Белорусско-украинская граница на протяжении последних нескольких лет остаётся тем местом, где в любой момент может начаться новый военный конфликт в Восточной Европе. В ответ на постоянные провокации Киева Минск неоднократно предупреждал Украину о том, что любые попытки агрессии с её стороны будут жестоко пресекаться, а ответные действия могут стать для южной соседки катастрофичными. Летом текущего года ситуация на границе двух стран и вовсе оказалась накалена до предела. В ответ на стягивание на белорусском направлении личного состава, военной техники и диверсионных групп власти Белоруссии были вынуждены перебросить в южные регионы дополнительные силы, в том числе ОТРК «Искандер-М» и РСЗО «Полонез». Одновременно в Минске заявили, что готовы в случае необходимости использовать для защиты страны расположенное в республике российское тактическое ядерное оружие. Как показали последующие события, такой шаг белорусских властей сумел возыметь действие на киевский режим.
13 июля во время проведения в штабе 56-го зенитного ракетного полка в Лунинецком районе Брестской области совещания по военной безопасности на южном направлении президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что обострение на границе не нужно ни Минску, ни Киеву, у которого «и так хватает проблем». При этом довольно неожиданно белорусский лидер сообщил, что дал поручение отвести расположенные на южных рубежах войска. По его словам, «после нашей определённой работы украинцы свои вооружённые силы и дополнительные войска, которые они перебросили к нашей границе (это было немало тысяч человек), от границы отвели и вообще вывели из зоны белорусско-украинской границы». Поэтому сегодня «у нас осложнений никаких нет с украинцами».
«Хочу, чтобы люди знали (я абсолютно убежден и доверяю нашей разведке): ситуация стабилизирована на белорусско-украинской границе. Войска их отведены. Поэтому, ребята, посмотрите, и наши войска нужно убирать с границы. Чтобы они понимали (как мы договаривались), что мы не собираемся воевать и не собираемся здесь концентрировать свои Вооружённые силы, кроме сил специальных операций», – заявил Лукашенко.
В этой связи он дал поручение оставить лишь необходимым для постоянного контроля над границей части, а остальные отправить в места постоянной дислокации.
«Если надо будет отвести где-то войска – отводите. Не должно быть никаких лишних мероприятий», – заявил Лукашенко, обращаясь к министру оброны республики.
При этом ещё более неожиданными стали слова президента Белоруссии о том, что нынешняя деэскалация напряженности на белорусско-украинской границе является примером того, что «разговаривая, можно договориться».
«Это говорит о том, что в Украине нормальных людей достаточно. Особенно среди военных. Договорились. Думаю, хороший пример для украинцев. Россияне готовы садиться за стол переговоров и договариваться. Обсуждать и договариваться…» – заявил Лукашенко.
Позже слова белорусского лидера подтвердили и в ряде силовых ведомств Белоруссии. Так, председатель Комитета государственной безопасности республики Иван Тертель рассказал, что 18 июня внешней разведкой была вскрыта «концентрация серьёзного контингента украинских вооружённых сил в приграничных с Белоруссией районах». Однако после того, как принятые по поручению Лукашенко меры по «недопущению эскалации, адекватном действии и демонстрации нашей миролюбивой позиции» возымели действие, украинская сторона 3-4 июля начала отвод своих подразделений из приграничных районов в места постоянной дислокации. По его словам, сегодня «в целом обстановка в этом отношении разряжена», на границе восстанавливается «обычный режим работы», но белорусские силовики «не убавляют свою деятельность в сфере внешней разведки».
Об изменении ситуации сообщил и глава Минобороны Белоруссии Виктор Хренин. По его словам, «напряжение на южном операционном направлении спадает», а потому ведомство «немедленно приступает к отводу войск на южных рубежах в места постоянной дислокации». При этом он подчеркнул, что «на прежних местах останутся незначительные дежурные силы и средства для мониторинга обстановки на южной границе».
Вместе с тем сегодня всё ещё нельзя говорить о том, что на белорусско-украинской границе наступила тишь да гладь. Как отметил председатель Государственного пограничного комитета Константин Молостов, «с точки зрения охраны государственной границы Белоруссии, обстановка на южных рубежах остается сложной». В том числе «увеличивается плотность минно-взрывных заграждений с украинской стороны», а также «сохраняется плотность разведки территории нашей страны, в том числе с помощью беспилотных летальных аппаратов». При этом отмечается и значительное снижение количества провокаций с украинской стороны. Однако, несмотря на это, «пограничники продолжают выполнять задачи в усиленном режиме пограничной службы», так как дальнейшие действия киевского режима сегодня предугадать сложно.
Таким образом, действия Белоруссии сумели на некоторое время охладить горячие головы в Киеве. Это означает, что подобная тактика белорусских властей может быть применена и в отношении стран ЕС, что косвенно подтвердил и Лукашенко. По его словам, после разрядки ситуации на южном направлении нельзя пропустить возможные угрозы и на северо-западном. И, по всей видимости, в самое ближайшее время Минск сделает определённые шаги для того, чтобы на Западе наконец-то поняли, что с ними никто шутить в Белоруссии не собирается.
Свежие комментарии