На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 260 подписчиков

Гай Борисов: Анкара просит Армению помочь ей сохранить лицо в отношениях с Азербайджаном

Состоявшаяся в Вене 19 ноября встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, по оценке армянского лидера, ознаменовала собой начало очередного этапа в процессе карабахского урегулирования. При этом Серж Саргсян "увидел желание президента Азербайджана решить проблему", но одного лишь желания, по его словам, недостаточно - весь вопрос в том, "на каких условиях хочет ее решить президент Азербайджана, и на каких хочу я".

По существу, это означает, что никаких конкретных договоренностей в ходе саммита достигнуто не было, и новый этап переговоров, вне зависимости от его продолжительности, может ожидать незавидная судьба всех предшествующих попыток посредников вывести стороны на принятие базового мирного соглашения (т.н. "Мадридских принципов"), проект которого находится на столе переговоров вот уже 6 лет. Есть однако обстоятельство, которое отличает нынешний этап миротворчества от предыдущих. Речь идет о совершенно беспрецедентной активности, которую стала проявлять Турция. При этом некоторые факты четко свидетельствуют, что Анкара оказалась в достаточно щекотливом положении и готова едва ли не просить Армению пойти на хоть какие-нибудь уступки в Карабахе, чтобы сохранить лицо в отношениях с Азербайджаном.

Эксперты ИА REGNUM не раз отмечали, что турецкая позиция, ранее совершенно негибкая и однозначно проазербайджанская, подверглась немалым испытаниям после того, как 3 сентября армянский президент заявил в Москве о вхождении страны в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Параллельно появились сообщения о значительном расширении и укреплении дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы, которая, по оценке специалистов, становится ведущим фактором региональной политики Москвы. И, добавим, не только региональной. Усиление базы превращает её в заметный рычаг, с помощью которого российская сторона получает возможность влиять на события на Ближнем и Среднем Востоке в целом.

Турция поняла, что рискует быть выброшенной из формирующегося на глазах "изумленной мировой общественности" нового регионального расклада, при котором Армению уже не удастся запугать и склонить к невыгодным ей решениям ни угрозой войны, ни продолжением транспортно-энергетической блокады. Эти рычаги, использующиеся турецко-азербайджанским тандемом на протяжении последних 20 лет, как бы неожиданно во многом утратили свою действенность.

Отсюда и обещания главы турецкого МИД Ахмеда Давутоглу "преподнести Армении приятный сюрприз" в 2014 году, и утверждения премьер-министра Реджепа Эрдогана, встретившегося 21-22 ноября с Владимиром Путином в Санкт-Петербурге, о том, что ими, в числе прочих вопросов, обсуждалась и карабахская проблематика, причем "у России и Турции существуют обязательства в регионе с точки зрения азербайджано-армянского конфликта". В части России с таким утверждением трудно спорить. Но вот что касается Турции, то единственным с её стороны правильным шагом в существующей ситуации было бы полное дистанцирование от хода разрешения конфликта, который возник, напомним, между армянами Нагорного Карабаха и советским Азербайджаном в 1988 году, когда ни о каком воздействии на события в регионе со стороны Анкары речи просто быть не могло. Однако дальнейшие попытки вмешательства со стороны Турции, многолетняя блокада Армении сыграли крайне негативную роль, поскольку в немалой степени способствовали формированию неуступчивой позиции Баку.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх