Внешнеполитическое завещание Лаврова



Отправляясь в Южную Азию, где глава МИД России начинал свою дипломатическую карьеру, Лавров, конечно, знал, что грядёт, поэтому его заявления на престижной международной конференции в Индии могут рассматриваться как внешнеполитическое завещание ветерана российской внешней политики.

Проходящая в Нью-Дели 14-16 января при участии представителей около 20 стран V Международная конференция «Диалог Райсина», считающаяся азиатским аналогом Мюнхенской конференции, стала трибуной, с которой глава МИД России Сергей Лавров сделал ряд важных заявлений.

Находясь в индийской столице, ветеран российской внешней политики не мог не знать, какие перемены ожидаются в Москве, что вместе с другими членами правительства ему придётся подать в отставку, и что поэтому его заявления по глобальным и региональным проблемам станут своего рода его внешнеполитическим завещанием. Хотя ведомство Лаврова было одним из трёх в России (плюс военное и налоговое), где царил полный порядок, министру скоро стукнет 70 лет.

На посту главы МИД России Лавров самоотверженно трудился с 2004 года и, как утверждают, уже не один год просил президента Владимира Путина о замене. Отсюда возникает особый интерес к последней зарубежной поездке Лаврова, ностальгическая часть которой пришлась на Шри-Ланку, где он работал на низшей посольской должности в 1972-1976 годах, но особенно к выступлению на важнейшей международной внешнеполитической конференции в Нью-Дели.

Долой концепцию «порядка, основанного на правилах»

Начнём с призыва к участникам делийского форума российского министра не допустить укоренения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) навязываемой Западом концепции «порядка, основанного на правилах». Эта лукавая формулировка, с помощью которой ведущие западные страны рассчитывают установить свой диктат в международных отношениях через голову ООН и региональных блоков вроде Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), в дальнейшей расшифровке не нуждается. Просто надо понимать, что речь идёт о западных правилах, которые не являются универсальными и приносят больше вреда, чем пользы, когда по ним заставляют играть незападные страны.

Лавров подчеркнул, что Москва ценит продвигаемую АСЕАН и Индией, являющейся членом СААРК, объединительную повестку дня в АТР, в то время как Австралия, США, Южная Корея и Япония пытаются продвигать альтернативный, т. н. Тихоокеанский подход, который, по словам главы МИД России, во многом ориентируется на концепцию «порядка, основанного на правилах». Лавров подчеркнул, что Тихоокеанский подход вовсе не является «более открытым и демократичным», как пытаются уверить окружающий мир практикующие его страны, так как они, напротив, «стараются перестроить существующие структуры в АТР и перейти от консенсуса, который создаётся посредством АСЕАН, к чему-то, что, наоборот, будет разделять этот регион». Лавров добавил, что Москва ценит позицию АСЕАН и Индии, которая заключается в том, что «стратегия АТР не должна обсуждаться таким образом, что кто-то останется в стороне».

Да здравствует многополярный мир

Разделяющей политике Запада Лавров противопоставил также объединительную политику России, напомнив, что между Москвой и Нью-Дели существует «особо привилегированное партнёрство», и «мы хотим развивать такие отношения со всеми странами региона». Глава российской внешней политики в этой связи сообщил, что очередная, уже где-то двадцатая по счёту трёхсторонняя встреча в формате РИК (Россия — Индия — Китай) состоится в марте или апреле 2020 года.

Лавров ещё раз подчеркнул, что Москва предпочитает продвигать форматы вроде РИК и родившегося из него БРИКС, которые «не разделяют, а объединяют» и не направлены «против кого-то».

Кроме того, Лавров предостерёг из столицы бывшей Британской Индии и могольских падишахов от применения в международных отношениях санкций и необходимости избавиться от любых методов, которые «делают отсылку к колониальным и неоколониальным временам».

«Санкции не работают, не думаю, что нам следует обсуждать санкции и другие недипломатические методы, когда мы говорим о будущем мира», — заявил глава МИД России.

Ну и, наконец, Лавров констатировал ослабление Запада и исчезновение его монополии на решение мировых проблем благодаря появлению многополярного мира.

«Создание G20 явилось признанием того, что G7 больше не может принимать решения по значимым проблемам. «Большая двадцатка» включает в себя и «Большую семёрку», и страны БРИКС, и другие государства, поддерживающие БРИКС по многим вопросам. Это работоспособная организация, особенно в ситуации, когда развивающиеся страны недовольны отсутствием прогресса в реформировании Совета безопасности ООН», — отметил глава МИД России.

Нужна реформа ООН

Лавров указал на несовершенство ООН, главным недостатком которой является «недопредставленность развивающихся стран» в Совете безопасности: «Индия и Бразилия абсолютно заслуживают быть представленными в СБ ООН наряду с кандидатом от Африки. Мы убеждены в том, что целью реформирования ООН является обеспечение должного учёта интересов развивающихся стран в центральном руководящем органе».

Глава российского дипведомства подчеркнул, что Устав ООН должен остаться краеугольным камнем международного права, именно им следует руководствоваться в решении всех мировых проблем. Лавров перечислил «универсальные принципы», попираемые сегодня западными странами, которые жизненно необходимы для успешной работы Всемирной организации: «суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности, разрешение споров мирным путём». Эти принципы, по его словам, «должны применяться ко всем и во всех ситуациях, возникающих в мире», ими же «необходимо руководствоваться при обсуждении любых вопросов, любых новых идей на мировой арене».

Не взрывать Персидский залив

В числе важнейших региональных проблем, имеющих ключевое значение для всей мировой политики, Лавров выделил опаснейшую ситуацию в зоне Персидского залива. Он напомнил, что российская инициатива о коллективной безопасности в этом регионе остаётся в силе.

«В ситуации куда менее опасной, чем сейчас, мы предложили странам региона подумать о коллективных механизмах безопасности, что-то вроде ОБСЕ для Европы, начиная с мер построения доверия, приглашения друг друга на военные учения. Мы говорили об этом со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: три поддержали сразу, другие три сказали, что им нужно время. Недавно мы вновь предложили эту идею», — сказал Лавров.

Глава российского МИДа разъяснил, что предложение Москвы шире инициативы Тегерана «заключить пакт о ненападении», поскольку оно направлено не только на то, чтобы не воевать, но «подразумевает транспарентность и сотрудничество» между Ираном и арабскими монархиями Залива.

Глава МИД России призвал не изолировать Иран, а теснее интегрировать его через полноценное членство в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где находятся «под одной крышей» бывшие советские республики, Индия, Китай, Пакистан, а Иран имеет пока что статус наблюдателя.

Не хватает Европы и Америки, но это поправимо

Во внешнеполитическом завещании Лаврова в силу специфики его южноазиатского турне не хватает европейской и американской проблематики. Безусловно, теперь уже и. о. министра иностранных дел восполнит этот пробел в ближайшее время, если не сохранит свою должность в новом составе кабинета. А если его всё-таки не отпустят, то это будут уже и дела. Очень может быть, что этот самый успешный и уважаемый в мире глава российской дипломатии использует для этого в качестве трибуны Мюнхенскую конференцию по вопросам политики безопасности, в которой он должен был по традиции принять участие.

Источник

Источник ➝

Шантаж Трампа и цены на нефть

Удастся ли Штатам спасти сланцевых производителей?

Кто следит хотя бы в полглаза за Большой нефтяной войной, тот знает:

- и о падении цен на чёрную жижу за последний месяц;
- и о видеоконференции ОПЕК+, которая должна была состояться сегодня 6 апреля;
- и о том, что Трамп пригрозил России и Саудовской Аравии значительными пошлинами на нефть если стороны не договорятся о снижении добычи, но сами США снижать свою добычу отказываются.



Приглашаю вместе более подробно пройтись по происходящему

Во-первых, уже известно, видеоконференция не состоится в обозначенные сроки и будет перенесена предварительно на 9-10 апреля. Чтобы достичь хотя бы каких-то предварительных исходных точек, с которых сторонам следует приступать к переговорам, необходимо время.



Во-вторых, давайте разберём, насколько ощутимы для производителей возможные американские пошлины на российскую и аравийскую нефть?

Трамп пообещал, что если Россия и Саудовская Аравия не договорятся о сокращении добычи, то Штаты введут пошлины на российскую и арабскую нефть.

США заинтересована в сбыте своей, сланцевой нефти. Но по низким ценам это убыточно для США. Да и качество сланцевой нефти желает лучшего. Для ее сбыта нужно ещё найти покупателя. Очень затратное производство по очистке сланцевой нефти не всем по карману. Соответственно США должны повышать цены на нефть, они кровно в этом заинтересованы. Но и Россия и Саудовская Аравия не готовы снижать объемы в угоду увеличения объемов нефтяников из США. Вот тут и проявляется противоречие интересов. Одни уже не могут, а другие более не хотят. И США придется пойти на снижение своих объемов, для сохранения хотя бы оставшихся.

Однако получится, что в сегодняшних условиях экспортировать США уже не смогут, а лишь за счёт пошлин, поднимут цены внутри США, тем самым поддержат свою сланцевую нефтяную отрасль. Но рассчитываться за это будет американский потребитель.

Насколько угрозы Трампа влияют на позицию Россию перед видео-встречей  производителей нефти в рамках ОПЕК+.?

Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2019 году составил 248,51 млн.тонн. В США отправлялось порядка 1 млн. тонн в месяц в начале 2019 года, рекорд 3 млн. тонн (21,6 млн.баррелей в месяц) был в декабре 2019 г. Даже если ориентироваться на последние поставки, это всё равно не более 10% российского экспорта. Ощутимо, но не ключевой фактор для принятия Кремлём того или иного решения.

Москве не столь принципиально, будет сокращение добычи или не будет, намного важнее совсем иной фактор. Путин, уже заявил, что если Дональд Трамп не согласится сокращать добычу, для других участников сделка НЕ будет иметь смысла. А вот в случае участия в этом США пока отказывается.

Более того, не стоит забывать в такой ситуации про Канаду, которая четвёртая страна по добыче. Через Канаду США могут все свои «излишки» (в случае сокращения Россией и Саудовской Аравией своих объёмов и повышения цен на рынке) продолжать поставлять на рынок Европы и Азии, и наращивать и отчуждать в свою пользу чужие доли рынка. Поэтому, необходимо не только, чтобы США присоединились к соглашению, но и канадцы.

В случае выполнения таких условий Россия может и пойти на сокращение своих объёмов и на 10 и даже на 15%. Потому что тогда в этом будет смысл - "партнёры" не зальют освободившуюся нишу своей нефтью.

А если нет, если договорённости не пройдут? Тогда и суда нет. И всё отрегулирует "Его Величество Рынок", чего так боятся американцы. А американский сланец уже катастрофически валится - всего за три недели с 13 марта по 3 апреля количество активных буровых установок снизилось на 18% - с 683 штук до 561.


И даже анонсированное Трампом введение заградительных пошлин слабо Вашингтону поможет:

- во-первых, американские производители, зависящие от продуктов переработки нефти, будут неконкурентноспособными;

- во-вторых, никто не станет импортировать дорогую американскую нефть.  Сейчас общий объем экспорта американской нефти достиг 3 миллионов баррелей в день, что в трое превышает тот объём, что американцы импортируют из России и Саудовской Аравии. Считайте сами, кто чей рынок займёт.


Резюмирую

Саудиты и США - стратегические союзники, США попросили и Молодой Принц сказал: "без проблем!" Но третья сторона не согласилась. Тогда молодой взбрыкнулся и перегнул. Тогда старший брат, который тоже пострадал от этого, пригрозил пальцем.

В конечном счете все придут к тому, что хотела Россия: включить в сделку Штаты, не обязательно в форме соглашения с ОПЕК, а ограничить их рост добычи, а нынешних условиях и сокращение. Для этого достаточно держать цены не выше $50.


Картина дня

))}
Loading...
наверх