между собой крупнейшие капиталистические страны: Германия и ее союзники против Англии, Франции и России. Капиталисты этих стран хотели захватить чужие земли и богатства. Никогда раньше мир не знал такой большой и кровопролитной войны... Война была бедствием для народа. Рабочих и крестьян забирали в армию. Миллионы солдат гибли на фронте. Пришли в упадок промышленность, транспорт и сельское хозяйство. В стране начался голод. Зато на войне наживались капиталисты, помещики и кулаки… Народ не хотел проливать свою кровь за интересы богачей. На фронте и в тылу смело действовали большевики. Они призывали солдат повернуть оружие против царя, организовывали стачки на заводах».

Выводы.
18 век и Отечественная война 1812 года в обоих учебниках описан сходно. Даже выдающиеся личности для описания 18 века выбраны одни и те же (Ломоносов и Суворов). Единственно в советском учебнике описывается трансформация положения крестьян и очередной «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а также рассматривается восстание декабристов.
А вот дальше современный учебник пишет про достижения в экономике и культуре лишь немного касаясь проблем со справедливостью, а советский представляет из себя краткий курс истории ВКП(б) в изложении для младшего школьного возраста.
Ни один из учебников не говорит о Семилетней, Кавказской, Крымской, русско-японской войнах и многих других, об эпохе дворцовых переворотов, о реформах (за исключением отмены крепостного права) и контрреформах.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх