На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Natalija Osminina
    Потребление заставляет крутиться колесо финансовой пирамиды резервного доллара. Если мир вернется к нормальному потре...Михаил Хазин объя...
  • Виктор Галкин
    Светлана, вы правы на все сто)Разная Россия: В ...
  • Сергей К
    вообще-то все в мире относительно. Если Китай будет отброшен по потреблению, но станет при этом  явным лидером - он в...Михаил Хазин объя...

Наука лжи в эпоху спутников и цифровых технологий

Пропаганда США
 

Пропаганда – это часть искусства ведения войны, основанного на хитрости. Классическое военное искусство, прообразом которого является Троянский конь, ставит своей целью ввести в заблуждение противника. А с помощью пропаганды пытаются обмануть прежде всего собственный лагерь, чтобы добиться единства в нём.

Эти приёмы ведения войн затем стали использоваться также в коммерческих и в политических целях, что и предопределило широкое распространение пропаганды как метода и явления.

Первоначально все монархические и олигархические режимы довольствовались тем, что демонстрировали своё могущество с помощью церемониалов и публичной архитектуры. В отличие от них, демократические режимы с момента своего возникновения использовали пропаганду. Так, древнегреческая демократия создала софистику, то есть систему аргументации, с помощью которой можно было доказать любой постулат, даже самый бредовый.

В XVI веке клану торговцев Медичи удалось изобрести способ переписать свою историю, и убедить всех в том, что их предки были патрициями. Для этого они использовали наиболее известных деятелей искусства своей страны, которые своими произведениями «материализовали» их ложь.

В то время в Европе разгорались религиозные войны, и в ответ на бурный расцвет протестантства папа Григорий XV создал ведомство по защите и распространению католической веры — «Конгрегацию пропаганды веры» (Congregatio de Propaganda Fide), что послужило началом употребления слова «пропаганда».

Индустриальная эра привела к массовому исходу сельского населения, созданию крупных городских образований и возникновению рабочего класса. Когда «массы» стали входить в политику, французский социолог Густав Лебон заинтересовался «психологией толпы», то есть инфантилизацией индивидуума в различных социальных группах. При этом он открыл основной принцип современной пропаганды – чтобы манипулировать людьми, нужно свести их в толпу.

В сентябре 1914 г., сразу после начала Первой мировой войны, англичане в рамках Министерства иностранных дел создают Бюро военной пропаганды («Wellington House»). Как и Медичи, они используют известных писателей (таких, как Конан Дойл, Герберт Уэллс или Редьярд Киплинг), которые в своих произведениях приписывают немцам воображаемые преступления, и художников, которые отображают эти воображаемые преступления в своих картинах. Не обходят стороной и редакции таких газет, как The Times, Daily Mail, Daily Express, Daily Chronicle, которые они используют для публикации своих фальсификаций.

Эта модель была взята на вооружение президентом США Вудро Вильсоном, который в апреле 1917 г. создал Комитет публичной информации («Committee on Public Information»). Этот орган прославился тем, что использовал тысячи подкупленных местных лидеров («авторитетных людей») для распространения «доброго слова» («Four Minute Men»). Как это похоже на современную заказуху постов у «популярных блогеров»! Комитет также подталкивает развитие визуальной пропаганды, создав для этого специальные подразделения. Одно из них занималось плакатами, и в нём был создан знаменитый плакат «I want you!»:

Дай мне твою куртку, твои сапоги и твой мотоцикл!
Дай мне твою куртку, твои сапоги и твой мотоцикл!

Еще одно подразделение предназначалось для создания фильмов. Так было положено начало кинопропаганде.

Вместо великих писателей (которых в США просто не было) американцы использовали группу психологов и журналистов во главе с Эдвардом Бернейсом, племянником Зигмунда Фрейда, и Вальтером Липпманом, которые каждодневно придумывали ужасные небылицы о врагах США и распространяли их через прессу. Так от ориентации на деятелей искусства перешли к созданию рассказов о происшествиях («storytelling») по научно обоснованным методикам.

Занимая во время Первой мировой войны пост руководителя американской пропаганды, Вальтер Липпман пришёл к выводу о том, что людьми можно манипулировать как угодно. По его словам, демократия невозможна, если только не считать её приманкой для обеспечения согласия подданных.

В то время, когда англосаксы старались поразить воображение людей и сделать участие в войне модным занятием для молодежи, немцы проводили эксперименты по привлечению людей к участию в событиях на основе внушения и психического программирования. Были введены броские униформы, и от людей, которые их носили, требовали неукоснительно играть строго определённую роль. Также проводились грандиозные массовые политические и спортивные собрания, с помощью которых демонстрировалось «мнение подавляющего большинства».

Именно в это время возникла «современная пропаганда», то есть смешение верований, которые нельзя не только критиковать, но даже обсуждать. Человек в униформе, участвующий в факельных шествиях, не может подвергать сомнению нацистскую веру, не ставя под сомнение самого себя. Он не может осмысливать прошлое иным образом, чем это предписано, и не может формировать своё собственное представление о будущем — ведь и будущее тоже уже предписано.

Кроме этого, Йозеф Геббельс учредил ежедневные брифинги в Министерстве информации, на которых он употреблял новые «языковые элементы», которые должны были использовать журналисты. Таким образом формировалось то, что Оруэлл позднее назвал «новояз» — язык, который был привязан к государственной идеологии таким образом, что для выражения крамольных мыслей в нем просто не было слов. Речь теперь шла не просто об убеждении толпы, а о смене её ориентиров.

Немцы также были первыми, кто освоил новые средства коммуникации, которыми стали радио и кино. Радиоприемник был сделан доступным для всех слоев населения и вошел буквально в каждую немецкую семью.

Геббельс рассматривал пропаганду как средство борьбы с индивидуализмом. Он всегда говорил о важности повторения одних и тех же идей и «накачивании мозгов» масс для преодоления сопротивления интеллектуалов.

После Второй мировой войны Генеральная Ассамблея ООН под давлением СССР и Франции приняла серию резолюций (110, 381 и 819), запрещающих пропаганду и гарантирующих доступ к альтернативной информации. Каждое государство-член ООН внесло эти положения в своё законодательство о правах. В реальности же, разумеется, ничего не изменилось.

Во время холодной войны США и СССР соперничали друг с другом в части пропаганды. Наперекор распространённому мнению, в СССР при этом мало что изобрели нового, за исключением переписывания прошлого. В СССР вычеркивали из истории любое инакомыслие, ретушируя официальные фотографии и удаляя на них тех, кто был убран из официальной версии истории.

В это время США организовали работу радиостанций, вещавших на СССР, а для обработки «союзников» и оккупированных стран использовали Голливуд, гнавший потоками кинофильмы, расхваливающие американский образ мыслей. Также США создали якобы частные (и якобы научные) лаборатории идей («think-tank») — постоянно действующие организации, цель которых — оправдывать государственную политику. Судя по названию, их задача состоит не в том, чтобы что-то изучать и предлагать, как это делают университеты, а в том, чтобы анализировать и тестировать разного рода доводы в софистическом смысле этого слова.

Более интересен случай, когда американские ВС, столкнувшись с национально-освободительным движением в странах третьего мира, стали использовать пропагандистские методы для запугивания коммунистических сторонников и поддержки проамериканских режимов. До этого психологические войны направлялись на то, чтобы вызвать у противной стороны недоверие к своим командирам, и внушить мысль, что поражения не избежать. Теперь же американцы стали действовать тоньше. На Филипинах, например, генерал Эдвард Ландсдел распространил о миф о якобы живущих в лесах монстрах, пожирающих людей. Этим он отвадил людей ходить в лес и оказывать повстанцам, скрывавшимся в лесах, материальную поддержку.

http://topru.org/43567/nauka-lzhi-nachalo/

Ложь США
 

Продолжение материала про историю пропаганды и ее современные методы.

Для последних 25 лет характерны три феномена – общество зрелищ, спутниковая связь и цифровые технологии.

1. Общество зрелищ

Телевидение – это, в определённом смысле, сцена, поэтому пропаганда теперь основывается, главным образом, на инсценировках. Например, чтобы представить воссоединение Кувейта с Ираком в качестве военной агрессии (1990 г.) министерство Обороны США с помощью агентство Hill & Knowlton инсценировало выступление некой санитарки. Та рассказала, что видела, как иракские солдаты выкрали в кувейтском роддоме медицинские инкубаторы, оставив на верную смерть 312 находившихся там младенцев. «Санитарка» на самом деле оказалась дочерью кувейтского посла в США, во время событий находилась в США, а сама история про инкубаторы была полностью выдумана.

В 1999 г. был сделан ещё один шаг. НАТО организовало масштабное переселение людей, которое СМИ засняли и тут же его по-своему интерпретировали как «этнические репрессии» со стороны сербов. За три дня 290.000 албанцев мигрировали в Македонию. Подавление Югославией терроризма УЧК было представлено как истребление мусульман (план «подкова», предложенный министром Обороны Германии Рудольфом Шарпингом), чтобы после этого оправдать войну в Косово.

А в 2001 г. ещё хлеще. Два самолёта врезаются в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и эти башни рушатся. Эти события сопровождаются другими необъяснимыми явлениями — например, пожар полностью опустошает кабинет вице-президента США, в Пентагоне гремят два взрыва, а в Нью-Йоке рушится третий небоскреб, в который вовсе не попадало никаких самолетов. Власти прикрываются противоречивыми и расплывчатыми заявлениями — противоречивость и расплывчатость нужны, чтобы исключить постановку конкретных вопросов. В течение нескольких дней подряд по телевидению непрерывно транслируются картинки двух самолётов, сталкивающихся с башнями, так что у телезрителей голова идёт кругом. Конгресс в шоке от телевизионной картинки голосует за введение постоянного чрезвычайного положения (Patriot Act), и страна ввязывается в целую серию войн.

Пропаганда достигает совершенства тогда, когда зрители в течение длительного времени наблюдают один и тот же посыл, когда их заставляют его принять до такой степени, что даже если затем им показывают, что их обманывали и вынуждали принимать чёрное за белое — зрители всё равно верят в первоначальный посыл.

Вот вам пример: в 2003 г. весь мир стал свидетелем того, как иракцы рушат статую Саддама Хусейна. Президент Джордж Буш ст. комментирует в прямом эфире, что один из манифестантов, который кувалдой бил по ногам статуи, воскресил в его памяти события, связанные с падением Берлинской стены. Посыл состоял в том, что свержение президента Саддама Хусейна было освобождением народа. Однако после этого была широким планом показана площадь, и было видно, что площадь оцеплена американскими военными, а «манифестантами» оказалась всего лишь маленькая группа людей. Но комментаторы продолжали в том же духе, утверждая, что в этом действе участвовала чуть ли не вся страна. И подавляющее большинство людей на Западе до сих пор в это верит.

2. Спутниковая связь

В 1989 г. армия США, используя спутниковую связь, создала на базе канала местного телевещания первый международный канал «непрерывной информации». Использование прямого эфира якобы служило подтверждением подлинности информации, так как якобы из-за отсутствия времени на подделку о подделке не может идти речи. Но прямой эфир на самом деле не позволяет анализировать события и подтверждать их подлинность. То, что вам показывают в прямом эфире — может быть полностью постановочным действом, или показывать какую-то часть событий, в целом нехарактерную, или показываемая вам картинка может быть вовсе не связана с идущим поверх нее текстом комментатора.

Например, агентство CNN пыталось выдать попытку госпереворота, совершённую Премьер-министром Китая Джао Цзыяном, за потопленное в крови народное восстание на площади Тяньаньмень. Оно возвеличивало «бархатную революцию» в Чехии и убеждало зрителей, что именно полицейские убили манифестанта — показывая каких-то беснующихся людей. Оно «подтвердило» массовые убийства в Тимишоаре, представив трупы умерших, вывезенных из морга, в качестве демонстрантов, убитых полицейскими, или жертв пыток, с единственной целью оправдать свержение Чаушеску Ионом Илиеску. И эти примеры далеко не единственные.

По этому же принципу Катарский эмират прибрал к рукам арабо-израильский канал Al-Jazeera и сделал его рупором Братьев-мусульман. В 2011 г. этот канал сыграл существенную роль в операции «арабская весна». Однако его аудитория следует по той же кривой, что и аудитория CNN – сначала успех, последовавший за выдуманными сенсациями, а затем, когда ложь была раскрыта, он теряет существенную часть своей аудитории.

Качество подрывного вещания за рубеж было значительно улучшено после того, как передачи анти-кубинского «Radio Marti» ЦРУ стало транслировать на Кубу через систему AWACS.

В 2012 г. был подготовлен и осуществлен масштабный проект отключения сирийских спутниковых каналов и замены их двумя программами, которые должны были объявить о свержении режима и бегстве руководителей сирийского государства. С этой целью были синтезированы картинки, на которых показывался беглый президент Башар аль-Ассад. Однако ввиду ответных действий Сирии и России эта операция была прекращена, так как сигнал, транслировавшийся с базы АНБ в Австралии, был заменён на сигнал сирийского телевидения.

3. Цифровые технологии

Распространение цифровых технологий, в частности информатики и интернета, приводит к восстановлению роли индивидуума, хотя роль толпы остаётся прежней.

В 2007 г. ЦРУ распространило в Кении в регионах, населённых луосами, анонимные SMS с обвинениями кикиусов в подтасовке президентских выборов. Луосы тиражировали эти сообщения, и начались мятежи. В результате более тысячи убитых и 300.000 беженцев. В итоге, им предложили одуматься и насильно привели к власти Раилу Одингу.

В том же году ЦРУ провело проверку достоверности анонимных видео, снятых на мобильные телефоны. Широкоформатные изображения, полученные с помощью короткофокусных объективов, не позволяют получить чёткое изображение, а их неизвестное происхождение не позволяет определить, где они на самом деле были сняты. Тем не менее, видео с монахами, сжигающими себя в костре, или сцены вооружённых репрессий во время «Сафрановой революции» в Мьянмаре считаются достоверными. Их воспроизводили многие каналы, и они облетели весь мир.

Коалиция лжи

Техника пропаганды за последние годы не претерпела существенных изменений. Но саму пропаганду усилили путём создания коалиции лжи. До этого каждое государство проводило свою собственную кампанию, но начиная с войны в Ираке в 2002 г. министерства Обороны США, Великобритании и Израиля стали координировать свою деятельность по ведению пропаганды. Впоследствии к ним примкнули Катар и Саудовская Аравия. Эта коалиция пыталась манипулировать инспекторами ООН в Ираке, заставляя их поверить в существование оружия массового поражения. Не добившись успеха, она принялась одурманивать международные СМИ.

В 2011 г. эта коалиция создала в студии под открытым небом в Катаре видео о марше повстанцев на Зелёной Площади в Триполи. Сначала это видео было показано по британскому каналу Sky News. Это заставило ливийцев поверить в то, что борьба закончена, хотя она только начиналась, и НАТО смогло захватить город почти без потерь, но при 40 000 погибших с ливийской стороны. Саиф аль-Ислам Кадафи был вынужден придти на эту площадь, где под аплодисменты собравшихся сторонников он опроверг эти картинки, якобы переданные накануне с этой площади по Скайпу.

Особого размаха коалиция лжи добилась во время войны против Сирии, в которой сначала приняли участие 120 государств и 16 международных организаций. Такой коалиции история до сих пор не знала.

В октябре 2011 г. НАТО организовало в Джабал аль-Зуе, расположенном на севере страны, «город-свидетель». Служба по связям с общественностью турецкого премьер-министра возила туда западных журналистов, и они воочию убеждались в том, как население поддерживает «Сирийскую свободную армию». Однако операция закончилась после того, как один испанский журналист узнал среди командиров «Сирийской свободной армии» главарей Аль-Каиды в Ливии Абдельхакима Белхая и Махди аль-Харати. И неважно в данном случае, что никакой армии из дезертиров сирийских правительственных войск на самом деле не существует.

В 2012 г. на целый месяц перед всем миром предстают «революционеры эмирата Баба-Амр», якобы осаждённого и обстреливаемого правительственными войсками. Действительно, этот район был окружён сирийскими войсками, но его не обстреливали, ибо 72 солдата сирийской армии засели внутри супермаркета и тоже были окружены. Джихадисты взрывали дома, принадлежащие христианам, перекладывая вину за причинённые разрушения на Сирийскую Арабскую Республику. На крышах зданий они жгли покрышки, так чтобы густой чёрный дым был виден издалека. Каналы France24 и Al-Jazeera награждали главарей Революционного трибунала, работавших на месте в качестве «гражданских журналистов». А тела 150 мучеников, которых этот Трибунал приговорил к смертной казни и публично перерезал им голо, были представлены на телеэкранах в качестве жертв сирийских бомбардировок. Побывавший на месте популярный франко-американо-израильский писатель Джонатан Литтель недавно свидетельствовал, что «революция» была прекрасна. И опять картинки и свидетельства «жестокости режима».

В 2013 г. Соединённое Королевство для поддержки террористических формирований создаёт связную компанию InCoStrat. Она занимается распространением идеограмм и видео через мобильные телефоны. Создаётся иллюзия всеобщего недовольства сирийской республикой. Имея связь со спецподразделением ВС Великобритании (SAS), она выводит на сцену наиболее значительное формирование «Армия Ислама», которому Саудовская Аравия через Иорданию поставляет бронированные машины. Сшитые в Испании униформы передаются джихадистам на церемониях присвоения офицерских званий. Всё это снимается на видео профессионалами, и организованная таким образом армия представляется в качестве регулярной силы, способной соперничать с Сирийской арабской армией. Так навязывается мысль о том, что в стране идёт гражданская война, хотя на картинках фигурируют всего лишь несколько сотен лиц, большинство из которых иностранные граждане.

Материал: Тьерри Мейсан
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх