На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 344 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сафронов
    ...на счёт "как бесплатная рабочая сила", это совсем-совсем не так. Иначе бы они не ломились через имеющиеся преграды...Ввезти нельзя выс...
  • Людмила Большакова (Масленникова)
    Каждый видит то ,что хочет видеть.Роднина разгоняет...
  • Natalija Osminina
    Что он несет??? "Самая главная ошибка  Путина - это то, что президент, уделяет чересчур много внимания геополитике, и..."Он не знает, что...

Центральный комитет России. Новый Госсовет понадобится при транзите власти

Центральный комитет России. Новый Госсовет понадобится при транзите власти

 

Постоянно действующее производственное совещание – пожалуй, такая характеристика больше всего подходит к Государственному совету, что провёл ныне заседание в новом составе. И, как полагали многие, в новом качестве. Или надеялись.

Но это не то ПДПС, что действовало на предприятиях и в организациях во времена СССР под руководством профсоюзных комитетов и считалось одной из форм контроля трудящихся над производством и администрацией. Нет, заседание Госсовета напоминало его по существу: обсуждение производственных, финансовых и организационных вопросов, возникающих в той или иной сфере, отчёт министров, губернаторов и прочих высших чиновников о том, как ими выполняются ранее принятые решения или/и указания президента, обмен предложениями и требованиями как первый шаг к разработке и обсуждению проектов текущих и перспективных планов развития страны. Словом, чистое производственное совещание. Только во главе не с профсоюзом, а с президентом. Впрочем, он частично исполняет и эту роль, регулярно будируя социальные вопросы, задавая отчётам чиновников социальную мерность. И спрашивая по ней.

Ну и, конечно, представителей трудящихся в Госсовете нет. Если, конечно, таковыми не считать представителей Госдумы и Совета Федерации.

Чем не пленум ЦК?

По ходу, по стилю, по тематике то, что было сегодня явлено публике на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, зримо напоминало именно совещание и именно производственное. А вот тема заседания – достижение национальных целей и развития России до 2030 года – вызвала более, так сказать, высокорангированные ассоциации. Коряво, конечно, но как иначе обозначить разницу между ПДПС, обязанными быть на предприятиях с численностью трудящихся от 300 человек, и пленумами ЦК КПСС, представлявшими под 15 млн членов партии? И соответствующего веса вопросы решавшими?

Нет, между пленумом ЦК и нынешним Госсоветом тоже аналогии не линейные. Но, во всяком случае, имеющие право на существование после того как президент Путин утвердил 21 декабря новый состав Государственного совета. И вошли в него главы обеих палат парламента, председатель и члены правительства, губернаторы, полпреды президента в федеральных округах, лидеры парламентских партий и представители общественных объединений. И задачей этого органа объявлена разработка очень широкого круга тем – от внешней и внутренней политики страны до национальных проектов и политики кадровой. Ну, и финансы, разумеется: бюджет в основе всего, так что кому и сколько денег – тоже в фундаменте возглавляемого президентом консультативного органа. Да, консультативного, ибо права законодательной инициативы у Государственного совета нет.

Но ведь и в ЦК в конечном итоге собирали-кооптировали управленческую элиту страны! И обсуждались там опять-таки стратегические задачи развития. Конечно, то, что каждый пленум ЦК в устах тогдашней государственной пропаганды назывался "историческим", – это, конечно, балаган. Но в той структуре власти, что существовала во времена СССР, то собрание – формально даже не конституционное (до принятия пресловутой 6-й статьи о руководящей роли КПСС в 1977 году), – обсуждало и затем давало рекомендации по стратегическим целям.

Ровно как и Госсовет ныне. И полученный им ныне новый конституционный статус – тоже в духе обеспечения и большей представительности его в смысле подключения властей на местах к формированию решений национального значения и большей законности этих его национальных решений.

"Спасибо, Владимир Владимирович…"

Именно этот постоянно звучащий рефрен в словах выступавших, собственно, и подталкивает к мысли о законности. При всей представительности прежний Государственный совет напоминал картину Ильи Репина "Торжественное заседание Госсовета": много элитарности, много пафоса при, в общем, не более чем законосовещательном, консультативном его статусе. Потому явно не из лести – или не из неё одной – министры и губернаторы на нынешнем заседании благодарили президента. Ибо чтобы придать характер государственного закона или государственной программы рекомендациям и пожеланиям, высказанным в прежнем статусе, именно Владимир Путин как глава государства обязан был освящать всё своими указами и распоряжениями. Расширение же полномочий и состава в известной мере облегчает ему эту работу.

То есть законодательным органом новый Госсовет не стал – но он стал законосовещательным органом не при президенте, как при государе, а при всех высших управленческих органах России. И с их участием. Аккурат как ЦК КПСС до 1977 года.

А те 18 комиссий по социально-экономическому развитию страны, что будут при нём работать, в этом смысле призваны быть отделами ЦК.

Кстати, весьма профессионально работали...

И очень правильно назвал глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол такой Госсовет "мозговым центром" государства.

Мозговой центр государства

Конечно, не может не возникнуть вопрос, каким образом вырабатывались в своё время решения ЦК и как они претворялись в жизнь, как модно было тогда говорить.

Решения ЦК, разумеется, готовились. И технически, и организационно, и подковёрно. Готовились в отделах ЦК, которые непосредственно курировались секретарями ЦК. То есть представителями высшего партийного ареопага. Который, в свою очередь, хоть и считался органом коллективным и сменяемым, на самом деле был ближним кругом главы партии, её первого или генерального секретаря. И именно это привело в конечном итоге КПСС к её краху – никакой профессионализм не помог выжить, когда на место генсека внутренние интриги привели балабола, у которого язык был вместо лобных долей мозга.

Не грозит ли подобная опасность Государственному совету? При всей – признавай это или нет – историчности фигуры Владимира Путина он не вечен. Сможет ли когда-либо именно Госсовет, представляющий всю властную и большинство просто элит страны, сыграть свою роль в определении пусть не равновеликой, но преемственной фигуры будущего главы страны? Или хотя бы – не разрушительной, как нередко бывало в России?

Посмотрим. На первом заседании нового Госсовета действительно определялись стратегические шаги на десятилетия вперёд, как выразился тот же тувинский руководитель. А вот будет ли он готов делать стратегические выборы, если потребуется?

 

 

Картина дня

наверх