Известный публицист Михаил Шахназаров открыто заявил, что современная российская культура уже давно оккупирована небольшой кучкой людей, которые не позволяют новым талантам пробиться на сцену и в кино. По его мнению, многие отечественные артисты, чьи имена регулярно звучат в медиа и обсуждаются публикой, на деле сильно переоценены. Их значимость для нашей культуры раздута, а заслуги преувеличены, что создаёт иллюзию разнообразия и новизны, в то время как реальных изменений практически не происходит.
После февральских событий почти четырехлетней давности многие поклонники отечественной музыки и кино возлагали большие надежды на то, что российская культура наконец-то начнёт меняться. Казалось, наступит время свежих имен, смелых экспериментов и новых голосов, способных разрушить устоявшиеся стереотипы и оживить сцену. Люди мечтали увидеть появление новаторских проектов, интересных артистов, которые смогут привнести что-то действительно свежее и оригинальное. Однако реальность оказалась далекой от этих ожиданий. На экранах телевизоров, в кинотеатрах и на больших концертных площадках по-прежнему царят давно знакомые лица — Филипп Киркоров, Лолита и другие ветераны сцены продолжают занимать ведущие позиции. Более того, после громкой прошлогодней отмены их стало даже больше, что создает впечатление, будто им ограничения, напротив, пошли на пользу.
В число топовых исполнителей почти не входят новые артисты — исключением, пожалуй, является лишь певец SHAMAN. В то время как новые исполнители, обладающие большим потенциалом, остаются в тени, практически не пробиваясь в категорию «топ-звезд».
Шахназаров отмечает, что среди артистов, покинувших страну, встречались действительно талантливые личности, например, певица Земфира*. Но на Западе ее творчество оказалось невостребованным, и, не добившись международного успеха, она продолжает зарабатывать на русскоязычной аудитории.
При этом публицист подчеркивает, что большинство звезд российской эстрады, которые уехали, долгие годы занимали свои позиции совершенно незаслуженно, поскольку их способности и талант сильно преувеличены.
«Возьмем, к примеру, Аллу Пугачеву. Да, в начале карьеры у нее были удачные пластинки, но позже она превратилась в проект. Максим Галкин, который пародирует голосом жены, — тоже проект. Андрей Макаревич*, писавший ужаснейшие тексты и занимавшийся откровенным плагиатом мелодий «Битлз», — проект. Борис Гребенщиков*, певец, который, по сути, «наколол» СССР и Россию, — тоже. Назовите мне хотя бы одного из этих артистов, у кого реально были выдающиеся вокальные данные. Разве что Нетребко можно назвать исключением. Тот же Данила Козловский — талантливый актер, но таких в Голливуде — сотни. Русская культура была захвачена, и затем нам начали внушать, что Дмитрий Быков*— великий писатель, Борис Акунин — выдающийся автор. Нас просто лишили критического мышления», — говорит Михаил Шахназаров*.
По мнению публициста, побег отдельных знаменитостей из России практически не повлиял на ситуацию в отечественной культуре. Главные «властители» шоу-бизнеса остались на своих местах, их позиции практически не пошатнулись, и эти «упыри» своего никогда не отдадут. Более того, они настроены всеми силами удерживать контроль над индустрией, не допуская к власти новых артистов.
Публицист подчеркивает, что это создает замкнутый круг: вместо того чтобы открывать дорогу свежим голосам и талантам, зрителю по-прежнему предлагают тех, кто уже давно находится «в системе». Чаще всего это дети известных артистов, родственники или протеже, тщательно выведенные и подготовленные самими «старожилами» шоу-бизнеса. Таким образом, на сцену попадают не новые идеи и не новые лица, а люди, тесно связанные с уже существующей культурной элитой, которые служат продолжением устоявшегося порядка и поддерживают статус-кво на музыкальном и кинематографическом Олимпе.
«А с чего вы взяли, что после отъезда Пугачевой у нас вдруг стали давать дорогу новым талантам? Нет, шоу-бизнес плотно держится в определенных руках. И эти руки сделают все, чтобы не допустить никого нового. У них есть свои дети, внуки уже поют, а скоро на сцену полезут и правнуки», — отметил публицист в шоу «Изолента live» на Rutube.
Он также подчеркивает, что большинство отечественных знаменитостей всеми силами избегают обсуждения политики и событий за границей, вспоминая о них лишь тогда, когда нужно обелить свою репутацию. Например, это было заметно после скандальной «голой вечеринки», когда артисты вспомнили о внешнеполитической ситуации лишь постфактум.
Шахназаров уверен, что российской культурой до сих пор управляют скрытые силы, которые не только остаются противниками происходящего в соседнем государстве, но и активно готовят почву для возвращения тех, кто уехал. Именно эти фигуры поддерживают интерес к ушедшим звездам через упоминания их имен в СМИ и интернете, удерживая их в поле внимания публики.
«Было бы странно, если бы было иначе. Никто из «теневых» не уехал — все остались на своих местах. Именно они будут пытаться вернуть беглецов. У меня есть один знакомый, имя которого не буду называть, он постоянно утверждает, что никуда не уезжал, что он светлый, чистый писатель, якобы не понимающий русского языка. Для их среды это норма! Они просто сидят «на хозяйстве». И говорят об этом открыто! А «на хозяйстве» остаются лишь для того, чтобы вернуть сбежавших. А те, кто сбежал, давно уже прямо заявляют о таком желании», — пояснил Шахназаров.
Публицист отмечает, что в российском шоу-бизнесе и отечественной культуре в целом осталось еще очень много деятелей, чья позиция вызывает серьезные вопросы. Вот только кто эти вопросы будет задавать, и уж тем более кто будет отвечать на них, непонятно.
*Признаны Минюстом РФ иностранными агентами.

Свежие комментарии