На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 748 подписчиков

Свежие комментарии

  • Катерина
    Чё-т   я  Вас,  Дмитрий,  не  очень  поняла...  Кто "просрал своё АО"?Нужна ли нам вели...
  • Владимир
    Уйдем от завышенных ожиданий. Словом поживем, увидим!!!!Нужна ли нам вели...
  • Sobering
    Тут и бизнес тоже.Нужна ли нам вели...

О деградации интеллекта масс

В погоне за кликами СМИ делают новостями ничего не значащие события, совпадающие с запросом публики, при этом полностью игнорируются противоречащие запросу публики действительно значимые данные, для получения которых требуются минимальные усилия.

Попробую проиллюстрировать это на нескольких примерах.

Горящий от попадания дрона НПЗ – это просто картинка с чем-то горящим, которая ничего не говорит о вероятности возникновения дефицита топлива. Первым реальным сигналом о том, что кто-то в правительстве РФ хотя бы теоретически допускает, что атаки на НПЗ могут создать хоть какие-то минимальные проблемы для армии, будет рост акцизов на топливо. Не на 5% в год, как сейчас, а хотя бы на 25%. Вторым – кратное увеличение акцизов. В стране, где гражданское потребление топлива во много раз превосходит военное, никаких других мер для обеспечения топливом армии понадобится не может даже в теории.

Сократить праздное гражданское потребление, параллельно пополнив бюджет – единственная разумная мера в такой ситуации. Пока таких мер нет – это значит, что никто в правительстве РФ не считает атаки на НПЗ сколько-нибудь серьезной угрозой даже в долгосрочной перспективе.

Вообще серьезное обсуждение “атак на российские НПЗ” в принципе подрывает мою веру в разумность человечества. Если мы можем примерно посчитать, военное потребление топлива это 2%, ну пусть 3%, но точно не 5% от мощности переработки российских НПЗ. Между прочим, довоенная мощность НПЗ в 2.5 раза больше внутреннего потребления, мы много экспортировали.

То есть мы понимаем, что мощности любого далекого сибирского НПЗ с лихвой покроют все потребности фронта. При этом мы доподлинно знаем, что в мае 1944 года на немецкие НПЗ было сброшено 200 000 тонн бомб (за один месяц!), при попадании «точно в перерабатывающие конструкции» 2,5% из них (это данные из отчета Стратегической авиации США от 1947 года). И что же, у немцев заводы встали? Нет, это привело к падению производства топлива на 60%.

Разжую для тех, у кого плохо с математикой: за один месяц 1944 года в немецкие НПЗ «точно в перерабатывающие конструкции» попал объем взрывчатки, эквивалентный 11 000 Storm Shadow или нескольким сотням тысяч дронов. Это снизило выработку НПЗ на 60%.

Хуже того, в конкретных примерах после попадания эквивалента сотни Storm Shadow или нескольких тысяч дронов «точно в конструкции» – НПЗ возобновлял производство топлива через 3-5 дней. Дней, Карл! Для фронта не нужен Евро4. Почти всё, что нужно для фронта, можно делать по технологиям 1944 года.

Еще раз переформулирую для совсем непонятливых: если брать бомбардировки Германии за эталон, то точное попадание 11 000 Storm Shadow (их столько не существует физически, и никогда не будет существовать) или нескольких сот тысяч дронов (аналогично) в российские НПЗ в течение месяца снизит их производство… до объемов текущего потребления топлива в России, включая гражданское, и топлива будет раз в 15 больше, чем нужно военным.

Доподлинно и несомненно зная эти легко проверяемые факты (мы ж не на псевдоисториков опираемся, а на официальный отчет американских военных, делавшийся со всем тщанием в течение 2 лет для практической оценки эффективности бомбардировок), каким уровнем игнорирования реальности нужно обладать, чтобы в принципе хоть на секунду серьезно обсуждать влияние атак на НПЗ как что-либо иное, чем духоподъемный пиар хохлов в инстаграме?

Но для СМИ важна картинка. Вай-вай, “НПЗ горит”! Да что там горит-то? Какая-то бочка с отходами? Кто знает? А никто не знает, и никому это не интересно – главное же разносить хайп.

Вот уж два года многие лжепророки о “проблемах российской экономики” мусолят тему о неких «замороженных в Индии рупиях», которые Россия якобы не может забрать. Однако факт того, что у кого-то из российских экспортеров есть какие-то проблемы с платежами из Индии, не дает нам никакой информации о системе в целом. От слова «совсем».

Для понимания происходящего в реальности – значение имеет лишь тот факт, что весь период войны российский экспорт в Индию не только продолжался, но и рос в объемах. И никак невозможно себе представить, что многие тысячи частных бизнесменов из России продолжали посылать в Индию товары, не имея возможности выручить за них деньги. Если у кого-то когда-то и возникали проблемы, то в массе они их решили.

О проблемах с расчетами может свидетельствовать только сокращение товарооборота – и ничего больше.

Аналогично, постоянно выдергиваются и массово тиражируются новости о чьих-то проблемах с китайскими банками или о вторичных санкциях, применяемых к этим банкам. И это снова информация, создающая лишь ложные представления о происходящем.

Значимая информация состоит в том, что китайская таможенная служба регулярно сообщает о росте экспорта из Китая в Россию. (При этом в опасении вторичных санкций им имело бы смысл изо всех сил занижать, а никак не завышать эти объемы).

Если десятки тысяч китайских бизнесменов продолжают отправлять в Россию свои товары во всё возрастающих объемах, значит, никаких системных проблем с расчетами нет и в помине. У кого-то конкретно они, может, и есть, но на системном уровне прибыли от торговли кратно превышают существующие риски.

Если какой-то военный эксперт насчитал на каком-нибудь складе хранения уменьшение числа танков – эта информация, наверное, может быть полезна для военной разведки. Однако она ничего не говорит о грядущих проблемах с бронетехникой в российской армии. Реальным сигналом о том, что такие проблемы надвигаются, будет объявление о том, что автозавод ГАЗ вместо новой «Волги» начал производство мангало-мобиля «отважный бронежаб».

Здесь уместна осмеянная фраза Путина про «всерьез не начинали». Даже в США, когда они воевали «всерьез», тупо запрещалось производство автотранспорта для частных нужд – все автозаводы перепрофилировали, кого на танки, кого на грузовики или виллисы, кого на авиамоторы или даже на самолеты. Вы знаете, что половина бомбардировщиков, бомбивших Германию – были произведены на заводах Форда?

Во «всерьез» воюющих странах забирают частные автомобили и трактора для фронта, а не производят их сотнями тысяч для гражданских потребителей. Даже автомастерские, не говоря уже об автозаводах, мобилизуют на производство чего-то околовоенного. Наверное, ГАЗ не способен производить танки, но вроде бы большинство экспертов говорят, что значение танков резко снизилась. Нужна самая разнообразная бронетехника. И если ГАЗ вместо этой бронетехники производит новый псевдопремиальный автомобиль, то очевидно, что серьезных проблем с бронетехникой никто не ожидает.

На какие события/данные стоит обращать внимание?

Прочтя тысячи глупых комментариев, я пришел к выводу, что категории вроде ВВП слишком сложны для понимания большинства, а еще есть плоскоземельщики от экономики, которые верят в возможность незаметного экспертам искажения экономической статистики и существование какой-то «реальной инфляции», про которую никто кроме них не знает.

Поэтому дам пример ДЕЙСТВИТЕЛЬНО значимой информации о состоянии российской экономики из разряда того, что можно потрогать ФИЗИЧЕСКИ.

И в 2022, и в 2023 были поставлены рекорды по вводу жилья за всю историю этой страны. В 2023 было введено 110 млн квадратных метров жилья. Это на 20% больше, чем в довоенном 2021 и на 39% больше, чем среднее значение показателя за 10 предвоенных лет. В 2023 году было уложено 188 млн кв.м. асфальта, это тоже абсолютный рекорд. На 33% больше чем в довоенном 2021. По всем этим дорогам и мостам можно физически проехать или посмотреть на них со спутников.

Очевидно, что рекорды не повторятся. И жилищное, и дорожное строительство начнет потихоньку сокращаться в 2024 году и еще быстрее в течение последующих военных лет. Однако для нас важно, какой резерв ресурсов потенциально можно перебросить из этой сферы на военные нужды.

По состоянию на 2023 год в строительстве было занято 11,5 миллионов человек. Это в 2-3 раза больше, чем вся совокупность занятых в армии, ее обеспечении и на предприятиях ВПК. Иными словами, сокращение гражданского строительства в два раза до уровня начала 2010-х годов, с точки зрения высвобождаемого персонала, позволит удвоить армию и ВПК по численности.

За первое полугодие 2024 года в строительстве было использовано 18,2 млн тонн стали. При этом ВСЕ машиностроение (включая гражданское) потребило лишь 2,6 млн. тонн, из которых на ВПК приходится в лучшем случае 1/3 (скорее, сильно меньше, т. к. более половины это автомобилестроение и вагоностроение). Прирост потребления стали машиностроением в 1 полугодие 2024 к аналогичному периоду прошлого года – 0,2 млн тонн. Это максимальная оценка увеличения военного потребления стали. В реальности большая часть роста потребления пришлось на автомобилестроение.

Сформулирую иначе: все военное потребление стали за полгода 2024 составило максимум 0,9 млн тонн и выросло максимум на 0,2 млн тонн к аналогичному периоду прошлого года. За тот же период в стройке было закопано 18,2 млн тонн(!). Сокращение гражданского строительства до уровня начала 2010-х позволит увеличить потребление стали ВПК в 10 раз.

Вообще потребление стали – отличная иллюстрация «всерьез не начинали». С учетом того, что Россия продолжает быть крупным экспортером, примерные расчеты (никто не публикует данных конкретно по ВПК, но можно получить диапазон обратным счетом из коммерческой аналитики Северстали) говорят о том, что на потребление ВПК по всей совокупности приходится 1,5-2,5% (точно не 5%, но вряд ли 1%) от всей произведенной в стране стали. Может ли «всерьез воюющая экономика» тратить на военные нужды 2% производимого ей ключевого расходного материала войны? Может ли она тратить на нужды гражданского строительства в 20 раз больше стали и в 2-3 раза больше людей, чем на военное нужды?

Всерьез воюющая экономика не строит автострады и мосты за тысячи километров от линии фронта, не разбазаривает людские и материальные ресурсы на улучшение жилищных условий в глубоком тылу, не позволяет тратить дефицитные ресурсы на гражданское потребление.

Всерьез воюющие страны не имеют бюджетного дефицита 2% ВВП. В США 1943 дефицит был 27% ВВП, в Англии во время войн не раз превышал 30%, про Германию даже говорить бессмысленно. Сегодняшний дефицит бюджета воюющей России меньше, чем в абсолютном большинстве не воюющих развитых стран. Всерьез воюющие страны не тратят на выплату пенсий пенсионерам в 1,5 раза больше денег, чем на военные расходы. Испытывающие проблемы бюджеты режут социальные расходы, чего пока «всерьез не начинали». Этот список можно продолжать бесконечно.

Первые признаки того, что они «всерьез начинают» постепенно переводить экономику на военные рельсы — это недавнее повышение ставки ЦБ и отмена льготной ипотеки. Направленные ровно на то, чтобы постепенно перераспределить ресурсы из строительной сферы. До 2024 года гражданское строительство только росло, несмотря на войну. Следующим сигналом будет проект бюджета 2025.

И вишенка на торте: в 2023 году в Москве ввели в строй 13 станций метро и еще 74 станции новой наземки (Собянин говорил даже о 130 станциях, но, насколько я смог разобраться, эта цифра видимо включает реконструированные и задваивает станции с пересадками). Я, когда эти цифры прочел, не поверил. Даже написал паре человек в Москву с просьбой подтверждения информации и чтобы узнать, слышали ли они вообще о том, что война идет? Это больше, чем когда-либо в истории. Это больше, чем за все время правления Лужкова. Это экстраординарный показатель даже по мировым меркам.Метро — штука дорогая.

Сформулирую иначе: за 2023 год длинна линий метро + наземки в Москве увеличилась на эквивалент 2 киевских метро. За год введено 2 киевских метро, Карл! Ну или 4/5 от метро Берлина за один военный год в якобы испытывающей проблемы экономике. Те, кто не понимает ВВП и не верует в статистику, может пройтись по этим станциям или прогуглить их фото. Особо въедливые – посчитать число станций и длину линий.

Понятно, что многое из этого строилось давно, однако во «всерьез воюющей», испытывающей проблемы с бюджетом стране никто не будет два военных года достраивать супердорогой и никак для войны не нужный объект.

Резюмирую: публика уже два года как принимает за информацию самовоспроизводящийся контур формирования вымышленной реальности откровенно глупыми или гонящимися за хайпом экспертами и СМИ, тиражирующими инфоповоды, по сути, не являющиеся информацией. Всё это формирует коллективные представления, полностью оторванные от реальности.

Бог с ней, с публикой, ей можно и профессора Соловья транслировать. Однако в этой искаженной реальности живут и люди, принимающие решения. И, помимо реально существующих факторов уязвимости Путина (нехватка людей, рост антивоенных настроений), они продолжают принимать во внимание ничем не подтверждающийся миф о том, что к прекращению войны Путина могут вынудить “экономические трудности”.

Есть байка, что, когда долгие споры проектировщиков о параметрах лунного грунта ни к чему не привели, Королев написал резолюцию: «для целей проектирования лунохода считать Луну твердой». Так вот. Для целей анализа перспектив войны на Украине следует считать российские экономические ресурсы бесконечными. От слова «совсем». Экономика может сыграть решающую роль в новой холодной войне на несколько десятилетий. Но в масштабах войны конкретно с Украиной нужно думать о чем угодно, но только не о российских экономических проблемах. С экономической точки зрения мы и правда «всерьез не начинали».

Материал: https://matveychev-oleg.livejournal.com/17882396.html

https://putc.org/o-degradacii-...

Картина дня

наверх