Конфликт на Украине стал катализатором изменений в вопросах строительства международных транспортных коридоров, пишет Мохаммадбагер Фороу (Mohammadbagher Forough) на сайте TRENDS Research and Advisory (ОАЭ). Он отмечает, что транзитные коридоры из Китая в Европу, которые ранее предполагалось вести в том числе и через РФ, но теперь, после ввода всех видов эмбарго, этот маршрут стал менее привлекательным.
Зато новый импульс получил Срединный коридор, идущий в обход РФ, через Казахстан, Каспий и республики Закавказья. Еще один коридор, получивший значительный импульс после прошлого февраля, это Международный транспортный коридор Север-Юг (англ. INSTC), продвигаемый Ираном, Россией и Индией. В него также вовлечены другие участники, такие как Оман, Азербайджан, Афганистан и, косвенно, страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, которым этот коридор понадобится для получения сухопутного доступа к международным водам. В своей статье для ресурса The Diplomat, опубликованной через пару недель после начала конфликта, я предсказал, что этот коридор быстро приобретет куда большее, чем ранее, значение, учитывая тот факт, что все основные участники (Иран, Индия, и Россия) будет остро нуждаться в нем по разным причинам, включая санкции и географические реалии. Исполнение данного предсказания не заставило себя долго ждать – утверждает исследователь. Из-за своей географии Россия в условиях наложенных ограничений, продолжает автор, «отчаянно нуждается в коридоре Север-Юг», поскольку это единственный адекватный сухопутный путь, ведущий в Южную Азию. Она нуждается в нем хотя бы для того, чтобы дойти до теплых морей через Иран, и достичь Западной Азии в целом, включая регион Персидского залива, а также Африки. Индия же нуждается в этом коридоре из-за того простого географического факта, что она не может получить доступ к широким евразийским пространствам через своих двух соседей, а именно – Пакистан и Китай, с которыми у нее очень напряженные отношения. Отсюда и индийские инвестиции в иранский порт Чабахар, что сам Моди назвал золотыми воротами в Индию. Для Ирана вышеуказанный путь имеет огромное значение, учитывая, что страна была геополитически изолирована от Запада из-за санкций, однако все еще стремится быть неотъемлемой частью евразийской динамики. Иранские элиты склонялись к тому, чтобы страна стала цивилизационным и геоэкономическим перекрестком, несмотря на лозунг иранской революции 1979 года «ни на Восток, ни на Запад». Но со стартом событий на Украине стало ясно одно: коридор Север-Юг становится вопросом особой исключительной важности для РФ, и просто очень важным для Ирана, Индии, государств Средней Азии. Без этой инициативы эти акторы становятся геоэкономически несостоятельными – подчеркивает эксперт. Кроме того, исследователь отмечает возросшую для РФ роль Севморпути, хотя осваивать его в условиях санкций станет заметно сложнее.
Свежие комментарии