На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Петровская
    А поляки вообще умеют думать.забыв свою историю после второй мировой войны.Польша: Вообще-то...
  • Николай Жариков
    Думаю России сейчас  нужно растить не генералов ВС (хотя без них никак) а генералов экономикиВход — рубль, вых...
  • Николай Жариков
    Я В экономике не очень .НО никак не пойму почему всё это что делается сейчас  нельзя было сделать без СВО без санкций...Вход — рубль, вых...

150 рублей за литр бензина, за место в очереди – плати. Кто виноват в хабаровском коллапсе?

150 рублей за литр бензина, за место в очереди – плати. Кто виноват в хабаровском коллапсе?

 

И снова Хабаровск

Постепенно нормализуется положение в Хабаровске и его окрестностях, которые несколько дней страдали от недостатка бензина. И всё же до стабильности ещё далеко: в пятницу, 5 февраля, многие заправки ввели норму отпуска бензина в одни руки, вернее, в один бак – как правило, по 20 литров.

Напомним, что в середине января на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе вышел из строя циркуляционный компрессор для каталитического риформинга и резко сократился выпуск топлива. Выяснилось, что запасов топлива в крае нет. В результате аффилированные с заводом автозаправки сети ННК ("Независимая нефтегазовая компания") остались без бензина марок АИ-92 и АИ-95 (солярка и АИ-98 не исчезали), на заправках "Роснефти" выстроились огромные очереди.

Особую тревогу вызывало то, что проблемы возникли именно в Хабаровском крае, отметившимся в 2020 году массовыми выступлениями в поддержку "народного" губернатора Сергея Фургала, выбранного на протестном голосовании по принципу "Кто угодно, только не «Единая Россия»".

Бензин в интернете

Житель Дальнего Востока – по определению человек предприимчивый, без купеческой жилки в этих краях сложно. В Хабаровске мгновенно возникли два новых типа малого бизнеса – торговля местами в очереди на АЗС и перепродажа бензина с наценкой.

Самый ходовой АИ-92 на пике кризиса продавали по 150 рублей за литр, сейчас цены существенно снизились: стандарт перекупщиков – 90 рублей, можно найти и за 65.

 

Такая торговля никак не запрещена законом: у нас, к сожалению, вообще выстроена экономика перекупщика. В то же время местный врио губернатора Михаил Дегтярёв мог ввиду особых обстоятельств ввести запрет на спекуляцию топливом, но не сделал этого. Хотя, конечно, не факт, что это позволило бы как-то сократить очереди на АЗС.

А место в этой очереди непосредственно перед колонками оценивалось в среднем в тысячу рублей: сэкономленное время для многих дороже.

Нельзя не отметить, что общественный транспорт работал без значимых сбоев, так что вменяемые автомобилисты просто пересели на автобусы. Автомобили экстренных служб тоже заправляли без очереди, сбоев в работе скорых и полиции не зафиксировано. Но, понятно, есть и ситуации, когда без личного автомобиля просто никуда.

Проблемы наблюдались не только в Хабаровске, но и по всему краю; случаи дефицита топлива отмечены также в Приморье. Очевидцы отмечают при этом, что водители в Приморском крае существенно более дисциплинированны: немногочисленные попытки объехать очередь приводят к немедленному физическому воздействию. Хабаровчане же оказались более мягкотелыми – или, возможно, неофициальная "элита" этого края более грозная, чем у южных соседей.

Влажный бизнес

В этой ситуации в центре внимания СМИ оказался владелец ННК, бывший топ-менеджер "Роснефти" Эдуард Худайнатов. Это очень колоритный человек: о нём говорят, что он играет под простака, но при этом всегда добивается своего. Простецки подошёл он к делу и на сей раз – так, на сайте нефтеперерабатывающего завода в разделе новостей нет ни слова о спровоцированном аварией социальном коллапсе. Да и вообще последняя новость датирована 2018 годом.

Сложно сказать, насколько реальным является контроль Эдуарда (Еунатоновича) Юрьевича Худайнатова над принадлежащими ему активами. Но если это и номинальное владение, то оплачивается оно более чем щедро: бизнесмен славится роскошным образом жизни.

 

Обладает хозяин злополучного НПЗ и сверхъестественными способностями: согласно одному из расследований, он ухитрился сделать стюардессу из Балашихи наследницей некоей изготовительницы персональных духов для Наполеона Бонапарта. Ради такого счастья женщина даже поменяла – не только отчество (что характерно, на "Эдуардовна"), но и фамилию. Теперь они оба торгуют жидкостями: глава союза – бензином по 45 рублей за литр, его соратница – духами по 10 тысяч евро за флакон.

Нужны перемены

Ажиотаж постепенно спадает, на выходных спрос на топливо будет меньше, а к понедельнику ситуация, вероятно, нормализуется. Время извлекать уроки из произошедшего.

Частный бизнес в России так и не стал социально ответственным: увлёкшись красивой жизнью, монополист Худайнатов довёл завод до экстренного ремонта.

Выяснилось, что в стране с огромными запасами углеводородов может не быть стратегического запаса топлива даже на неделю. Тут вопрос уже не столько к нефтяникам, сколько к государственной власти, в том числе к Фургалу с Дегтярёвым. Куда смотрело областное правительство? Надо понимать, что государство у нас немаленькое, и оперативно перебросить значимые запасы топлива за несколько тысяч километров не всегда возможно.

На наш взгляд, сейчас уже правильно было бы задавать неприятные вопросы о компетенции Михаила Дегтярёва. Он уже не вчера назначенный губернатор, времени разобраться в ситуации было достаточно. Но он впервые высказался о топливном коллапсе лишь 4 февраля, хотя первые перебои были зафиксированы 18 января. Да и высказывание было так себе:

"Правительство края находится в тесном контакте с ННК… Как только начался ажиотажный спрос и резервы начали иссякать, мы запросили в Росрезерве дополнительный бензин". А его заместитель по ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук ругал жителей за "излишний ажиотажный спрос" и утверждал, что по топливу "создан запас".

Где этот запас – в объявлениях на "Авито"? В то же время радует, что сами жители протестного края отнеслись к ситуации более-менее спокойно. Не было ни уличных выступлений, ни серьёзных конфликтов. Люди понимают, что имело место ЧП, а не чей-то злой умысел, и ведут себя соответственно.

Но когда граждане оказываются умнее власти, они начинают искать другую власть. Сентябрьские выборы на Дальнем Востоке обещают быть более чем напряжёнными.

 

 

Картина дня

наверх