На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 310 подписчиков

Свежие комментарии

  • зинаида кудряшова
    Умные же люди ,но оказались предателями своей страны. мерзко.ради посещения вражеского стана ,нужно обгадить Россию и..."Большой секрет м...
  • Гарий Щерба
    ИУДЫ ............................. ...!!!"Большой секрет м...
  • Валентина Матвеенко
    Не нужны они здесь, от слова совсем..😠"Большой секрет м...

Блеск и нищета: зарубежные эксперты против российской СВО

На прошедшей неделе некоторые отечественные СМИ попытались сделать сенсацию из слов американского полковника в отставке Макгрегора, заявившего в интервью об уничтожении ВСУ российскими и союзными войсками, и неизбежной скорой капитуляции Украины. Прямо сказать, сенсация вышла так себе. Хотя Макгрегор – не просто какой-то отставной военный, а достаточно известная личность, ветеран «Бури в пустыне» и участник знаменитого «боя у 73-го меридиана», где было сожжено много иракской бронетехники; он, во-первых, не сказал чего-то совершенно немыслимого (для западной аудитории), а во-вторых – выступил на не самом популярном консервативном Ютуб-канале, аудитория которого и ждала от него примерно такой оценки. Вообще, зарубежные медиа сделали очень много для раздувания украинского переможного инфопузыря в марте-апреле. Тут важно признать, что в англоязычном сегменте Ютуба немало весьма достойных авторов, которых в России с удовольствием смотрят, как в оригинале, так и в переводе, и это сыграло свою роль. Если официальные СМИ, по большей части, работали на иностранного обывателя, то блогеры – получилось, что и на обывателя российского тоже, хотя и не целенаправленно. Звёздный десант Иностранное компетентное (именно без кавычек) сообщество, плотно занятое темой украинского конфликта, можно условно разделить на четыре группы: военные, стрелки, историки и политологи, и экономисты. Зачастую эти амплуа переплетены между собой: отставной офицер, ведущий канал или текстовый блог об оружии и истории – не редкость. Военных, особенно англоязычных, в зарубежных «интернетах» не много, а очень много; и это неудивительно, учитывая, что американская армия – самый крупный и надёжный работодатель в США. Впрочем, я не зря сказал «англоязычных», потому что американцам составляют компанию немало «союзников» из Британии, Канады и Австралии. Своё место в медиапространстве есть у представителей всех видов вооружённых сил и всех карьерных ступеней, от рядовых до майоров с полковниками; многие из них имеют больший или меньший опыт «распространения демократии» по всему миру, начиная с Вьетнама. Собственно, многие из демилитаризированных на Украине иностранных «легионеров» тоже успели побыть популярными блогерами; некоторые, которым повезло унести ноги, уже вернулись к этому, гораздо менее опасному, бизнесу. Неудивительно, что именно военные оказались наиболее сдержанными в своих оценках хода боевых действий. Конечно, мало кто из них выдавал украинским «захистникам» такие же разгромные оценки, как недавно Макгрегор – но зато многие делали акцент на пропагандистском характере новостей из Украины. Напоминая своей аудитории, что ей показывают только то, что хотят показать, блогеры-военные предупреждали её не делать поспешных выводов насчёт реального положения дел. А вот околооружейная публика – стрелки-спортсмены, гуру самообороны и так далее – как раз этим последним и занялась, оценивая переможные ролики со своих спортивных, охотничьих и тому подобных позиций, весьма далёких от практики военных действий. С этой стороны можно было услышать множество невероятно «глубоких» мыслей: например, «а вот если бы на Украине было много стрелков со своим оружием, как в Америке, то Путин не рискнул бы начать вторжение», или «вот, у русских мало тактических прибамбасов на автоматах, и стреляют они толпой куда-то туда – вояки из них абсолютно никудышные!» Разбор фотографий из зоны боевых действий с необычными – редкими, старинными, кустарно модернизированными – образцами оружия или снаряжения стал весьма популярным жанром у блогеров-стрелков, как и «разборы полётов» по конкретным видеопримерам действий украинских, российских или республиканских солдат в бою. Выводы при этом делаются примерно такого же уровня, как в примерах выше. Но наименее адекватной оказалась «экспертиза» со стороны профессиональных историков и политологов, и это абсолютно неудивительно. Дело в том, что военные и даже стрелки основывали свои построения на какой-никакой, но практике, в то время как «гуманитарии» – на господствующих нарративах. Не секрет, что зарубежная военная историография о России во многом базируется на историографии немецкой, которая, в свою очередь, очень много почерпнула из мемуаров нацистской военщины. И хотя современные коммуникации дают доступ ко множеству альтернативных источников для перекрёстной проверки, тем же советским мемуарам и архивам, прогерманский (точнее, русофобский) тренд по-прежнему живее всех живых. На этот раз, он воплотился в популярном жанре «исторических параллелей»: вроде бы умные люди на полном серьёзе переносят россказни гитлеровских недобитков из 1943-1945 гг. на день сегодняшний, подкрепляя подходящими репликами и фотоснимками украинских фашистов. «Монгольские орды», «летающие башни», «необученные новобранцы» и «оборванные уголовники-мародёры» атакуют неискушённого слушателя, на фоне новостей о перформансах активисток в испачканных красной краской трусах и похищенных «русскими орками» унитазах. В схожем ключе работают и политологи, многие из которых – бывшие журналисты (в частности, автор канала, на котором выступал Макгрегор, долгое время проработал на Fox News). Всё отличие – в терминологии, у них в ход идут «гражданские» русофобские стереотипы: «тоталитаризм», «диктатура», «полицейское принуждение», «нецивилизованность» и вот это всё. А вот лучше всего (речь о научности подхода, а не «пророссийскости») показали себя, как ни странно, экономисты. Очевидно, тут дело в самом предмете обсуждения: всё-таки, экономика – довольно «скучная» штука, которую не так легко свалить в дешёвую театральщину, но при этом, непосредственно касающаяся всех и каждого. К тому же, в отличие от вынужденных довольствоваться обрывками информации военных обозревателей, в распоряжении блогеров-экономистов огромный массив официальных документов и статистики. «Как же тогда они захватили 20% Украины?!» Интереснее всего, что эта ситуация не стала следствием какой-то разнарядки свыше, публикаций под диктовку из Белого Дома – в общем, целенаправленной пропагандистской работы. Получилось, как получилось, просто потому что иначе получиться не могло. Кто бы что ни говорил об «устаревании телевизора», вся блогосфера по-прежнему идёт в фарватере мейнстримных больших СМИ. Причём, речь не только о чисто социологических явлениях («все побежали, и я побежал»), но и о технических механизмах продвижения контента в соцсетях, популяризирующих уже популярное и, наоборот, затаптывающих и так непопулярное. Услышав такую-то новость («Россия вторглась на Украину!»), заинтересованный обыватель начинает искать дополнительную информацию хоть в том же Ютубе. Очевидно, что наиболее популярные «независимые» мнения представляют собой пересказ мейнстримной исходной новости «своими словами», а следом идут уже пересказы пересказов пересказов; и чем большее количество информации в таком-то ключе пользователь поглотит, тем ещё больше подобной же информации ему подсунут алгоритмы контекстной рекламы. Найти действительно альтернативные точки зрения тоже можно, и не так уж трудно, но это всё равно потребует какого-то времени и усилий – многие ли, в процентах от общего числа, захотят их тратить? В результате авторы, которые хотят быть услышанными и получить с этого дивиденды (не важно, моральные или материальные), вынуждены наперебой друг другу склонять одни и те же тезисы, даже если это откровенная чушь. Эдакая саморазогревающаяся сковорода для «жарки сенсаций». Злую шутку с экспертами всех сортов сыграл выбор исходного материала для анализа. В первые недели кампании, у большинства было всего два основных источника: поток фотовидеоконтента с украинской стороны и официальные брифинги Минобороны России; последние, понятное дело, сразу же определялись как российская пропаганда. Вставал выбор: либо хайповать сейчас же на «блюдах украинской кухни», либо не хайповать вообще. Тех, кто решил не рисковать своей репутацией, нашлось немало (к ним относятся и те, кто советовал не торопиться с выводами), но большинство было менее разборчивым. На данный момент, когда потоками текут не перемоги, а сиротские жалобы невиноватых «захистников», а весь мир погружается в пучину спровоцированного Украиной кризиса, имеет место новый тренд: большинство зарубежных блогеров просто молча «съезжает» со ставшей «токсичной» темы на что-то более привычное – дела давно минувших дней, тактическую стрельбу по тарелочкам и прочее. Остаются с Украиной, в основном, те, кто на ней же и построил свою популярность за последние несколько месяцев (такие есть). На нашей стороне, провал иностранной «экспертизы» украинского конфликта должен послужить уроком тем, кто всерьёз рассчитывает вести и выигрывать информационную борьбу на зарубежных площадках.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх